Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое содержание. Кто такие Тоторо и духи леса?. Почему только девочки видят Тоторо




Краткое содержание

 

Чтобы быть ближе к больнице, где мама Сацуки и Мэй лечится от туберкулеза, девочки с отцом переезжают в новый дом в деревне. Осматривая комнаты, сестры обнаруживают черных чернушек – маленьких духов сажи. Их соседи, мальчик Канта и его бабушка, помогают семейству обустроиться. После посещения больницы девочки успокаиваются – маму скоро выпишут. На следующий день Сацуки уходит в школу, папа работает в кабинете, а Мэй остается играть в саду, где неожиданно натыкается на маленьких Тоторо. Убегая от девочки, те проскальзывают в нишу камфорного дерева. Мэй идет вслед за ними и падает на брюхо огромного дремлющего Тоторо. Поиграв с ним, она и сама засыпает. Сацуки с отцом находят ее в зарослях, похожих на туннель. Когда она рассказывает, что встретила Тоторо, все трое идут к камфорному дереву, но не могут найти волшебный туннель. На следующий день после школы Сацуки и Мэй обнаруживают, что их папа, уезжая на работу в университет, забыл зонтик, поэтому девочки решают встретить его с работы на автобусной остановке. Вскоре начинает темнеть, дорога становится безлюдной, и Мэй засыпает на спине своей сестры. Внезапно появляется Тоторо. Сацуки одалживает ему зонтик, который его очень забавляет. Он дарит им мешочек с орехами и желудями, после чего уезжает на приехавшем за ним Котобусе.

Сацуки и Мэй высаживают семена в саду. Однажды ночью девочки просыпаются и видят танцующего вокруг грядки Тоторо, к которому немедленно присоединяются. После церемонии они крепко цепляются за его мохнатое брюхо, и Тоторо взмывает вверх на своем волшебном волчке. Спустя некоторое время в папино отсутствие Сацуки получает телеграмму из больницы и мчит к Канте домой, чтобы оттуда позвонить папе на работу. Выписка мамы, которая должна была произойти со дня на день, откладывается. Обеспокоенные девочки ссорятся, и Мэй решает в одиночку отправиться в больницу с початком кукурузы, который она приготовила для мамы. Заметив ее отсутствие, все соседи отправляются на поиски малышки. Отыскать Мэй Сацуки помогает Тоторо и его Котобус. Сестры воссоединяются и отправляются на Котобусе к маме в больницу, где тайком оставляют початок кукурузы на подоконнике ее палаты. Выписку мамы отложили на неделю. Встревоженные жители радуются возвращению девочек. А большой Тоторо и его маленькие помощники взбираются на верхушку волшебного дерева, и там Тоторо начинает играть на окарине.

 

Кто такие Тоторо и духи леса?

 

Весь фильм строится вокруг персонажа Тоторо, загадочного фантастического существа, с которым знакомят зрителя. Все, что о нем известно, это то, что он является духом леса (по‑ японски yokai), которому, по словам Миядзаки, больше тысячи лет. В фильме три разных Тоторо: О‑ Тоторо (серый и большой), Тю‑ Тоторо (синий и среднего размера) и Тиби‑ Тоторо (белый и маленький). Когда говорят о Тоторо, обычно имеют в виду большого. Эскизы к фильму показывают, что на Котобусе изначально было множество рисунков Тоторо. В финальной же версии остался лишь один вариант Тоторо, который своей уникальностью оставил яркий след в истории.

Эти волшебные существа никак не связаны с японской мифологией, они – вымысел Миядзаки. Образ Тоторо был вдохновлен существом по имени Мононоке из короткой манги, опубликованной в 1980 году[51]. Можно рассматривать его как сочетание кота, совы и тануки. Его не упоминавшееся ранее имя складывается из неточного произношения Мэй слова «тролль», которое по‑ японски произносится как [tororu]. Она уподобляет его троллю из своей детской книги, о которой говорит Сацуки и которую в финальных титрах мультфильма читает им мама. Но Миядзаки объясняет, что на самом деле люди не знают, как зовут этих существ. Происхождение Тоторо остается туманным, тогда как с Котобусом все более‑ менее понятно: в японском фольклоре некоторые старые тринадцатилетние кошки могут менять форму, поэтому их называют «бакэнэко» («кошка‑ оборотень»).

В первой версии раскадровки Тоторо должен был появиться в самом начале фильма, но продюсер Тосио Судзуки напомнил Миядзаки про «Инопланетянина» Стивена Спилберга (1982 г. ) и заставил передумать. В конечной версии фильма главный герой впервые покажется на экране только спустя полчаса. Всего же он появится четыре раза – суммарно это чуть меньше 15 минут экранного времени, т. е. 1/5 фильма.

 

Почему только девочки видят Тоторо

 

Тоторо, как и прочих духов леса (черных чернушек, Котобуса и, возможно, других), не могут увидеть или услышать взрослые. Они могут услышать их лишь как дуновение ветра (например, бег Котобуса или полет Тоторо на волчке в конце). То же и в случае с черными чернушками (которых можно встретить в «Унесенных призраками»): взрослые видят их как неодушевленную сажу. Однако в ответ на рассказ девочек о чернушках бабушка призналась, что тоже видела их, когда была маленькой. После случая на автобусной остановке Сацуки думает, что это был сон, но Мэй утверждает обратное. Две диаметрально противоположные версии произошедшего рождают интересную интерпретацию: четырехлетняя Мэй еще очень мала и может путать реальное с фантастическим, тогда как десятилетняя Сацуки показана ответственной девочкой, готовой взять на себя роль матери в доме. Между тем ее отец, писатель, который увлеченно работает над своей второй книгой, иногда забывает о ежедневных бытовых нуждах и не проявляет себя в качестве главы семьи. В определенном смысле она оказалась перед необходимостью примириться с его частым отсутствием и рано повзрослеть[52]. Интересно отметить, что поначалу Сацуки и Мэй не было в сценарии – героиней анимационной ленты должна была стать одна девочка лет шести. Затем Миядзаки решил «разделить» этого персонажа на двух, причем разновозрастных[53], десяти и четырех лет, чтобы показать разницу их восприятия. Финал анимационной ленты во многом опирается на эту разницу, чтобы в конце концов признать существование лесных духов – ведь именно к ним за помощью обращается Сацуки, чтобы найти пропавшую Мэй. Миядзаки четко дает это понять, как и то, что сестры больше никогда не увидят Тоторо – на это намекают финальные титры, в которых его попросту не оказывается. Согласно концепции режиссера, если бы Сацуки и Мэй остались в мире Тоторо, они никогда бы не смогли вернуться в реальный мир. Возвращение домой их матери означает конец этого волшебного периода, когда духи леса могли поддержать их в трудные времена.

Тем не менее существование Тоторо ставится под сомнение только с западной точки зрения. В культовом эпизоде с автобусной остановкой магическое вписано в реальность: своим присутствием Тоторо помогает не уснуть Сацуки, которая держит на своих плечах Мэй. Наконец, оставленный девочками початок кукурузы для мамы с нацарапанными на нем словами исключает любое толкование произошедшего как сновидения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...