Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смелость расстаться с детством




Смелость расстаться с детством

 

«Небесный замок Лапута» – размышление на тему взросления. Этот этап обычно ощущается трудным, но здесь он рассматривается как приключение, которое дарует свободу и одновременно заставляет осознать ответственность за принятые решения. Однако нельзя забывать и об ответственности, которая наступает после сделанного выбора. Пазу храбрый и решительный, несмотря на свой юный возраст, он живет один. Семья его начальника, а с ним и весь поселок поддерживают Пазу и оценивают смелость, которая проявляется в его характере. Но вместе с тем кажется, что мальчик ищет настоящих приключений, о чем говорит его возбуждение, когда речь заходит об отце и обнаруженном им легендарном летающем острове. Пазу демонстрирует выдающиеся для своего возраста интеллектуальные способности – достаточно взглянуть на то, какой корабль он сооружает в одиночку. После встречи с Ситой и ее рассказа о себе Пазу решает защитить девочку от преследователей и отправляется в путь, подвергая себя самого опасности. Он быстро понимает, что для спасения Ситы и достижения Лапуты ему нужны союзники. Его рассудительность и понимание, как выстраиваются взаимоотношения между людьми, дают ему осознать, что пираты – это хороший выбор, но только для этой авантюры.

Пазу и Сита, оба сироты, встречаются со множеством персонажей, которые берут на себя родительские функции. Сначала это начальник шахты, который обучает Пазу профессии и самостоятельности. Затем дядюшка Пом, который становится своего рода духовным наставником. Наконец, пара Доры и Деда – первая в этом приключении играет в некотором смысле эмоциональную роль мамы, а второй отвечает за обучение Пазу техническим навыкам. Умение создавать, поддерживать и чинить летающие машины в мире Лапуты – это и есть свобода. Для Ситы взросление состоит в первую очередь в понимании и принятии королевского наследия, в любви ко всем формам жизни и самоотдаче вплоть до самопожертвования.

Но мир взрослых не такой мрачный, как можно подумать, глядя на Муску: пираты, которые любят драться, становятся кроткими перед чистотой и красотой Ситы. И даже Дора, напористость которой порой становится невыносима, не может сдерживать свое желание опекать и помогает главным героям во второй части фильма. Тех же «фальшивых злодеев» можно встретить и в «Порко Россо», а что касается Доры, то ее видоизмененные черты угадываются в Юбабе из «Унесенных призраками». Муска становится третьим и последним (на настоящий момент) по счету негодяем (первые два – это Лепка из «Конана – мальчика из будущего» и граф из фильма «Люпена III: Замка Калиостро»), от которого избавляется Миядзаки. Переход к зрелости плавно происходит на протяжении всего фильма. Первые эпизоды (утро Пазу и Ситы, потасовка жителей поселка с пиратами или погоня в шахтах) воспринимаются как «манга‑ эйга»[45] студии Toei Animation, близкой по духу к забавным комиксам, в то время как последующие эпизоды (начиная с похищения Ситы) показаны в более серьезной манере. Тематически, в противовес визуальной составляющей, тут есть переходы от небесного к земному, от вертикали к горизонтали, от внезапных подъемов до страха полета и гибельного обрушения.

 

Опасность подавляющей власти

 

Фильм также критикует жажду наживы и неуважение к природе. Армия и военные представлены здесь сборищем тупиц под руководством скорее глупого, чем злого генерала. Их действия лишены смысла, не осознаны в историческом контексте, на Лапуту они прибывают только ради ее разграбления – ни о каком уважении к окружающей среде говорить не приходится. Миядзаки изображает их неспособными обдумывать свои поступки. Можно сказать, что это критика покорного полицейского японского общества, неспособного анализировать, отупевшего в своей решимости к коллективному разрушению и трусливому бегству. «Небесный замок Лапута» – порицание слепого стремления к власти. В начале анимационной ленты Лапута – всего лишь легенда, но когда история собирается в единое целое, она становится метафорой постепенного упадка. Лапута – свидетельство существования цивилизации, которая стремилась (что ей и удавалось) к господству над Землей.

Жители Лапуты владели невероятно продвинутыми технологиями. Все начинается с кристалла, наделенного немыслимой силой и позволяющего парить в воздухе гигантскому дереву, а также саду и сооружениям, которые на нем расположены. Здесь есть здание со стеклянными стенами: снаружи нельзя рассмотреть, что находится внутри, но опыт Пазу и Ситы показал, что на самом деле – возможно. Не стоит забывать про гигантских роботов: они умеют летать, обладают разрушительной силой, их невозможно победить, а еще они самоуправляемы, что объясняется близостью к магическому кристаллу. Но едва ли не главное – это оружие, спрятанное в подземелье острова. Оно напоминает лазер, который способен вызвать чудовищный по силе взрыв, сравнимый с действием атомной бомбы. Радиус поражения этого оружия таков, что Муска уподобляет его «небесному огню, уничтожившему когда‑ то Содом и Гоморру» и «стреле Индры из “Рамаяны”». Именно боевое оружие помогло Лапуте установить контроль над Землей со своей «небесной позиции», представляющейся божественной и карающей. Это прямая параллель с «Путешествиями Гулливера» – за 700 лет до событий фильма остров Лапута опустел, и его жители (хоть и не все) вернулись на Землю. Сита и Муска – дальние потомки королевской семьи с Лапуты. Объяснение, почему они вернулись на Землю, дает в конце фильма сама Сита, воскрешая в памяти песню, в которой говорилось про эти события. Отдалившись от природы и кормящей земли, жители острова потеряли самих себя, так что нетрудно представить положение, в котором они оказались.

В финале двум главным героям удается воплотить в жизнь свои мечты, которыми они грезили на протяжении всего фильма. Пазу смог убедиться в существовании Лапуты и правоте отца. Сита смогла возобновить связь с предками и понять, какие ошибки они совершили. Кульминационный разгром замка освобождает Лапуту от «технологического нароста», позволяя ей также избавиться от оружия, господствующего над Землей. На острове остается лишь гигантское дерево[46] и разбитый вокруг сад. В нем роботы, чья сила кажется такой разрушительной, наслаждаются безмятежностью, живут в гармонии с флорой и фауной и даже встают на защиту других форм жизни (например, оберегают птичьи гнезда). Природа медленно и осторожно возвращает свои права, что свидетельствует о победе над технологиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...