Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Здоровье детей зависит от следующих факторов: 1. Биологические (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15 %; 2. Экологическая среда (качество воздуха, воды, продукты питания и др) – на 15 %; 3. Образовательная среда (условия, программа, режим обучения, учебные нагрузки) – 30 %; 4. Социальная среда (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др) – 40 %. В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Не являясь непосредственной причиной заболевания, эти факторы обусловливают функциональные отклонения роста и развития, способствуют возникновению заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу. К биологическим факторам, формирующим здоровье ребенка, относят состояние здоровья матери, осложненное течение беременности и родов, перинатальную патологию, генетические факторы. Генетические мутации вносят свой вклад в формирование наследственных болезней или определяют предрасположенность к ним. Наследственные болезни и врожденные пороки составляют до 30% случаев госпитализации детей. Особого внимания требуют многофакторные заболевания с наследственной предрасположенностью. К ним относится значительная часть хронических соматических и нервно-психических заболеваний взрослого человека: атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, аллергические заболевания, шизофрения и др. Факторы внешней среды, формирующие здоровье детей и подростков, обобщенно можно представить следующим образом:
• факторы, формирующие уровень и качество жизни; • школьная среда; • качество объектов окружающей природной среды и климат. Среди социальных факторов выделяют такие, как неполная семья, уровень образования родителей, психологический климат в семье, вредные привычки родителей, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, нездоровое питание. В семьях с низким достатком регистрируются более высокие уровни заболеваемости детей, продолжительности госпитализации, смертности от несчастных случаев и травматизма. С падением качества жизни семьи появляются предпосылки для хронизации болезней ребенка. По данным Т.И. Максимовой (2003), среди семей с высоким уровнем жизни хронические заболевания обнаруживаются у 1/7 этой категории детей, а в семьях с низким уровнем жизни количество хронически больных детей достигает почти половины. В неполных семьях заболеваемость и количество часто болеющих детей выше, чем в семьях полных. У детей первого года жизни среди социальных факторов преобладают характер семьи и образование родителей. С возрастом больший вклад в формирование здоровья ребенка вносят жилищные условия, доход семьи, вредные привычки родителей. К числу таких факторов относится табачный дым в окружающей среде. Пассивное курение может вызывать инфекции нижних дыхательных путей, пневмонию, бронхит, обострение астмы. Воздействие сигаретного дыма в детском возрасте способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений нейропсихического развития во взрослом периоде жизни. По мере того, как у ребенка расширяются социальные связи вне круга семьи, все большее значение в плане формирования ценностных установок, отношений и моделей поведения детей и молодежи приобретают такие факторы, как окружающая среда в школе, давление со стороны сверстников и средства массовой информации. Поведенческие факторы риска (курение, наркомания, употребление алкоголя) представляют реальную угрозу здоровью подростков на этапе созревания и в зрелом возрасте.
Факторы школьной среды определяют 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы их влияние удваивается, достигая 20,7%. Еще в середине XIX в. было установлено высокое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, астении, анемии - заболеваний, получивших название «школьные болезни» из-за их очевидной связи с неудовлетворительной организацией обучения: недостаточной освещенности классов, неправильной формы и размеров школьной мебели, перегрузки учебными занятиями. В настоящее время снижение остроты зрения продолжает занимать одно из ведущих ранговых мест структуры заболеваемости школьников. За период обучения в школе распространенность нарушений зрения увеличивается в 2-3 раза. Острота зрения снижена у каждого шестого старшеклассника. Нарушения осанки, в том числе сколиозы, также широко выявляются среди учащихся массовых школ, особенно 1-й ступени образования. За период обучения от начальных классов к старшим распространенность сколиозов увеличивается в 3,5-4 раза. Указанная патология выявляется у каждого 20-го старшеклассника. В современной школе сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся: • интенсификация образовательного процесса; • компьютеризация обучения; • применение новых форм обучения, в том числе с увеличением продолжительности учебной недели; • существенное снижение двигательной активности, выраженная гипокинезия; • учебный стресс. Специалисты отмечают, что возросшие учебные нагрузки нередко в несколько раз превышают психофизиологические возможности учащихся. Первоклассники физически, психологически и умственно готовы воспринимать лишь 6-7% предлагаемого им объема нагрузки. У выпускников школы наблюдается резкое ухудшение нервно-психического здоровья, обусловленное, в том числе, дополнительными занятиями на подготовительных курсах вузов или занятиями с репетиторами. Учебный день школьников младших классов достигает 10 ч, а старшеклассников - 12-15 ч. Нехватку времени учащиеся компенсируют за счет сокращения продолжительности сна и уменьшения двигательной активности. Положение усугубляется заменой подвижных игр во дворе на компьютерные игры. Сегодня не менее 75% детей школьного возраста страдают гиподинамией. К концу рабочего дня и недели у 40-50% школьников регистрируется выраженное утомление, у 60% - изменения артериального давления, у 80% - невроподобные реакции.
I группа – здоровые дети, которые по указанным критериям не имеют отклонений (не имеющие хронических заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе). II группа – дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями в состоянии здоровья, но без симптомов хронического заболевания; с измененной резистентностью, отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии (ПА – дети раннего возраста только с факторами риска в анамнезе). III группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронических заболеваний, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными острыми заболеваниями, нормальным уровнем функций организма. IV группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия, могущие посещать детские учреждения) V группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях. Состояние здоровья ребенка при нескольких диагностируемых заболеваниях или отклонениях оценивается по основному и самому тяжелому из них. Сочетание хотя бы двух неблагоприятных вариантов анамнеза, например, социальный и генеалогический, служит основанием для зачисления ребенка во П группу. При заключении о состоянии здоровья ребенка в “Истории развития” следует отразить группу здоровья и краткие показания, определяющие его группу здоровья. Например: группа здоровья П (часто болеет острыми респираторными заболеваниями, дефицит массы тела 1 степени); группа здоровья Ш (кариес зубов, декомпенсированная форма). В зависимости от изменений состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе динамического наблюдения может изменить группу или оставить ее прежней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|