Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гигиеническая оценка урока физического воспитания в школе.




Схема оценки организации урока физической культуры

Соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся.

Методически правильное построение урока с выделением отдельных частей, создание оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки.

Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки.

Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

Проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или бассейне.

Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Сдвоенные уроки физической культуры не допускаются (за исключением лыжной подготовки). В учебном расписании уроки нежелательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В недельном расписании предпочтительно их включать в дни, когда начинается снижение работоспособности у школьников.

В структуре урока физкультуры выделяют 3 части:

Подготовительная (вводная) - 5-10 минут (построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, легкий бег и др.). Ее задача - создать эмоциональное настроение учащихся, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Основная - 25-30 минут (общеразвивающие и другие упражнения в соответствии с учебным планом, спортивная игра). Ее задача - обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.

Заключительная - 3-5 минут (ходьба с выполнением дыхательных упражнений, подведение итогов урока). Ее задача - обеспечение постепенного снятия двигательного возбуждения.

 

Факторы, детерминирующие здоровье ребенка и взрослого человека. Значение здорового образа жизни.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов Факторы
Укрепляющие здоровье Ухудшающие здоровье
Генетические (15-20%) Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям
Состояние окружающей среды (20-25%) Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение (10-15%) Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни (50-55%) Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний

Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:

биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.);

природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);

состояние окружающей среды;

социально-экономические;

уровень развития здравоохранения.

Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:
- ЗОЖ положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
- ЗОЖ способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
- ЗОЖ обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
- ЗОЖ является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
- ЗОЖ обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;
- ЗОЖ позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
- ЗОЖ обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

 

Основные элементы здорового образа жизни ребенка и взрослого человека; роль врача в его формировании.

Структура ЗОЖ включает следующие факторы:

- оптимальный двигательный режим;

- тренировку иммунитета и закаливание;

- рациональное питание;

- оптимальную психофизиологическую регуляцию;

- психосексуальную и половую культуру;

- рациональный режим жизни;

- отсутствие вредных привычек;

- валеологическое самообразование.

В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т. д.), личностно-мотивационные особенности личности.

 

Роль врача

совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;

создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);

создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;

мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;

профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;

мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...