Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закаливание; понятие, принципы и методы проведения закаливания.




ЗАКАЛИВАНИЕ - комплекс мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов и устойчивости организма к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (повышение или понижение температуры воздуха, воды и др.) путем систематического воздействия этими факторами.

ЗАКАЛЕННОСТЬ - качество организма, обеспечивающее его сопротивляемость неблагоприятным метеорологическим факторам. Любые адаптивные реакции имеют общий, неспецифический характер и специфический, связанный с качеством действующего агента.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКАЛИВАНИЯ

Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания (возраст, группа здоровья, состояние ЦНС).

Постепенность закаливания. Постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора путем снижения температуры раздражителя или увеличения площади, па которую он воздействует, или удлинение экспозиции.

Систематичность закаливания. Необходимость этого обусловлена условно-рефлекторным характером ответных реакций па закаливающий фактор. Длительный перерыв ведет к угасанию выработанных условных рефлексов: у детей дошкольного возраста через 5-7 дней, у взрослых - в течение 2-3 педель.

Разнообразие средств закаливания. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания, в основном, повышает сопротивляемость организма данному раздражителю.

Оптимальное тепловое состояние детей. Оптимальная ответная реакция возможна только в условиях теплового комфорта. Максимальный эффект тренировки функции терморегуляции может быть достигнут лишь при кратковременных периодических воздействиях раздражающего фактора, поскольку длительное напряжение функции
вызывает ее истощение. Если ребенок охлажден, т.е. уже возникла защитная сосудосуживающая реакция, выработать должный ответ на закаливающее воздействие не удастся. В условиях перегрева, сопровождающегося напряжением терморегуляции и соответственно усилением потоотделения, даже умеренные закаливающие воздействия
могут привести к переохлаждению организма ребенка, так как при повышенной влажности кожи существенно изменяется ее теплопроводность.

Положительная эмоциональная настроенность. Закаливающий эффект связан с возрастными особенностями условнорефлекторных реакций у детей. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует перенести или изменить характер воздействующего фактора.

Постоянный контроль за влиянием процедур на организм. Нерациональное применение закаливающих процедур, особенно чрезмерное пользование сильнодействующими факторами, отрицательно влияет на организм ребенка и может привести к тяжелым расстройствам здоровья.

Закаливание в повседневной жизни ребенка

1. Оздоравливающее действие чистого воздуха, рациональное сочетание температуры воздуха и одежды.

При указанной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах. При отклонении температуры воздуха помещений от указанной тепловой комфорт ребенка достигается изменением слойности его одежды. Для поддержания нужной температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание (в присутствии детей, с одной стороны открыты 1-2 фрамуги), а также
сквозное проветривание (кратковременно, 5-7 минут, в отсутствии детей).

2. Оздоравливающее действие воздуха при организации дневного сна.

В теплое время года для сна надувают легкое белье с короткими рукавами, летом в жаркие дни дети могут спать в одних трусах. После укладывания детей сквозное проветривание на 5-7 мин., затем одностороннее проветривание. В холодное время года при организации сна в групповом помещении и спальне с температурой воздуха 15-16° ребенок одевается в пижаму, укрывается теплым одеялом. На отапливаемой спальне-веранде с температурой воздуха 5-0° ребенок должен иметь спальный мешок, пижаму, косынку, носки; на неотапливаемой веранде с температурой воздуха - 10-15° - спальный мешок, носки, косынку, поверх мешка теплое одеяло (матрацы и спальные мешки храпят в теплом
помещении).

3. Прогулка.

В зимний сезон года дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4-5 часов ежедневно. Одежда и обувь ребенка должны соответствовать сезону и погоде, обеспечивать свободу движений и тепловой комфорт. Дети до 3 лет зимой выходят па прогулку в безветренную погоду при температуре наружного воздуха до - 15°, 4-7 лет - до - 22°, при этом длительность прогулки сокращается. Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постепенно облегчается до трусов.

4. Хождение босиком.

В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать надо в жаркие дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-3 минут до 10-12 минут и продолжать при более низкой температуре воздуха (до 20°). Затем приучать ходить детей босиком в помещении. Перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Для детей 5-7 лет можно рекомендовать занятия утренней гимнастикой
сначала в носках, а затем босиком (в зале с паркетным, пластиковым или покрытым ковром полом).

5.Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года в соответствущей сезону спортивной одежде.

6.Использование воды в целях закаливания детей сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием является постепенное снижение температуры воды при умывании и для завершающего полоскания при мытье ног. Дети до 3 лет моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом и по мере привыкания к
процедуре увеличивается зона воздействия: руки до локтя, верхняя часть груди и спины.

Специальные меры закаливания

При организации специальных закаливающих мероприятий детей делят на три группы: группа - здоровые, ранее закаливаемые; группа - здоровые, впервые приступающие к закаливанию, или имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 группа - имеющие хронические заболевания или после длительного заболевания.

По мере закаливания, но не ранее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критериями для этого должны быть отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

Все рекомендации по специальным мерам закаливания (температура и экспозиция фактора), излагаемые ниже, соответствуют функциональным возможностям детей 2 группы. Для детей 1 группы конечная температура воздуха и воды при закаливании - на 2-4° ниже рекомендуемой для 2 группы; для детей 3 группы - на 2° выше, температуру действующего фактора следует снижать более медленно (через 3-5 дней при местном воздействии и через 5-6 дней при общем)
или уменьшать время воздействия.

Классификация специальных мер закаливания

по силе воздействия: местные (обтирание, обливание, ванна), общие (обтирание, обливание, ванна, купание в открытом водоеме);

по продолжительности;

- по действующему фактору (воздух, вода, солнце).


Начинается закаливание с более мягких воздействий (местных), закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.

1. ВОЗДУШНАЯ ВАННА - наиболее мягкая специальная закаливающая процедура.

Рекомендуемая температура воздуха в помещении при
проведении воздушных ванн

 

Возраст детей Климатические зоны
  местные местные общие
начальная начальная конечная начальная конечная
До 2 лет 2 - 3 года 4-7 лет 23 22 20 - 18 18 - 16 16 - 14 23 22 22   21 - 20 20 19 - 18

Местную воздушную ванну ребенок начинает получать находясь в одежде, оставляющей обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий; общую - при смене белья, после дневного и ночного сна. Дети до 1 года жизни получают воздушную ванну при каждой смене белья (3-4 раза в день) и при проведении массажа и гимнастики. Продолжительность увеличивается с 2-3 минут до 4-8 минут.

В последнее время широкое использование приобретает метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. Это обеспечивает хорошее настроение и мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском учреждении, по и дома.

2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ начинается с предельно слабых воздействий (местных и непродолжительных), затем переходят к общим мероприятиям.

2.1. МЕСТНЫЕ ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.

В раннем детстве подмывание ребенка следует использовать для закаливания, температура воды при этом постепенно снижается с 29-30е до 22-20° (па 2° через каждые 5-6 дней).

Местное влажное обтирание назначается ослабленным детям, после перенесенных заболеваний. После влажного обтирания кожу растирают сухим полотенцем с применением Мягкого массажа до появления умеренного покраснения. Начинают с обтирания рук, ног, туловища и постепенно переходят к обтиранию всего тела.

Обливание оказывает большой раздражающий эффект, так как действие оказывает не только температура воды, по и давление ее массы.

Местное обливание ног проводят из ковша при температуре воздуха в помещении не ниже 20°. Сосуд с водой (0,5 - 0,3 л) держат на расстоянии 4-5 см от тела, обливают нижнюю часть голени и стопу. Собственно обливание продолжается 15-20 сек., затем следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обычно обливание рекомендуется проводить после дневного сна, летом - сочетать с мытьем ног после прогулки. Температура воды: 30°, через 1-2 дня снижают па 2° до 18-16° для детей 2-3 лет и до 16-18° для детей 4-7 лет.

Контрастное обливание ног (с использованием разных температур воды) рекомендуется для детей раннего возраста при наличии закаливания в холодный период года, при снижении температуры воздуха в групповых помещениях ниже 20°, в период эпидемической обстановки в детских образовательных учреждениях (ОРВИ и др.). Щадящий вариант (для ослабленных детей, после болезни): вначале ноги обливают теплой водой (36-35°), затем сразу прохладной (24-25°), затем опять теплой (36-35°). Постепенно температура теплой воды увеличивается до 40°, а холодной снижается до 18°. Заканчивают процедуру сухим растиранием.
Закаленным детям и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание - сначала холодной водой (24-25°), потом теплой (35-36°) и затем опять холодной, с таким же постепенным изменением температуры воды.

Хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний зубов, слизистой оболочки полости рта и носоглотки является систематическое (утром и вечером) полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры (0,5 стакана воды). Приучать детей к этом можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно приучать полежать горло.

2.2. ОБЩИЕ ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (обтирание, обливание, купание) проводят не ранее, чем через 30-40 минут после приема пищи.

Общее обтирание делают варежкой из мягкой ткани, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (способствует устранению застоя крови в венах и капиллярах). Сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот, спину. Обливание всего тела должно проводиться при температуре воздуха не ниже 23°. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (1,5-2 л), поднимая ее всего па 6-8 см выше ребенка. Процедура длится 15-35 сек., затем следует сухое растирание. Температура воды: 35°, затем через каждые 3-4 дня снижают на 2° до 28-26° для детей до 3 лет, до 24° - для детей 3-4 лет, до 22° - для детей 5-7 лет. Достигнув конечных температур воды, продолжают обливание в течение 2 месяцев для
обеспечения эффекта тренировки. Затем можно усиливать действующий фактор или увеличивать время его действия.

Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать в летнее время игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках (температура воды не ниже 20°, экспозиция с 30 сек. до 5-10 мин.).

Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действующей процедурой, так как при этом па всю поверхность кожных покровов ребенка одновременно влияют 3 основных фактора: свежий воздух, большая масса воды и солнечная радиация. Купание лучше всего начинать при установившейся безветренной погоде с температурой воздуха и воды не ниже 23° (затем можно при более низкой, по не менее 20°). Наилучшее время купания с 10 до 12 часов. Продолжительность первого купания ограничивается 2-3 кратковременными погружениями в воду. Затем их длительность увеличивается до 2-3 мин., по мере привыкания - до 5-6 мин. Купаться следует не более 1 раза в день. Необходимо следить, чтобы дети не входили в воду разгоряченными иди переохлажденными. При малейших признаках переохлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) купание прекращают. После купания следует досуха растереть тело и одеть ребенка.

3. ЗАКАЛИВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ОБЛУЧЕНИЯ.

Солнечные ванны.

Использование искусственных источников излучения.
Медицинских противопоказаний для закаливания воздухом и водой не должно быть, исключение составляют только острые заболевания.
После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1-2 процедуры, а не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья - на 3 процедуры. Дети, имеющие хронические заболевания, должны приступать к закаливанию в летнее время при обеспечении индивидуального подхода в дозировании процедур

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...