Организация первоначальной подготовки спасателей
Стр 1 из 27Следующая ⇒ Сборник примерных программ первоначальной и Профессиональной подготовки Спасателей МЧС России К ведению поисково-спасательных работ
Департамент пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России
Москва 2015 год СОДЕРЖАНИЕ Примерных программ первоначальной и Профессиональной подготовки спасателей МЧС России К ведению поисково-спасательных работ
Примерные программы первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России предназначены для обучения спасателей поисково-спасательных формирований, воинских спасательных формирований и организаций МЧС России в центрах подготовки спасателей МЧС России, образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования МЧС России, а также в других образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки спасателей (далее – образовательные учреждения).
В них изложены требования по организации первоначальной и профессиональной подготовки спасателей, расчет часов, задачи обучения по предметам обучения для спасателей по различным классам квалификации; методические указания; примерные учебные и учебно-тематические планы, наименование тем, количество часов на их изучение и содержание занятий; рекомендуемая литература. Примерные программы первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России разработаны на основе аналогичных программ, утвержденных Главным военным экспертом П.В. Платом 24.12.2009 г., и доработаны с учетом замечаний и предложений аварийно-спасательных формирований и Центров подготовки спасателей МЧС России. Программа профессиональной подготовки спасателей включает программы подготовки спасателей по классам квалификации: «спасатель», «спасатель 3 класса», «спасатель 2 класса», «спасатель 1 класса», «спасатель международного класса». На основании настоящих типовых программ образовательные учреждения разрабатывают и утверждают учебные программы подготовки спасателей. Типовая программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России предназначена для подготовки граждан, впервые приобретающих статус спасателя, к ведению поисково-спасательных работ.
Типовая программа профессиональной подготовки спасателей МЧС России предназначена для совершенствования и развития знаний, умений и навыков спасателей к ведению поисково-спасательных работ. Программы могут быть применены для обучения спасателей профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
I. Первоначальная подготовка 1. Примерный учебный план
Организация первоначальной подготовки спасателей Первоначальная подготовка спасателей МЧС России организуется и проводится на основании приказов, распоряжений МЧС России, организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и настоящей Программы. Программа разработана на срок обучения продолжительностью 3 месяца. На подготовку отводится 3-4 учебных дня в неделю. Остальные дни отводятся на техническое обслуживание техники, на выходные и праздничные дни. Продолжительность учебного дня − 6 часов, учебного часа 45 минут. В целях изучения рекомендованной литературы при подготовке к очередным занятиям, а также для тренировок в выполнении отдельных упражнений, приемов или нормативов под руководством одного из специалистов ПСФ проводится двухчасовая самостоятельная подготовка.
Первоначальная подготовка спасателей проводится в два этапа. Первый этап - Обучение в составе поисково-спасательного формирования (ПСФ); Второй этап - обучение в образовательном учреждении. Обучение в составе ПСФ граждан, впервые принятых в поисково-спасательное формирование на должность спасателя, проводится по месту предстоящей работы, начиная со дня назначения кандидата на должность. Планирование первоначальной подготовки осуществляется начальником ПСФ с учетом испытательного срока, установленного для лиц, принятых на работу в ПСФ. Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии с нормативными документами. Содержание обучения определяется тематическими расчетами часов Программы первоначальной подготовки спасателей и расписанием занятий, утверждаемым и реализуемым начальником ПСФ. В период первоначального обучения запрещается включать обучаемого в состав дежурной смены и привлекать для участия в проведении поисково-спасательных работ (ПСР),при которых может возникнуть угроза его жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью. Подготовка спасателей на этапе обучения в составе ПСФ проводится под руководством непосредственного начальника. Для их обучения могут привлекаться специалисты, а также спасатели, имеющие квалификацию не ниже 2 класса. Занятия по физической подготовке организуются и проводятся начальником ПСФ по одному - два часа в неделю. Особое внимание при обучении обращается на безопасность эксплуатации и обслуживания гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также на применение других технологий и специального снаряжения. К обслуживанию гидравлических электроустановок обучаемый допускается после сдачи зачета и допуск в установленном порядке к эксплуатации указанного оборудования.
Обучение спасателей в образовательном учреждении. По окончании обучения в образовательном учреждении и в составе ПСФ обучаемые сдают зачеты по предметам обучения. Результаты обучения представляются в комиссии по аттестации аварийно- спасательных служб, спасательных формирований и спасателей С учетом особенностей регионов, дислокации ПСФ, возложенных на них задач предоставлено право: начальникам ПСФ, образовательных учреждений уточнять программу без изменения количества часов на предметы обучения, время отведенное на занятия, изменять содержание отдельных занятий. Органы управления ПСФ в пределах своей компетенции осуществляют организационное и методическое руководство подготовкой спасателей и контроль за ее проведением. При планировании первоначальной подготовки спасателей в ПСФ разрабатывается План первоначальной подготовки, в котором содержится два этапа: обучение в образовательном учреждении и обучение в составе ПСФ. Учет результатов первоначальной подготовки и выполнения программы ведется в журнале учета посещаемости и выполнения программ обучения. Оказание первой помощи
Примерный учебно-тематический план
Задачи обучения: знать содержание и объем первой помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очагов поражения и их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены; уметь оказывать первую помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, выработать у себя психологическую устойчивость к стрессовому воздействию факторов различных чрезвычайных ситуаций (ЧС); выработать навыки, развить способности управления своим психологическим состоянием.
Методические указания
Занятия по оказанию первой помощи проводятся специалистами медицинской службы в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п., с использованием кино- и видеоматериалов, диафильмов, слайдов, фотографий и других подобных материалов, а также табельных и подручных средств для оказания первой помощи. До 40% занятий и тренировок по отработке практических приемов и способов оказания первой помощи могут проводиться в составе учебной группы под руководством медицинского работника. Руководитель в начале каждого занятия объясняет прием по оказанию первой помощи с использованием табельных и подручных средств и показывает последовательность выполнения, а затем отрабатывает его с обучаемыми практически. Для практической отработки приемов все обучаемые разбиваются на две подгруппы (отрабатывающих приемы и статистов) и поочередно их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 70% учебного времени. Навыки в проведении приемов сердечно-легочной реанимации и использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах. Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом на не менее, чем на 50% обучаемых. Полученные на занятиях по оказанию первой помощи знания и практические навыки совершенствуются в ходе занятий по тактико-специальной подготовке. По окончании обучения проводится зачет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|