Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация первоначальной подготовки спасателей




Сборник примерных программ первоначальной и

Профессиональной подготовки

Спасателей МЧС России

К ведению поисково-спасательных работ

 

 

Департамент пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России

 

Москва 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

Примерных программ первоначальной и

Профессиональной подготовки спасателей МЧС России

К ведению поисково-спасательных работ

№ п/п Наименование Страница
Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России
  Примерный учебный план  
  Организация первоначальной подготовки спасателя  
  Оказание первой помощи  
  Противопожарная подготовка  
  Психологическая подготовка  
  Специальная (техническая) подготовка  
  Радиационная, химическая и биологическая защита  
  Подготовка по связи  
  Топография  
  Тактико-специальная подготовка  
  Физическая подготовка  
  Экология  
  Гражданская оборона  
Программа профессиональной подготовки спасателей МЧС России
  Примерный учебный план  
  Организация профессиональной подготовки спасателей МЧС России  
  Оказание первой помощи  
  Противопожарная подготовка  
  Психологическая подготовка  
  Специальная (техническая) подготовка  
  Радиационная, химическая и биологическая защита  
  Подготовка по связи  
  Топография  
  Тактико-специальная подготовка  
  Физическая подготовка  
  Английский язык  
  Рекомендуемая литература  

 

 

Примерные программы первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России предназначены для обучения спасателей поисково-спасательных формирований, воинских спасательных формирований и организаций МЧС России в центрах подготовки спасателей МЧС России, образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования МЧС России, а также в других образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки спасателей (далее – образовательные учреждения).

В них изложены требования по организации первоначальной и профессиональной подготовки спасателей, расчет часов, задачи обучения по предметам обучения для спасателей по различным классам квалификации; методические указания; примерные учебные и учебно-тематические планы, наименование тем, количество часов на их изучение и содержание занятий; рекомендуемая литература.

Примерные программы первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России разработаны на основе аналогичных программ, утвержденных Главным военным экспертом П.В. Платом 24.12.2009 г., и доработаны с учетом замечаний и предложений аварийно-спасательных формирований и Центров подготовки спасателей МЧС России.

Программа профессиональной подготовки спасателей включает программы подготовки спасателей по классам квалификации: «спасатель», «спасатель 3 класса», «спасатель 2 класса», «спасатель 1 класса», «спасатель международного класса».

На основании настоящих типовых программ образовательные учреждения разрабатывают и утверждают учебные программы подготовки спасателей.

Типовая программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России предназначена для подготовки граждан, впервые приобретающих статус спасателя, к ведению поисково-спасательных работ.

Типовая программа профессиональной подготовки спасателей МЧС России предназначена для совершенствования и развития знаний, умений и навыков спасателей к ведению поисково-спасательных работ.

Программы могут быть применены для обучения спасателей профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

I. Первоначальная подготовка

1. Примерный учебный план

№ п/п Предметы обучения Обучение в составе ПСФ Обучение в образовательном учреждении
всего теоретические занятия практи ческие занятия всего теоретические занятия практические занятия
  Оказание первой помощи      
  Противопожарная подготовка      
  Психологическая подготовка      
  Специальная (техническая) подготовка      
  Радиационная, химическая и биологическая защита      
  Подготовка по связи      
  Топография    
  Тактико-специальная подготовка      
  Физическая подготовка    
  Экология - - -     -
  Гражданская оборона     - - - -
  Итого            

 

 

Организация первоначальной подготовки спасателей

Первоначальная подготовка спасателей МЧС России организуется и проводится на основании приказов, распоряжений МЧС России, организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и настоящей Программы.

Программа разработана на срок обучения продолжительностью 3 месяца. На подготовку отводится 3-4 учебных дня в неделю. Остальные дни отводятся на техническое обслуживание техники, на выходные и праздничные дни. Продолжительность учебного дня − 6 часов, учебного часа 45 минут.

В целях изучения рекомендованной литературы при подготовке к очередным занятиям, а также для тренировок в выполнении отдельных упражнений, приемов или нормативов под руководством одного из специалистов ПСФ проводится двухчасовая самостоятельная подготовка.

Первоначальная подготовка спасателей проводится в два этапа.

Первый этап - Обучение в составе поисково-спасательного формирования (ПСФ);

Второй этап - обучение в образовательном учреждении.

Обучение в составе ПСФ граждан, впервые принятых в поисково-спасательное формирование на должность спасателя, проводится по месту предстоящей работы, начиная со дня назначения кандидата на должность.

Планирование первоначальной подготовки осуществляется начальником ПСФ с учетом испытательного срока, установленного для лиц, принятых на работу в ПСФ.

Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии с нормативными документами.

Содержание обучения определяется тематическими расчетами часов Программы первоначальной подготовки спасателей и расписанием занятий, утверждаемым и реализуемым начальником ПСФ.

В период первоначального обучения запрещается включать обучаемого в состав дежурной смены и привлекать для участия в проведении поисково-спасательных работ (ПСР),при которых может возникнуть угроза его жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью.

Подготовка спасателей на этапе обучения в составе ПСФ проводится под руководством непосредственного начальника. Для их обучения могут привлекаться специалисты, а также спасатели, имеющие квалификацию не ниже 2 класса.

Занятия по физической подготовке организуются и проводятся начальником ПСФ по одному - два часа в неделю.

Особое внимание при обучении обращается на безопасность эксплуатации и обслуживания гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также на применение других технологий и специального снаряжения. К обслуживанию гидравлических электроустановок обучаемый допускается после сдачи зачета и допуск в установленном порядке к эксплуатации указанного оборудования.

Обучение спасателей в образовательном учреждении. По окончании обучения в образовательном учреждении и в составе ПСФ обучаемые сдают зачеты по предметам обучения. Результаты обучения представляются в комиссии по аттестации аварийно- спасательных служб, спасательных формирований и спасателей

С учетом особенностей регионов, дислокации ПСФ, возложенных на них задач предоставлено право:

начальникам ПСФ, образовательных учреждений уточнять программу без изменения количества часов на предметы обучения, время отведенное на занятия, изменять содержание отдельных занятий.

Органы управления ПСФ в пределах своей компетенции осуществляют организационное и методическое руководство подготовкой спасателей и контроль за ее проведением.

При планировании первоначальной подготовки спасателей в ПСФ разрабатывается План первоначальной подготовки, в котором содержится два этапа: обучение в образовательном учреждении и обучение в составе ПСФ.

Учет результатов первоначальной подготовки и выполнения программы ведется в журнале учета посещаемости и выполнения программ обучения.

Оказание первой помощи

 

Примерный учебно-тематический план

№ темы Наименование темы № занятия Кол-во часов
  Медико-тактическая характеристика очагов аварий, ката­строф и стихийных бедствий    
  Первая помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при ее оказании    
  Основы анатомии и физиологии человека 1,2  
  Средства оказания первой помощи    
  Первая помощь при ранениях 1-5  
  Первая помощь при кровотечениях. Десмургия 1-4  
  Травматический шок    
  Первая помощь при потере сознания. Утопления 1,2  
  Первая помощь при вывихах и переломах костей 1-4  
  Основы сердечно-легочной реанимации 1,2  
  Первая помощь при синдроме длительного сдавливания    
  Первая помощь при ожогах и воздействии высоких температур    
  Первая помощь при отморожениях и воздействии низких температур    
  Первая помощь при поражениях отравляющими и аварий­ными химически опасными веществами (АХОВ)    
  Первая помощь при радиационных поражениях    
  Основы гигиенических знаний 1,2  
  Основы эпидемиологии    
  Вынос и транспортировка пострадавших из очагов пора­жения 1,2  
  Зачет    
  Итого    

 

Задачи обучения:

знать содержание и объем первой помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очагов поражения и их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, выработать у себя психологическую устойчивость к стрессовому воздействию факторов различных чрезвычайных ситуаций (ЧС);

выработать навыки, развить способности управления своим психологическим состоянием.

 

Методические указания

 

Занятия по оказанию первой помощи проводятся специалистами медицинской службы в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п., с использованием кино- и видеоматериалов, диафильмов, слайдов, фотографий и других подобных материалов, а также табельных и подручных средств для оказания первой помощи.

До 40% занятий и тренировок по отработке практических приемов и спо­собов оказания первой помощи могут проводиться в составе учебной группы под руководством медицинского работника.

Руководитель в начале каждого занятия объясняет прием по оказанию первой помощи с использованием табельных и подручных средств и показы­вает последовательность выполнения, а затем отрабатывает его с обучаемыми практически.

Для практической отработки приемов все обучаемые разбиваются на две подгруппы (отрабатывающих приемы и статистов) и поочередно их выпол­няют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 70% учебного времени.

Навыки в проведении приемов сердечно-легочной реанимации и исполь­зовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах.

Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом на не менее, чем на 50% обучаемых.

Полученные на занятиях по оказанию первой помощи знания и практические навыки совершенствуются в ходе занятий по тактико-специаль­ной подготовке.

По окончании обучения проводится зачет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...