Целевая установка и организационно-методические указания
Профессиональная деятельность спасателей, в своей повседневной практике, связана с экстремальными условиями профессиональной деятельности, воздействием большого количества стрессогенных факторов на специалистов. Поэтому наряду с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются к уровню психологической подготовки специалистов системы МЧС России. Главной задачей настоящего блока психологической подготовки в рамках программы первоначальной подготовки спасателей МЧС России, является приобретение первоначального уровня знаний об особенностях эмоционального реагирования на ЧС, типичных поведенческих реакций пострадавших, об основах первоначальной психологической взаимопомощи и самопомощи в условиях ЧС. Эти знания необходимы для эффективного решения профессиональных задач, стоящих перед специалистами данных профессий в повседневной профессиональной деятельности, и в условиях чрезвычайной ситуации; в работе с пострадавшими в результате ЧС и личным составом подразделений МЧС России. Содержанием программы являются занятия по изучению основ теории и практики профессионального становления специалиста, овладению практическими навыками саморегуляции, общения с пострадавшими в зоне ЧС, оказания экстренной психологической помощи пострадавшим, специальными знаниями в области психологии чрезвычайных ситуаций для эффективного использования при работе в зоне чрезвычайной ситуации. Первоначальная психологическая подготовка спасателей осуществляется по программе тематических дисциплин: психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя – тема 1.1; стресс, виды стресса, стратегии совладания со стрессом – тема 1.2; профессиональное здоровье – тема 1.3; общение, бесконфликтное общение – тема 1.4; методы и приемы саморегуляции – тема 1.5.
В результате обучения слушатели должны овладеть системой психологических знаний, необходимых для эффективного решения профессиональных задач, и сохранения профессионального здоровья. В результате изучения курса спасатель должен: знать: стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации; приемы бесконфликтного общения; общие принципы техник саморегуляции; приемы саморегуляции; возможные реакции на стрессовую ситуацию; специфические особенности общения с пострадавшими в зоне ЧС; способы и приёмы конструктивного общения; уметь:применять полученные знания и навыки в практической деятельности; регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции. иметь представление:об основных психологических факторах, влияющих на личность и деятельность спасателя; об индивидуальных особенностях реагирования людей на стресс; психологическом и физиологическом видах стресса; общем адаптационном синдроме и его стадиях; механизмах адаптации; об особенностях проявления и развития профессионального стресса и стратегиях совладения с ним; о последствиях стресса для групп, феномене эмоционального заражения; о видах общения; о бесконфликтном общении; о роли бесконфликтного общения в профессиональной деятельности; о ведущих модальностях и особенностей общения с их учётом; о психологическом определении понятия «кризис»; травматических кризисах; событиях, провоцирующих кризисные состояния; о задачах психологической работы с разными группами пострадавших; об общих принципах оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС;
о методах саморегуляции. Методические указания Содержание программы базируется, прежде всего, на наличии у слушателей мотивации к овладению программой первоначальной психологической подготовки; личностных качеств, предполагающих возможность осуществления профессиональной деятельности и взаимодействие с людьми в экстремальных ситуациях. В преподавании используются следующие основные виды занятий: лекции, семинары и практические занятия в форме тренингов. Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций. К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи и преподаватели психологии. Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (центрах подготовки) создается современная научно-методическая и материальная база, которая включает: специальные классы (кабинеты), оснащенные компьютерным комплексом, включающим: компьютер, проектор или плазменная панель, лазерный принтер, компьютерный стол; оргтехникой: музыкальным центром; видеомагнитофоном; видеокамерой; учебно-методические комплексы, включающие: квалификационные требования, учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации к проведению курсов, занятий (циклов занятий), система измерения уровня знаний, навыков, умений, сборники учебных задач, слайд-программы, видео- и фото- материалы, при наличии: компьютерные модели, тренажеры, реабилитационный комплекс «Реакор» для тренинга с биологической обратной связью и т.д. По окончании обучения слушатели сдают зачет; оценка прироста уровня знаний осуществляется с помощью вопросника множественного выбора для спасателей без класса как уровень знаний по окончании курса перед зачетом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|