Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основанная на опыте модель психологического консультирования семьи




Данную модель можно воспринимать как своего рода отрицание психодинамической и бихевиористической помощи семье. Ее сущность - передача нового опыта, помогающего членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями. Такие изменения личности должны изменить и отношения в семье. Новый опыт приобретается в психологической консультации. Так как опыт возможно различно организовать, уже само название теоретической модели - основанная на опыте - небесспорно. Едва ли не каждый автор, писавший о подобных моделях психологического консультирования семьи, предлагал свое название: экспериментальная (Р.И. Беквар), эмпирическая (М.Николс), непосредственного участия (С.Кох). Однако некоторая общность подхода позволяет выделить и такую модель психологического консультирования семьи. В ее теоретических предпосылках, по М. Николсу, второстепенными вещами считаются устранение симптомов, улучшение социального положения, адаптация на работе и в семье, а первостепенное значение придается интеграции личности, т.е. укреплению связи между внутренним опытом и поведением, большая свобода выбора и меньшая зависимость, и все это достигается благодаря обогащению опытом. Он также обращает внимание на то, что немало средств этой модели заимствовано из искусства, - это психодрама, рисование и т.п. Поэтому понятно, что в работах сторонников этой модели чувствуется сильное влияние их личностей и весьма трудно найти взаимодополняющие или продолжающиеся работы.

Одним: из первых авторов подобной теоретической модели является В.Кемплер. Как он сам признается, сначала он решал проблемы в рамках гештальтпсихотерапии, а позднее ее положения дополнил и учредил собственный институт семьи, где свои теоретические взгляды проверил в практической работе с семьями. По мнению В. Кемплера (1981 г.), главная черта представляемой им теоретической модели - «внимание обращать лишь на сущий момент, на то, что люди говорят во время консультации, как говорят, что происходит после говорения, как происходит, что они делают после этого, чего они добиваются своим поведением».

Разумеется, когда придерживаются такого подхода, создание более обобщающих моделей не имеет основания. Это замечает и В.Кемплер, который указывает, что теория помогает организовывать опыт и передавать его другим, но вместе с тем и искажает этот опыт, втискивает его в готовые рамки. Он пишет, что «теоретизирование опасно, так как родившиеся в пашей фантазии теории становятся слишком могущественными. Теория (словно ребенок) определяет силу психолога (словно отца) и пытается подчинить ее. Слишком большое влияние детей на родителей (теории на психолога) не является полезным».

В работе с конкретной семьей теоретическая модель также может создавать трудности. Она помещает объяснить сосанные данные, их обобщить, но вызывает и стагнацию психологического консультирования семьи, так как опыт, на котором зиждутся теоретические выводы, уже в премилом. Следовательно, теория, объяснившая прошлое, может оказаться слишком слабой для объяснения будущего. Тем не менее теоретизирование, обобщения необходимы при желании поделиться индивидуальным опытом. Поэтов теория полезна только тогда, если можно ею делиться, если она способствует созданию нового опыта.

Исходя из такой тачки зрения на теорию психологического консультирования семьи, В.Кемплер конструирует основные понятия своей теоретической модели. Среди них, по-видимому, самое главное - понятие психологической реальности. Оно представляет собой уникальную комбинацию приобретаемого «здесь и сейчас» опыта и знания. Эта психологическая реальность, восприятие самого себя и мира могут быть неточными. Точность восприятия регулируется теми людьми, которым доверено оценивать. Эти «оценщики» выбираются лично (в их роли могут выступать родители, друзья, воображаемые люди и др.). Проще говоря, человек, воспринимая реальность, часто себя спрашивает, как бы это оценивали значимые для него люди, и в соответствии с той настоящей или воображаемой оценкой коррегирует собственное восприятие. Поэтому даже совершенно очевидные вещи различными людьми (в том числе и членами одной семьи) воспринимаются не одинаково. Задача психолога - понять различия индивидуального восприятия и помочь это сделать всем членам семьи. Благодаря новой оценке собственного восприятия и осознанию чужого восприятия они получают возможность более тесноте взаимодействия и развития личности.

На пути к данной цели психолог не говорит с семьей о теориях, не воспитывает ее членов, а побуждает смелее продуктивно взаимодействовать и изменять устоявшееся восприятие ситуации, самое себя, других людей. Поэтому в этой модели психологического консультирования семьи преимущество отдается личности, а не семье как целому. В силу этого задача личности - интегрироваться в семью, признать и принять других ее членов.

Как пишет В.Кемплер, несмотря на то, что человек изначально склонен к сотрудничеству, что семья обладает потенциалом для поддержания развития личности, все равно возникают трудности, связанные с общением и становлением. Однако психолог не должен находить за семью какие-либо новые способы взаимодействия, а тем более ценности. Его роль, видимо, правильнее сравнивать с ролью гида, ведущего к данным ценностям. Эту роль проводника психолог исполняет во время общения с семьей.

Понятие встречи является еще одной важной частью в теоретическом строении модели, предлагаемой В.Кемплером.

Итак, цель психологического консультирования семьи - помочь ей испытывать более успешные встречи (успешность понимается и как межличностная, и как внутренняя, личная). Во время успешной психологической встречи внимание семьи концентрируется на процессах, происходящих «здесь и сейчас». Для того чтобы это осуществилось, психолог в работе с семьей побуждает у ее членов:

- ориентацию на четкое знание, кто он (член семьи, участвующий во встрече), что он находится здесь и сейчас, и на гибкое понимание, что ему нужно в каждый момент встречи;

- более чуткое восприятие обстоятельств встречи, контекста встречи;

- способности воздействовать на других в стремлении, чтобы они дали то, чего ждут от встречи;

- способности завершить встречу.

Роли психолога и консультируемых во многом довольно сходны, так как и сам психолог должен отличаться упомянутыми способностями и проявлять их на встречах. Основная психологическая цель таких встреч - опыт успешной встречи, поэтому важно, чтобы консультируемые не приобрели опыта незавершенной встречи. Это был бы опыт невозможности выразить эмоции» возникшие в результате взаимодействия во время встречи. Он бы, в свою очередь, породил трудности, чувство неудовлетворенности, мешал понять себя и других и стал препятствием для последующих встреч. Незавершенная встреча влечет за собой дискомфорт, который пытаются устранить с помощью разговоров, размышлений, теоретизирования. Это, по мнению В.Кемплера, непродуктивное направление, так как уводит из «здесь и сейчас» в будущее или прошлое и преграждает путь для нового восприятия, а вместе с тем и для ощущения завершенности взаимодействия.

Организуемые психологом встречи семьи создают поддерживающую членов семьи атмосферу, дают возможность не только выразить свою индивидуальность и желания, но и узнать чаяния других, понять различия в потребностях. Помогают существовать и взаимодействовать в реальности, которая имеется в данный момент. Все это семья может испытать и без содействия психолога. Недостаточность соответствующего опыта является достоверным признаком необходимости в психологической помощи,

Опыт, приобретенный в плохо функционирующей семье, больше отрицательный, чем положительный. В ней постоянно ощущается давление, требование относиться лояльно к одному которому-либо члену семьи, заглушается чувство общности всей семьи. А личная ответственность противостоит сплоченности семьи, поэтому члены семьи начинают избегать выражать эмоции и не достигают настоящей интимности.

Так как в этой модели психологического консультирования семьи акцент выставляется на процессах, происходящих «здесь и сейчас», то первоначальные жалобы, симптомы, побудившие обратиться к психологу, интерпретируются с целью перенести их в ситуацию встречи (например, муж жалуется на отношения с начальником, из-за которых он стал нервным; это трактуется как проблема общения жены, детей и отца, когда последний слишком возбужден, и каждому предлагается выразить свою точку зрения на видимую или невидимую «здесь и сейчас» нервозность). Поэтому любая жалоба может быть интерпретирована весьма просто - как сигнал боли, несогласия в семье. Допускается, что сигнал посылается по причине возникновения конфликта, который том» трактуется довольно просто - как противоречие между двумя полюсами - чувствами и восприятиями.

Психолог в таких случаях должен выступить в роли катализатора, который поощряет к более открытой и целенаправленной конфронтации, выступает с предложениями (относительно альтернатив, советует: Значит, его роль довольно активная. Эта активность еще больше возрастает, если предложения отбрасываются или игнорируются. В таком случае психолог ясно оговаривает свои эмоции и требует внимания к себе как к человеку, в полезности которою сомневаются. Вместе с тем он продолжает руководить взаимодействием членов семьи и уменьшает у каждого из них силу проявления чувства дискомфорта. Так психолог приобщает семью и новому, более продуктивному опыту взаимодействия.

Разумеется, такое семейное консультирование определяет не только профессиональная компетенция психолога, но и его личность, опыт. В.Кемплер это особо подчеркивает «Нет методов, -пишет он, - есть люди». А на их долю в этой ситуации выпадают «ножные задания. Психолог должен стать активным участником встречи с семьей, и от него во многом зависит успех этой встречи. Он обязан стараться, чтобы его восприятие, его точка зрения на ситуацию были известны и побуждали проявление индивидуальности и восприятия у других участников встречи. Психологу надо отказаться от мнимой, подкрепляемой теориями объективности и в ходе анализа восприятия других показать субъективность своего восприятия, зависимость от личного опыта. Ему приходится критиковать самого себя и выслушивать критику других, признавать свои ошибки. Все это помогает членам семьи услышать друг друга, учиться толерантно относиться к различиям, учиться сосредотачиваться на общении «здесь и сейчас».

Итак, эта модель психологического консультирования семьи основывается не на предварительном анализе происходивших в семье процессов, а на восприятии момента. Любое поведение (кроме физического насилия), любые эмоции, возникшие во время встречи с семьей, могут быть восприняты и позволяют судить о различиях восприятия. Ввиду этого психолог имеет возможность спровоцировать кризис и таким образом установить более значимую связь с консультируемой семьей.

При использовании этой модели практически не требуется анализировать истоки трудностей семьи и углубляться в особенности генетической семьи. Сведения об этом обсуждаются только тогда, когда высказаны спонтанно, причем обсуждаются исключительно в том аспекте, насколько они увязываются с проявляющимися во время встречи «здесь и сейчас» поведением и эмоциями.

Спонтанность также является одним из значимых признаков успешности встречи с семьей. Спонтанности добиваются с тем, чтобы потребности участвующих во встрече, в том числе и психолога, стали ясными для всех. Она побуждается различными способами, однако в любом случае это идет в русле ситуации «здесь и сейчас». Например, если участник рассказал случай из своей или чьей-либо чужой жизни, обсуждается не сам случай, а его связь с пережитыми во время встречи эмоциями, раскрывающими личные отношения.

При поддержании такого стиля общения важна роль психолога. Комментируя то, что происходит или не происходит во время встречи, он демонстрирует личную рефлексию процесса для других участников встречи, подает пример рефлексии. Кроме того, он должен быть примером умения оставаться в настоящем, примером спонтанности, ответственности за эмоции и поведение. Это сугубо личная связь с консультируемыми. В.Кемплер на этом обстоятельстве неоднократно заострял внимание. В частности, он пишет: «Нет рабочих методов, нет терапевтического поведения, все правила и действия должны быть пропущены через личность психолога и адаптированы к существующим условиям».

Другой, возможно, несколько менее радикальный создатель подобной модели консультирования семьи - К.Витакер. Он также скептически оценивает теоретические модели семьи и безоговорочно отдает предпочтение опыту и непосредственному процессу. «По моему личному мнению, - пишет он (1976 г.), - все теории плохие» (с. 155). Отсюда следуют выводы: рабочий стиль любого психолога, занимающегося семьей, трудно понять и невозможно передать, психологическое консультирование семьи " искусство, при создании которого (как и любого другого искусства) главное - аутентичность и убедительность. Тем не менее К. Витакер, высказав такие безапелляционные антитеоретические взгляды, далее их конкретизирует, а вместе с тем открывает возможность_для их обсуждения и обобщения.

Главные положения его теоретической модели посвящены понятию здоровой семьи. Такой семьей считается та, которой способна себя актуализировать, т.е. развиваться, преодолевая затруднения и разрешая проблемы. Такое развитие трудно объяснить словами, но члены семьи его чувствуют и осознают. Признаки здоровой семьи: способность воспринять себя во времени и пространстве; способность осознать свое изменение; способность понять, что роли в семье изменяются и любая роль в различный момент времени и в различном месте может быть исполнена другим членом семьи. В подобной семье между ее членами не возникают постоянные связи, которые были бы направлены против других. В ней есть свобода объединения и обособления. В ней нет одного лица, ответственного за что-либо, а тем более - ответственного за все. Ответственность несет каждый, но каждый ее принимает на себя в различные моменты семейной жизни. Понятно, что в здоровей семье также возникают проблемы, однако она сама себе психолог, умеет и учится их разрешать. К тому же, в поиске решения участвуют все члены семьи. По мнению К.Витакера, такой способ преодоления проблем подходит для любого случая (например, сексуальные отношения в семье более открытые и радостные тогда, когда распространяются на все поколения, а наиболее легкий путь к этому -сексуальные шутки, анекдоты, прибаутки).

Противостоит здоровой семье дисфункциональная семья. Существенная ее особенность - отрицать импульсы, стараться эмоции и их выражение втискивать в уже установленные рамки. В подобных семьях общение ригидное, а не спонтанное. Дисфункциональные семьи верят в миф, что открытый конфликт может их разрушить. По этой причине они избегают разрешать конфликт, стараются его игнорировать, умолчать о нем. В конечном итоге семья застревает в какой-либо точке своего становления и не может дальше совершенствоваться. Так обойденный и игнорированный конфликт напоминает о себе позднее и с большей силой.

После определения того, что из себя представляет здоровая и дисфуикциональная семья, ясно, что цель психологического консультирования - вырваться из отношений дисфункциональной семьи и приблизиться к отношениям здоровой семьи. Путь к этому идет через создание новых мифов семьи, ее вербальной истории, выработку у супругов умения принять различия друг друга и их согласовать.

Эти довольно общие положения о психологическом консультировании семьи в модели К-Витакера имеют своеобразное толкование сопровождаются своеобразными способами их реализации. Прежде всего К.Витакер подчеркивает, что «основной функцией коры мозга является ингибиция (подавление). Благодаря ей большая часть нашего опыта оказывается за пределами сознания и обратно возвращается. В него только в виде символов» (с.43). Поэтому воспитание не может изменить человека (К.Витакер воспитание отождествляет со словесной информацией), как не может изменить и его (отношений в семье. Изменение обеспечивают новый опыт, создание новых символов. При формировании этого нового опыта психолог должен признавать и уважать своеобразие семьи, ее право самому определять свою судьбу и право себя разрушить. Психологическое консультирование семьи не лишает этого права. Оно помогает семье совершенствоваться и принять более мотивированное решение. А совершенствование происходит только на основе опыта, приобретаемого в процессе взаимодействия психолога и членов семьи.

Этот процесс охватывает реакции различного уровня (физиологические, психосоматические, психические), их нельзя ни выдумать, ни вспомнить, так как все происходит только в настоящем, только в непосредственном опыте. Поэтому во время такого консультирования в семье возникают осмысленные, экзистенциональные связи между психологом и консультируемыми. Эти связи следует побуждать, а вызванные ими эмоции смело выражать. Однако не сами эмоциональные связи и их опыт считаются ценными, с их помощью психолог может раскрыть и показать абсурдность поведения членов семьи. Например, матери, которая жалуется на плохой аппетит ребенка, предлагает совсем не давать ему есть. В силу того, что жалоба матери, и совет психолога включены в эмоциональный контекст, их нельзя проигнорировать. Следовательно, мать поставлена перед необходимостью обдумать свою роль в семье, найти новый стиль поведения.

Кик образно замечает К.Витакер, подчас психологу приходится изображать из себя такого безумца и предлагать такие парадоксальные решения, чтобы семье не оставалось ничего другого, как сделаться здоровой и выбрать более или менее адекватные решения.

При таком стиле консультации семьи особенную важность приобретают личность психолога, его опыт. Задача продемонстрировать безумие сама по себе, возможно, и не составляла бы особого труда, однако, опираясь на свой опыт, психолог должен выбрать такую интенсивность демонстрации и такой способ, который был бы понятен консультируемым и помог бы им опознать здоровые и безрассудные элементы в своем поведении. Кроме того, консультация в целом должна предоставить возможность членам семьи творчески подойти к решению проблемы и порадоваться творчеству. Чтобы этого достичь, по мнению К.Витакера, следовало бы применять такие методы:

- симптомы, которые члены семьи приводят как признаки несогласия, затруднений, оценивать по-новому -как предпосылки к росту, совершенствованию;

- моделировать фантастические альтернативы для реального стресса, вовлечь в это творчество всех членов семьи;

- отделитъ проблемы межличностного общения в семье от личных затруднений и обсудить их в отдельности;

- парадоксально увеличивать значение симптомов, усиливать отчаяние консультируемых и в тоже время предлагать им самим найти творческое, оригинальное решение и отважиться рисковать;

- обособить и выяснить роли каждого члена семьи, те. обязанности, права и связанные с ролью ожидания.

Некоторые из данных методов довольно ясны. Другие нужно осветить несколько подробнее. Сущность их всех - научить семью творчески решать возникшие перед ней проблемы. Как, например, делаются попытки любой симптом несогласия в семье интерпретировать как признак ее становления. Разумеется, принять такую точку зрения консультируемые не всегда готовы, однако она расширяет их способность оценивать ситуацию в семье. Поэтому создание как реальных, так и фантастических альтернатив побуждает выразить заглушенные эмоции, учит идти на риск быть откровенным. В стремлении к этой цели симптомам несогласия приписывается еще большая значимость, усиливается отчаяние консультируемых. Так создается безумный эпизод общения, на который консультируемый должен реагировать по-новому. А на эти реакции психолог может ответить через демонстрацию эффективной конфронтации, способов раскрытия потребностей.

При формировании новой системы эмоциональных отношений в семье важно, чтобы ее члены поняли собственную и чужие роди. Нередко эти роли бывают замаскированными. Например, отец, который недоволен интимными отношениями с матерью, пытается создать против нее коалицию с сыном и постоянно твердит ему -мы друзья, мы мужчины и ни. В подобном случае психолог должен добиться, чтобы дети воспринимались как дети, а не друзья, чтобы ожидания всех членов семьи стали ясными. В особенности успешно это происходит, когда в консультациях участвуют не только супружеская пара и даже не только пара с детьми, а три семейные генерации. Такая консультация усиливает чувство общности семьи, чувство ее исторической преемственности и увеличивает силу психологического воздействия на семью. В результате легче воспринимается реальность семьи - абсурдность отрицания ее связей и легче осознается новая свобода - принадлежать семье или прервать ее преемственность.

При обобщении этих двух основанных на опыте моделей психологического консультирования семьи бросается в глаза интересная деталь. Отвергая теорию, предлагая руководствоваться спонтанными эмоциями, непосредственным опытом, создатели этих моделей к работе психолога предъявляют порядком более высокие требования. Допустив ошибку в работе, построенной на модели с большей теоретической направленностью, психолог обычно имеет возможность ее исправить. Опыт несвершенной встречи, скрытой конфронтации и другой подобный опыт компенсировать значительно труднее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...