Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель коммуникационного консультирования семьи




Если слова, мимику и т.п. можно трактовать как поведение (бихевиористическая модель), то возможно и обратное - когда поведение и, само собой разумеется, слова, мимика и т.п. трактуются как коммуникация. Подобная трактовка и была бы основой коммуникационной модели. Понятно, что здесь речь не столько о замене терминов, сколько о новой их системе.

Истоки этой системы находим в исследованиях Г.Батесона, который установил влияние противоречивой коммуникации на психические расстройства. «Ребенок, одновременно получивший сообщения «тебя ждут» и «не мешай родителям», - пишет Г.Батесон (1979 г.), - потенциальный пациент психиатрической клиники».

Истоки модели коммуникационной помощи семье можно увязывать и с определенной университетской традицией, конкретнее говоря, с традицией Пало-Альтоского университета в Калифорнии. Один из авторов такой модели – П.Ватславик. Как и у создателей других теорий, его исходные положения довольно просты. «Феномена нельзя изменить, - пишет П.Ватславик (1984 г.), - если не изучим контекста, в кагором он появился. Так как последний уже существовал, его изменить невозможно, поэтому целью психотерапии может быть только изменение решения проблемы через изменение суждения о ней».

Если бы это новое суждение мог придумать психолог, его работа не была бы трудной. Однако суждение должны принять консультируемые и на его основе создать новую взаимную коммуникацию с новыми правилами- это уже в самом деле трудность. Трудно еще и потому, что немалая часть семейных коммуникаций плохо осознана. (Например, муж не хочет посещать родителей жены. Однако оба они руководствуются установкой, что женатые люди всюду ходят вместе. В итоге они вечно опаздывают, так как у мужа все возникают какие-либо помехи. Они остаются приверженными старым установкам, но из-за неэффективной коммуникации недовольны друг другом и не могут найти нового решения).

К наиболее важным положениям П.Ватславика о правилах коммуникации можно отнести следующие:

- никто не может не совершать поступков, следовательно, никто не может не общаться;

- коммуникация имеет два уровня - сообщения и команды (команда раскрывает сущность отношений);

- отдельный поступок (коммуникация) понятен только в контексте поведения;

- проблемы возникают в определенном контексте из-за нарушенной обратной связи.

Если обратная связь не нарушена, то значение поведения осознается тождественно и семейная система может функционировать и сохранять свою стабильность. Это и является признаком здоровой, или нормальной, семьи. Такая семья не распадается, испытав стресс. Сдвиги в ней происходят тогда, когда в этом есть необходимость. Коммуникация между членами семьи ясная и логичная. Таким образом, норма в этой модели отождествляется с функционированием.

Дисфуикциональная семья поступает наоборот Она старается избежать перемен, которые отвечали бы изменяющимся обстоятельствам. По этой причине отказывается от информации об этих обстоятельствах. Поэтому коммуникация между ее членами не происходит, а если происходит, то по закономерностям двойного сообщения, когда вербальное сообщение отрицает невербальное, а отправитель сообщения не может комментировать данное противоречие, так как избегает признать сущность отношений.

Когда имеем дна тина семей, легко предположить, что цель психологического консультирования изменить коммуникационный стиль дисфункциональной семьи, приблизить его к коммуникационному стилю функционирующей, действующей семьи и так разрешить проблемы. На пути к этой цели П.Ватславик предусматривает четыре ступени. Первая из них — описать проблему семьи однозначными, ясными и конкретными терминами. Вторая - проанализировать все уже испробованные семьей способы решения проблемы. Третья - четко и конкретно определить нужные изменения. Четвертая - испытать новые коммуникационные формы.

В стремлении к этим целям психолог становится семейным учителем и демонстратором различных форм коммуникаций. На встречах с семьей он должен неосознанные тайные сообщения поставить на обсуждение. При этом используются парадоксы, нелогичные изменения сообщений, особо логичные их объяснения и другие подобные способы. Кроме того, психолог может демонстрировать двойные сообщения, аналогичные тем, которые использует семья, и их комментировать. П.Ватславик указывает, что постановка абстрактных, непосредственно не связанных с коммуникацией в семье задач (например, семейного счастья), а тем более попытка их реализовать при оказании психологической помощи будет всего лишь ненужным истязанием консультируемых, так как они не могут надеяться на скорые сдвиги во взаимоотношениях, а погоня за утопией мешает решать реальные проблемы. Он также предлагает оценивать эффективность помощи не во время консультаций или сразу по их завершении, а через несколько месяцев после последней встречи с психологом.

Другую модель коммуникационной помощи семье предлагает В. Сатир. Эту модель представить и обсудить в данной книге и труднее, и легче, чем Другие. Легче потому, что автор может опираться на опыт, приобретенный во время участия в руководимой В.Сатир группе и наблюдения ее работы с семьей; труднее потому, что нюансы реальной помощи семье, в особенности такой, которую оказывает специалист высшей квалификации, богаче, чем сжатая теоретическая схема консультирования.

Как указывает В.Сатир, работая с семьей, она поняла, что новая семейная ситуация создается в зависимости от четырех важнейших явлений:

- мыслей и чувств, которыми человек выражает отношение к себе, т.е. самооценки;

- способов, при помощи которых люди передают друг другу информацию, т.е. коммуникации;

- правил, которыми люди руководствуются в своей жизни, т.е. семейной системы;

- способов поддержания отношений с другими социальными системами.

Пне зависимости от семейных трудностей, которые побудили (тратиться к психологу, способ воздействия на семью тот" же -нужно оценить и корригировать все четыре упомянутых явления.

«Несмотря на разнообразие семейных проблем, - пишет В.Сатир (1989 г.),- семья, испытывающая боль, всегда характеризуется низкой самооценкой, запутанными, нереалистичными, стереотипными, негуманными, не поддерживающими других и слишком ограничивающими поведение в семье правилами, закрытостью или социальными связями, полными опасностей и страха».

Здоровым, благополучным и подобным семьям, которых В.Сатир называет зрелыми семьями, присущи такие свойства: высокая самооценка, непосредственная, ясная и честная коммуникация, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены сориентированы на изменение (рост), социальные связи открыты, полны позитивными установками и надеждами. В.Сатир подчеркивает, что такое понимание состояния семьи и возможностей ее совершенствования является универсальным и подходит для семей любой этнической, социальной, культурной принадлежности. По ее мнению, «неважно, где хирург обучался мастерству, он может оперировать каждого человека, так как их анатомическое строение то же самое» (с. 8), так и психологическое консультирование семьи в любом социокультурном и экономическом контексте решает идентичные задачи, а в их решении опирается на человеческую потребность в совершенствовании» в актуализации самого себя, в личностном росте.

С точки зрения В.Сатир, естественная потребность каждого человека - в росте. Каждый человек имеет необходимые ресурсы (физические, интеллектуальные, эмоциональные, духовные и другие) дня достижения этой цели. Используя эти ресурсы, он может увеличить свой потенциал. Задача психолога - облегчить рост, добиться, чтобы он как можно больше соответствовал потребностям семьи. Предполагается, что хотя такие требования могут иметь специфические особенности, однако характеристики роста личности, из которых важнейшая - понимание своей ценности как равенства с другими людьми, являются тождественными. Упомянутое понимание проявляется (или не проявляется) и воспитывается в довольно юном возрасте, а определяющий фактор воспитания -триада: ребенок и родители.

Понятно, что отношения в семье, отношения в триаде для ребенка весьма важны. Однако они не всегда благоприятны для его личностного роста. Они могут основываться на противоречивой коммуникации, т.е. на коммуникации, когда слова, выражение лица, положение тела, тонус мышц, ритм дыхания, интонация, жесты друг другу противоречат (например, отец с улыбкой говорит ребенку: «Будешь строго наказан»). Противоречивая коммуникация воспринимается как опасность. Ее трудно однозначно интерпретировать, поэтому возможно неправильное реагирование, в силу этого возможны отталкивание, отторжение, прекращение коммуникации. Ребенок, для которого родители очень значимы, этого избегает. Поэтому приобретает определенные навыки общения, помогающие ориентироваться и реагировать в ситуации, ставшей опасной из-за противоречивой коммуникации. В.Сатнр различает четыре типа такого реагирования - угодливое, обвиняющее, расчетливое, отстраняющееся.

«Угодливый» человек на словах всегда выражает согласие, говорит предупредительно, избегает споров, постоянно извиняется, утверждает, что ничего не будет предпринимать без одобрения. Стиль речи созвучен позе, мимике, жестам, которые демонстрируют покорность, смирение. Внутреннее состояние - низкая самооценка, чувство уничижительности. Подобное внутреннее состояние можно испытать, если «стать на одно колено, протянуть руку, словно просить милостыню, подняв глаза вверх, В.Сатир говорит, что, когда находишься в такой позе и тонким голосом отвечаешь «да», «да», уже после пяти минут наступает тошнота.

«Обвинитель» - это человек, на словах всегда выражающий несогласие, обвинение. Для того чтобы было убедительно, он говорит мало и строго прерывает других. Телом он демонстрирует, что является самым важным, поэтому старается занимать больше места. Обвинения и постоянное стремление к доминированию связаны с низкой самооценкой: по внутреннему убеждению обвинителя, он до тех пор не приобретет личную ценность, пока другие ее не признают и ему не подчинятся.

«Расчетливый» тап В.Сатир образно приравнивает к компьютеру. Это весьма корректный, хорошо взвешивающий свои слова, не выражающий чувств человек. Он кажется спокойным, холодным, сосредоточенным. Тело скованно, поэтому часто чувствует холод. Голос монотонный, слова абстрактные. Все это у «компьютера» направлено на то, чтобы избежать угрозы. Отрицательное свойство этого типа коммуникации: немало людей думают, что точно говорить, подавлять чувства, не реагировать на среду - значит, идеально вести себя.

«Отстраняющийся» - это человек, слова и деятельность которою не связаны со словами и деятельностью других. Поэтому иногда его речи воспринимаются как бесконечно умные, иногда - как безумные. Поведение, мимика, жесты неловкие, говорящие о том, что «я» нахожусь не только здесь, но и где-то еще.

Формирование всех этих типов можно легко заметить в семье. Непосредственные, словесные инструкции, которые получаютдети от родителей, это точно отражают (Например, «не тронь, не мешай, хотеть чего-либо для себя - эгоизм» - так воспитывается угодливый тип; «не будь трусом, не поддавайся, дай сдачи» - тип обвинителя; «не делай глупостей, ты слишком большой, чтобы так ошибаться» - расчетливый тал; «неважно, как выйдет, так и хорошо» - отстраняющийся тип).

Все обсуждаемые типы формируются под влиянием противоречивой коммуникации и отличаются низкой самооценкой. Все они мешают почувствовать общность, найти приемлемые в совместной деятельности решения. Противоположный им тип - человек со сбалансированным поведением. Сущность сбалансированного поведения - последовательность, те. слова отвечают мимике, та -положению тела, поза - жестам и т.д. Внутреннее состояние, сопровождающее такое поведение, - признание своей ценности, ценность других. Отношения с окружающими могут быть открытыми и честными, так как тайные игры - «кто лучше, предпочтительнее, главнее» - не ведутся. Их не нужно и маскировать, поэтому мысли, чувства выражаются стройно, гармонично. Люди этого типа также могут быть и рациональными, и обвиняющими, и отстраняющимися или угодливыми. Однако в отличие от вышеописанных они сознательно выбирают ту или другую отвечающую ситуации манеру общения, а главное - их способ коммуникации непротиворечив.

В.Сатир отмечает, что ее наблюдения и опыт консультационной работы позволяют судить о распространенности перечисленных типов. Около половины людей на встрече с психологом независимо от того, что чувствуют, о чем думают, на вопросы отвечают «да» (угодливый тип), 30% независимо от своих чувств и мыслей говорят «нет» (обвиняют), 15% не говорят они «да» ни «нет» (компьютерный тип), 0,5% ведут себя как будило не имеют каких-либо эмоций (отстраняющийся тип). Остальные 4,5% — люди, от которых можно ждать сбалансированных, гармоничных реакций. Противоречивая или запрещенная коммуникация может стать правилом семейной жизни (например, говорить о сексе, денежных проблемах - некрасиво и т.д.), что является едва ли не самым вредным для семьи. Любое другое, даже неконструктивное, невыполнимое правило (например, «всегда старайся казаться довольным», «веди себя так, словно Х не существует») меньше разрушает семейные отношения, чем отказ от их обсуждения. В. Сатир отмечает, что правила поведения в семье весьма важны для ее структуры и функционирования, в силу чего не могут быть изначально совершенными. Приемлемые для себя правила вырабатывает только сама семья. Неблагоприятный тип коммуникационного поведения мешает их успешной выработке. Но еще больше этому мешает отказ правила обсудить и понять.

Выражением самооценки, типа коммуникации, семейных правил являются отношения семьи с окружающей средой. Здесь, как противоположные полюсы, выделяются закрытые (неблагополучные, плохо функционирующие) и открытые (благополучные, гармоничные) семьи. Их характеристика зиждется на противопоставлении: в закрытых - самооценка низкая, в открытых - высокая; в скрытых - коммуникация неясная, неадекватная, препятствующая росту личности, в открытых - непосредственная, побуждающая рост; тип коммуникации в закрытых семьях - угодливый, обвиняющий, расчетливый, отстраняющийся, в открытых - сбалансированный; правила в закрытых семьях - устаревшие, окостенение, необсуждаемые, в открытых - гуманные, изменяющиеся, дискутируемые; результаты, которых достигает закрытая семья, случайны, хаотичны, деструктивны, открытая семья растет, ориентируясь на реальные возможности.

Типичен, по В.Сатир, путь развития закрытой или дисфункциональной семьи. В брак вступают люди с низкой самооценкой, поэтому они не могут представить, что дадут друг другу, но надеются что-либо получить друг от друга. Однако но причине низкой самооценки они не способы выразить свои потребности. Неудовлетворенные потребности осознаются как неполнота чувства любви, Следовательно, низкая самооценка в семье как бы получает подтверждение -низко оценивающий себя человек думает, что он не достоин любви и, ее не дождавшись, лишний раз убеждается в сноси «мизерности».

Строгие, ригидные правила, унаследованные от родителей и неприемлемые для молодой семьи, тоже мешают дискуссии об ожиданиях, что также негативно сказывается на коммуникации между супругами. Их потребность в выражении любви отрицается необходимостью избежать отталкивания. В результате степень противоречивости коммуникации в семье продолжает повышаться. Неудовлетворенность супружескими отношениями побуждает усилия удовлетворять потребности через отцовство и материнство. Ребенок становится средством увеличения самоуважения и вовлекается в проблемы супружеских взаимоотношений. Родители поступают так потому, что из-за низкой самооценки не осознают себя в качестве весьма значимых для ребенка людей. Более сложны проблемы дисфункциональной семьи: болезнь - как последовательная реакция на коммуникационный контекст (выздоровление наступает, когда симптоматичного индивида устраняют); наркомания, алкоголизм - как использование новых возможностей; бегство из дома, преступление - как попытка освободиться от правил и закрытости.

Задача психолога - помощи семье избежать упомянутого крайнего реагирования, отказаться от негодных коммуникаций и содействовать членам семьи в совершенствовании их как личностей. Каждая семья хочет совершенствоваться, к тому же, имеет соответствующие потенциальные возможности, поэтому психолог может надеяться на сотрудничество. Любое действие психолога, применение какой-либо методики должны побуждать это сотрудничество, а вместе с тем и совершенствование отношений в семье» придавая им гуманности. (Например, в начале встреч может быть составлена хронология фактов семейной жизни - собираются данные об отношениях супругов, их родителей, дедов. Это должно помочь психологу и консультируемым узнать интергенерационную модель семьи, понять, что все выросли в семьях, которые и сегодня оказывают определяющее влияние на эмоции, мышление, поведение). Обсуждение хронологии, целей семьи и другие подобные методы поощряют семью осознать себя как единое целое. В дальнейшем процесс психологической помощи направляется на изменение коммуникационного стиля семьи. В.Сатир указывает, что вес системе психологическое консультирование семьи осуществляется в пять этапов. Во время первого папа выявляется угроза, которая побудила обратиться в семейную консультацию (например, жена говорит мужу - если не будешь лечиться от алкоголизма, разводимся). Установление диагноза возникшей угрозы и его расширение, увязывание с коммуникацией в семье составляют содержание первого этапа. На втором этапе выясняется, что кто-то (например, психолог) должен включиться во взаимоотношения членов семьи и их изменять. Однако в это же время семья старается отвергнуть постороннее воздействие на нее, отвергнуть психологическую помощь. Третий этап - этап хаоса, непонятных коммуникаций и противоречивого поведения. Если нет третьего этапа, если все психологу и членам семьи ясно, не произойдет и изменений в семье. Этап хаоса очевидно показывает, что семья уже не может жить так, как раньше. Это самый трудный для психолога этап» так как на нем начинается рост семьи, а ее члены еще недостаточно активны. На этом этапе еще нецелесообразно принимать решения, значимые для дальнейших отношений, однако выражаются эмоции и раскрываются потребности, усиливается стремление к личностному росту. Это позволяет перейти к заданиям четвертого этапа, т.е. к практике. Цель этапа - новая практика в применении навыков общения. Так как человек тяготеет к старым привычкам, только понимание новой коммуникационной ситуации еще не гарантирует сдвига. Поэтому нужны практические занятия, тренировки, помогающие закреплению новой коммуникации. Здесь семья как целое поддерживает психолога. Пятый этап - этап новой семейной ситуации. Он может быть сходным с первым, и на нем можно приступать к осуществлению нового цикла психологического консультирования семьи. Особенность дальнейших циклов - этап хаоса короче и не таи противоречив. Семья, прошедшая три или больше циклов психологического консультирования, обычно освобождается от симптомов, заключавших в себе угрозу, и приближается к модели гармоничной, сбалансированной, открытой семьи.

Ориентация на изменение семейной коммуникации предполагает определенные методы работы с семьей. В первую очередь психолог должен установить контакте каждым членом семьи (детей в возрасте до четырех лет В.Сатир предлагает не приглашать на контакт).

Так как прямо об этом спросить и получить мотивированный ответ удается редко, психолог больше внимания уделяет тому, что происходит «здесь и сейчас», т.е. к происходящим во время консультации процессам применяет техники психологического воздействия (например, ролевые игры, рисование и другие), которые позволяют членам семьи более спонтанно и творчески выразить себя. Задача психолога - создать атмосферу, в которой консультируемые решились бы высказать подавляемые чувства, рискнули бы по-новому оценить себя и свое поведение. В такой атмосфере защищенности и доверия также легче выяснить страхи. Тут предлагается особое внимание уделить чувству бессилия, убеждению, что ничего невозможно изменить. Попытка через новое поведение или только через обсуждение новых возможностей преодолеть чувство безысходности является весьма важной, и ее следует всемерно поддерживать.

В ходе встречи с семьей психолог демонстрирует и сбалансированную, гармоничную коммуникацию и выявляет, раскрывает перед членами семьи противоречивость их взаимной коммуникации. В.Сатир такой способ работы определяет просто: моя рабочая методика - рассказать, что видела, и спросить, что происходит Понятно, ответ может быть настолько же противоречивым, насколько и коммуникация. Поэтому с целью получить более верный ответ нужно приобщать к сбалансированному общению и таким образом консультирование семьи увязать с ее обучением. Критерием эффективности обучения является повышение открытости семьи. А более открытая семья способна действенно использовать помощь социальных институтов, психолога, более творчески применяет разнообразные средства, а следовательно, и советы психолога при реагировании на кризисы.

В заключение хотелось бы отметить, что успешность применения коммуникационной модели помощи семье зависит от опыта и проницательности психолога. Противоречивые коммуникации трудно определить с помощью каких-либо формализованных процедур (вопросников, тестов). Их или удается обнаружить, или нет. Поэтому я ход работы с семьей может приобрести довольно различные направления. Разумеется, среди них могут оказаться и неблагоприятные для семьи и личностей ее членов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...