Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурная модель консультирования семьи




Та или другая модель психологического консультирования семьи обычно представляет собой или полемику с положениями каких-либо моделей, или же их расширение. Разумеется, эту полемику не всегда можно заметить сразу. Поэтому и структурную модель консультирования семьи не обязательно противопоставлять основанной на опыте модели. Однако имеет смысл констатировать, что описать опыт, а в особенности популярно, не так уж легко, в то время как описать структуру семьи сравнительно просто. Поэтому эту модель чуть ли не больше всего любят обсуждать в популярней литературе. К представителям данной модели можно было бы причислитъ довольно много авторов- Б. Монталву, Б.Розмана, Г.Апонте, М.Вальтерса, С.Гринштейна и др. Рассматривать взгляды всех их вряд ли целесообразно, тем более что они довольно сходны. Поэтому ограничимся одним теоретиком и практиком - С.Минухиным (1984 г.), который пишет, что структурная модель семьи дает психологу конкретную концептуальную «карту», объясняющую, что происходит в семье и что произойдет в дисфункциональной семье, предлагает ясные идеи, как организовать процесс семейной психотерапии (с. 15).

В этой модели семья трактуется как непрерывный эксперимент, в котором балансируют на грани стабильности и изменения, закрытости и открытости для воздействий» эксперимент, который проводится в непостоянной, полной видимых и скрытых ловушек среде. Итак, единственная не вызывающая сомнений вещь - семья будет ошибаться, из-за ошибок возникнут конфликты, они получат разрешение, и таким образом семья будет размываться. Действуя сообща, члены семьи будут создавать семейную систему, которая в свою очередь, объединена с другими общинными системами.

Из этих довольно очевидных положений выводятся основные понятия структурной модели: структура семьи, субсистемы семьи, границы структуры.

Структуру семьи, по С.Минухину(1974 г.), «образует невидимая сеть требований и функций, формирующая способы взаимодействия в семье». Это постоянное, повторяющееся, поддающееся предсказанию поведение, которое и позволяет судить, функционирует ли семья. А для того чтобы функционировать, она создает собственную структуру. Это поведение— повторяющиеся способы взаимодействия между членами семьи, а вместе с тем и способы регуляции. Они могут быть отписан после установления, как, когда и с кем члены семьи взаимодействуют. Следовательно, в структуру семьи входят наборы осознающих и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания. Она состоит из двух частей. Первой - генетической, которая имеется во всех семьях. Это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. И второй — семейных комплементарных (дополняющих друг друга) ролей (например, если один из родителей более компетентарный, другой -более эмоциональный). Иерархия и роли не всегда четко осознаны, нередко причины их появления забыты, но они непременно сбалансированы и дополняют друг друга. Если этого нет, семья не функционирует, те. фактически распалась.

Субсистемы семьи следующие: супружеской пары, родителей, детей. Первая - субсистема пары, или супругов, образуется с заключением брака. Одновременно начинается и процесс ее аккомодации (приспособления), когда принимаются или отбрасываются роли, которые супруги будут исполнять, взаимодействуя между собой. Аккомодацию можно оценивать по повышающейся степени независимости от генетической ветви. Так как в новую семью приносят с собой правила основной родительской семьи, пара, которая остается материально, пространственно, психологически зависимой от родителей, испытывает большие трудности приспособления и чаще будет отвергать, чем принимать, те роли, которые ей нужно выучить. Поэтому для более успешного выбора ролей внутри пары надо выйти из структуры родительской семьи, коррегировать навязанные ею роли (например, в традиционной семье муж работает вне дома, а жена на дому. После заключения брака молодая пара пытается копировать традиционные роли. Это редко приводит к успеху, так как дополнение ролей чаще всего не является комплементарностыо пары. Задача пары - отыскать приемлемую ей комплемеитарность ролей).

Успешный выбор ролей парой, а это главное, согласно С.Минухину, условие благополучного брака, предполагает согласование и приспособление. Процесс согласования охватывает экспектации, необходимые для выполнения фикций семьи. Процесс приспособления охватывает небольшие и, на первый взгляд, несущественные элементы поведения (например, ритуал обмена приветствиями, желание которую-либо часть дня побыть наедине и др.). Предварительная установка на согласование и приспособление и способности это осуществить связаны с опытом, приобретенным в родительской семье.

Субсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка, однако последняя тоже не исчезает, а приобретенный в ней опыт согласования и приспособления является одним из важнейших условий эффективного функционирования субсистемы родителей. Каждый из супругов имеет свое понятие отцовства и материнства. Потребности ребенка (детей) требуют их согласовывать и создавать основанную на авторитете семейную иерархию, в которой дети не являются равными с родителями. Через субсистему родителей они приобретают умение чувствовать авторитет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторитетов. Субсистема родителей изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей (например, дошкольника родительская субсистема должна опекать» у подростка воспитывать самостоятельность и ответственность). Кроме того, субсистема родителей обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей.

Назначение субсистемы детей - предоставить ребенку возможности быть лишь ребенком (не сыном и не дочерью, не внуком или внучкой) и изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С.Минухин называет эту субсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых.

Выделение субсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, а эти связи характеризуют структуру семьи. Структуру семьи охарактеризовывает и понятие гранид. Она в структурной модели семьи помечает правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между субсистемами, а вместе с тем и внутри них. Следовательно, понятие границы довольно близко понятию нормы общения, тогда, когда речь идет о границе, больше подчеркивается определение неприемлемого, нежелательного поведения.

С.Минухин пишет, что в семье встречаются три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. Наиболее желательный вариант -четкие границы между семейными субсистемами. Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субсистемами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. Четкие границы к тому же позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей.

Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать, так как не происходят согласование и приспособление. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Общение между субсистсмами в семье с ригидными границами скудное. Лишь интенсивные кризисы, экстремальный стресс сплачивают семью, чтобы помочь которому-либо ее члену. Слова, характерные для семей с ригидными границами: не мешай, у меня свои заботы, займись своими делами.

Психологу важно знать, что именно семьи с ригидными границами чаще всего ищут помощи за пределами своей семьи.

Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным. В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постоянно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции субсистем, слишком много согласования и приспособления. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Некоторых родителей это может устраивать, однако развитие детей замедляется. В семье с диффузными границами субсистема пары как бы исчезает, растворяется в родительской субсистеме. Вследствие этого дети уверены в родителях и не уверены в себе. Кроме того, по мнению С. Минухина, дети лишаются ориентиров в мире чувств, не знают, которые из них собственные, а которые - отзвук родительских. Поэтому им трудно устанавливать отношения за пределами семьи, нелегко создавать и собственную семью. В особенности тогда (а это случается едва ли не всегда), когда не получают более интенсивной поддержки, чем она была в родительской семье.

Кроме этих основных понятий, в структурной модели важное место отводится изменению семьи во времени. Здесь выделяют так называемые точки перехода, в которых изменяется структура семьи. Эти точки следующие: брак, рождение детей, начало учебы детей в школе, юность детей, уход детей из дому. Утверждается, что и странах западной культуры эти переходные точки при нормальном развитии семьи являются симптомами ожидаемых кризисов. Наряду с ожидаемыми кризисами могут случаться и неожиданные кризисы, которые тоже изменяют структуру семьи и отвечающие ей роли. Это внезапное обогащение, болезнь, потеря социального статуса (безработица, арест), новые элементы в структуре семьи (присоединение к семье дедушки, бабушки, прием воспитанника, любовник(ца), развод, смерть).

С.Минухин указывает, что психологу легче всего воздействовать на семью во время кризисов, в особенности глубоких.

Изложенные идеи позволяют охарактеризовать успешно функционирующую семью. Сторонники структурной модели полагают, что такая семья необязательно должна иметь традиционную структуру: отец, мать и дети. Состав идеальной семьи мажет быть и таким: отчим, мать и дети или даже мать (отец) и ребенок. Решающим фактором при создании успешно функционирующей семьи является сформированность соответствующих субсистем и установление границ. Идеальную семью начинают создавать с образования субсистемы пары, в которой каждый приспосабливается к другому, заботится о другом и поддерживает уникальность другого. Меру автономии и опеки супруги приносят из родительских семей. Поэтому очень важная для создания идеальной семьи предпосылка - оба супруга в родительских семьях должны были испытать опеку, поддержку я приобрести опыт независимости и ответственности. Это позволяет паре создать комплементарную структуру ролей, в которой роли постоянные, однако гибко интерпретируются. Такая структура налаживается путем согласования и приспособления. Показателями успешного хода данных процессов являются, условная закрытость и прочность субсистемы пары после возникновения субсистемы родителей, а также хорошие отношения последней с субсистемой детей. Еще несколько показателей, подтверждающих данный процесс: автономия супружеской пары от родни; чувство защищенности у детей; способность детей экспериментировать с независимостью и принять на себя созвучную их возрасту ответственность.

Идеальная семья, как и другие семьи, сталкивается с затруднениями - предвиденными и непредвиденными кризисами. Однако она способа быстро и надлежащим образом реагировать на них, осуществляя соответствующую перестройку своей структуры. С.Минухин иллюстрирует это положением, что «семья - организм, находящийся в состоянии изменения и стремящийся остаться тождественным себе» (с. 71).

Для понимания идеальной, здоровой, благополучной семьи, а вместе с тем и для возможностей ее создания наиболее важной является структура семьи родителей. Она оказывает самое большое влияние на детей и формирует установку, что отношения родителей представляют собой норму. Ввиду этого даже развод, распад семьи могут быть восприняты как норма, т.е. как закономерный этап создания новой семейной структуры. Понятно, что подобные нормы затрудняют создание более гармонично функционирующей семьи.

Идеальная семья гарантирует и приобретение опыта, благоприятного для становления личностей детей. Она служит безопасной лабораторией для экспериментов, связанных с общением, ответственностью, автономией. В случае неудачи ребенок «объявляет мораторий» на свои эксперименты, а идеальная семья заботится о нем и вновь поощряет к поиску и опыту. В такой семье четко обозначены границы между субсистемами, поэтому ребенок приобретает умение эффективно общаться с авторитетами. Еще один момент, весьма важный для формирования новой семьи, - от идеальной семьи ребенок обосабливается постепенно и, создав собственную семью, не чувствует себя ни слишком зависимым от родителей, ни слишком ответственным за них.

Идеальная семья - это ориентир, к которому устремлен психолог, консультирующий семью. В идеальной семье все взаимодействия умеренные, и изменение структур происходит плавно. В проблемной - наоборот:

Успех семейной жизни кроется в способностях изменяться, совершенствоваться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи. Если структура семьи негибкая и не способна приспособиться, это приходится осуществлять одному члену семьи. В структурной модели семьи он называется идентифицированным пациентом (ИП). Роль ИП в сохранении семьи может быть проиллюстрирована таким примером: субсистема пары распадается (муж и жена мало общаются, безразлично относятся к интересам, склонностям друг друга, их интимные связи редки), а функционирование субсистемы родителей претерпевает изменение, так как дети в подростковом возрасте. Следовательно, в семье должны бы произойти структурные сдвиги, однако ни субсистема пары, ни субсистема родителей к этому не готовы, а их потенциальные возможности это сделать невелики. Проблема одного из детей (преступление, ранняя беременность, болезнь и т.п.) вынудит вернуться в предшествующие отношения большей опека. Таким образом, ИП сохраняет старую структуру семьи, а в определенном смысле и саму семью.

Имея в виду понятие ИП, психолог обязан анализировать проблемы всех членов семьи (не только пришедших на консультацию), выявить все влияющие на семью стрессоры, которые могут появиться не только в ней, но и в сферах работы, учебы, общения с родственниками, добрачных отношений. В силу того, что стрессор реально существует, непосредственно его устранить психолог не может (разве только стрессор представляет собой ложно воспринятую информацию). Поэтому устранение стрессора и не является целью структурной помощи семье. Реакции на него, симптоматаческое поведение обсуждаются во время встреч с психологом как функция структуры семьи, проводятся поиск возможностей для адекватной реорганизации этой структуры. Существует мнение, что проблема решится сама собой, как только семья надлежащим образом реорганизует свою структуру. В противном случае, т.е. если бы решалась лишь проблема, если бы устранялись только ее симптомы, успешность психологической помощи семье была бы переменной и сомнительной.

Цели структурной психологической помощи семье, по С.Минухину, следующие:

-создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;

- образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;

- расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение общения вне семьи;

- создание отвечающих возрасту детей условий для экспериментов с автономией и независимостью;

-обособление субсистемы пары от субсистемы родиетелй.

Даже в тех случаях, когда к которой-либо из этих целей семья уже больше или меньше приблизилась самостоятельно, психолог обязан проанализировать имеющееся положение и побудить развитие структуры семьи в оговариваемом направлении. Чтобы это произошло, психологическое консультирование семьи должно пройти три фазы. На первой психолог включается в семью и занимает в ней позицию лидера, что нелегко, так как наряду с этим психолог обязан оберегать автономию семьи, не навязывать ей своих ценностей, оценивать семью, строго руководствуясь этическими принципами ее членом Это процесс врастания психолога в структуру семьи, во время которого семья признает авторитет психолога, а он - ценности семьи и также приспосабливается к стилю семьи. Этому помогают и соответствующие методы работы с семьей. Например, принятие ее иерархии (это можно продемонстрировать, начиная беседу с вопросов к родителям, а не детям и т.п.).

Вторая фаза структурной помощи семье - изучение структуры семьи. Структуру можно выявить двумя способами - через взаимодействие ее членов в ходе встречи с психологом, спонтанное поведение и обсуждение семейных «законов», ролевых границ. В том и другом случае психолог наблюдает ряд взаимодействий и обеспечивает условия для спонтанного самовыражения. (Например, психолюг просит мать и отца высказатъ свои точки зревия на воспитание детей. В обсуждении участвуют и дети. Высказываемые мысли могут соответствовать или противоречить поступкам, которые наблюдает психолог. Так, отец может утверждатъ, что всегда поддерживает авторитет матери, а психолог может фиксировать коалицию отца и ребенка, имеющую диффузные границы, и ригидные границы в родительской субсистеме).

За изучением семейной структуры следует третья фаза психологического консультирования семьи - трансформация данной структуры. Трансформация осуществляется несколькими способами. Если психолог успешно включился в семью, то новую, более эффективную структуру, четкие границы он демонстрирует в ходе общения с семьей и предлагает перенять такой стиль общения. Он также может выяснить связь оценок ситуации в семье, высказанных каждым ее членом, увязать эти оценки между собой и представить семье наглядную интерпретацию ее структуры, что подчас побуждает к самостоятельному совершенствованию. Психолог имеет возможность, наблюдая в ходе встречи действия, отражающие структуру семьи, рекомендовать изменить действия и сразу же их повторить. Предлагая, он не критикует предшествующего поведения, а поощряет испытать новые способы взаимодействия.

Здесь указаны более общие направления работы с семьей по трансформации ее структуры. Как будет происходить их реализация, зависит от компетенции и опыта психолога. Каких-либо специфических методов воздействия на семью структурная модель консультирования семьи не предлагает. Рекомендуются только упомянутые направления воздействия, а их реализация остается за психологом. Например, как уже говорилось, психологу следовало бы врасти в семью и занять в ней место лидера. Изучив семью и став компетентным лидером, он обязан знать, что хочет изменить в структуре семьи. Это намерение психолог должен объяснить так, чтобы члены семьи его услышали и обратили внимание на новые свои возможности. Поэтому психологу важно предусмотреть интенсивность сообщения семье новой информации (повторяемость, наглядность, подбор слов, тон и тд.). Другая важная способность психолога, согласно С.Минухину, компетенция в шейпинге, те. способность новой, более эффективной структуре семьи, которая выступает как абстракция, придать наглядную, приспособленную к конкретной семье форму. Этой формы легче достичь не путем критики старых способов взаимодействия, а путем рекомендации новых позитивных и действенных (таких, для создания которых семья обладает потенциальными возможностями) альтернативных способов взаимодействия.

В стремлении побудить семью к изменению структуры психолог должен убедиться, сможет ли она измениться. Ввиду того, что психолог сам является даже очень важной составной частью структуры семьи, занимает место лидера, он и сам должен верить в возможность роста семьи. Эта внутренняя убежденность часто заменяет собой опыт и знание средств психологического воздействия. Понятно, опыт и знания никогда не мешают, а помогают наметить цели отдельных встреч с семьей. Они могут быть различными, однако по направленности должны служить созданию новой структуры семьи. Как возможные цели отдельных встреч в структурной модели указываются такие: установление дистанции между субсистемами (например, раздельные встречи с родителями или детьми), увеличение частоты контактов между членами семьи, помощь парам (супружеской, матери и сына и тд.) при решении своих проблем без поддержки со стороны других членов семьи, ознакомление семьи с теистическими предпосылками структурной модели семьи, обсуждение необходимости и целей психологического консультирования семьи, анализ индивидуальных перспектив членов семьи, нарушение взаимодействия в семье с помощью парадоксов.

В обобщение обзора этой модели консультирования можно отметить, что она предлагает достаточно четкое понятие преследуемой цели и достаточно ясный путь к новой структуре семьи. Роль психолога тоже ясно охарактеризована. Отсутствие специальных, характерных только для данной модели средств воздействия на семью возможно оценивать и как ее достоинство, и как недостаток. Достоинство состоит в том, что исключается механическое, непродуманное применение средств, что само собой предъявляет более высокие требования к личности, знаниям и опыту психолога, консультирующего семью. Недостаток заключается в том, что объективно оценить знания и опыт, а в особенности способность их использовать при консультации конкретной семьи труднее, чем оценить способность применить специфические процедуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...