Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансакционная модель психологического консультирования семьи




Трансакционный анализ является одним из Направлений психотерапии. Более общие принципы трансакционного анализа успешно могут объяснить общение как в семье, так и в других ситуациях. Однако в работах основоположников трансакционного анализа существенная часть обсуждаемой проблемы связана с семьей, общением мужчины и женщины, родителей и детей, поэтому следует рассмотреть и эту модель психологического консультирования семьи. При рассмотрении модели не возникает каких-либо сомнений относительно ее родоначальника Э.Берна. Для исходных его теоретических положений или, как он сам пишет (1960 г.), прагматических принципов нет исключений: «каждый взрослый человек был ребенком; каждый человек, мозг которого нормально функционирует, имеет опыт реальности; каждый взрослый человек имел родителей или кого-то, кто их заменял».

Из этих наглядных положений Э.Берн конструирует теорию состояний трех «я»- Родителя, Взрослого, Ребенка. Каждое из этих состояний сравнительно легко поддается различению по характерным для него поведению, высказываниям, экспрессии. Так, состояние Ребенка определяется по высказываниям, выражающим эмоции, потребности, страхи, по фразам «я хочу», «я боюсь» и т.п. Для экспрессии эмоций данного состояния характерны покраснение, движения рукой и т.п. В состоянии Взрослого человек руководствуется приобретенными в своей жизни навыками, способностями, выражает их, объективно оценивает реальность и себя. В состоянии Родителя человек руководствуется некритически перенятыми оценками, правилами, установками. Выражает их с помощью фраз «обязан», «запрещаю» и т.п.. Состояние Родителя является остатком внешних влияний, имевших место в детстве. Состояние Ребенка представляет собой остаток внутренних испытанных в детстве переживаний, таких, как бессилие, страх, протест, радость открытия. Ни одно из этих состояний нельзя отнести к разряду плохих или хороших, в каждом из них у человека проявляются и положительные качества, и недостатки.

Имея в виду это понятие человеческого «я», Э.Берн трактует процесс общения как контакт между двумя «я», находящихся в различных или тождественных состояниях. В качестве элементарных составных частей общения (трансакций) выступают обращение, сигнал, знак и ответы на них. Понятно, что одно обращение может быть послано только из одного состояния и направлено только на одно состояние, поэтому во время одной трансакции состояние «я» не изменяется. Трансакции могут быть дополняющими, когда ответ на обращение поступает из того состояния «я», к которому обращались (в графическом изображении это приобретало бы вид параллельных линий), и противостоящими конфликтами, когда ответ поступает не из того состояния «я», к которому обращались (графически это можно изобразить в виде пересекающихся линий).

Как пишет Э.Берн, способность человеческой психики сохранить когерентное состояние «я» зависят от новых стимулов». Поэтому человек структурирует свое время через деятельность и общение. В силу того, что ему не удается постоянно быть искренним и аутентичным, немалую часть его общения составляют дополняющие трансакции, которые протекают в точно установленном русле, т.е. ритуалы (например, приветствие); дополняющие, но стереотипные, не раскрывающие личность трансакции, т.е. процедуры (например, профессиональное общение продавца и покупателя); времяпровождения (например, беседа на личностно незначимые темы).

Более сложные ряды трансакций - игры. Они характеризуются несколькими свойствами. Играм, кроме параллельных и пересекающихся трансакций, в которых обращения, ответы на них, состояния - ясные, присущи и скрытые обращения, ответы, состояния. Например, вопрос «Где мои ботинки?» и ответ «Под кроватью» - может быть трансакцией типа «Взрослый - Взрослый», в которой по-деловому просят об информации и ее получают, но может быть и трансакцией типа «Родитель - Ребенок», в которой Ребенка бранят за беспорядок. Скрытые трансакции придают играм более или менее драматический характер. К тому же благодаря им возникают своего рода ловушки с заранее предусмотренным исходом, обеспечивающим своеобразную психологическую победу. Вот два примера игр, в которые играют в семьях:

1. Игра «Если бы тебя не было». Один из супругов жалуется, что если бы не семья, он мог бы многого добиться. Так, в наблюдаемых, демонстрируемых трансакциях он протестует против ограничений, насилия, влияния. В то время как протест является всего лишь средством для прикрытия неумения, недостаточности способностей, страха. По причине ограничений, которые на самом деле для него приемлемы, он может отказаться от деятельности, которой и сам избегает: Здесь в особенности ярко проступает важное свойство игр — нечестное общение.

2. Игра «Из-за тебя». Один из супругов работает, пишет, чинит, варит и т.п., но у него не все получается. В это время к нему обращается другой или дети. Виновником неудачи в деятельности считается помешавший.

Сложные сочетания игр или одна постоянно повторяемая игра и трансакции другого типа могут быть для человека своеобразной целью жизни. Чаще всего игра наследуется от родителей как определенное наставление (например, стать известным человеком). Его сопровождает инструкция, как осуществлять желаемую цель. Здесь возможны противоречия между целями и способами их достижения, которые выбирают различные состояния «я». Такой способ структурирования времени называется сценарием.

Согласно Э.Берну, зрелый человек осознает состояния собственного «я» и может их контролировать. Он может почувствовать различие между жизнью, которую ему демонстрировали (состояние Родителя), и жизнью, которую сам пережил (состояние Ребенка) и которую сам нашел (состояние Взрослого). Проделав это, он становится более автономным и сможет выбирать созвучный его личности образ жизни, более искренне общаться. Путь к этому - через более глубокое понимание своих состояний, своих игр, отношений с другими людьми, жизненных цепей. Задача психолога помочь на этом пути. Способ помощи - анализ игр. Во время анализа консультируемый знакомится с принципами трансакционного анализа, используемыми в нем терминами и описаниями игр. Это сделать сравнительно легко, так как в системе трансакционного анализа немного специальных терминов, понятия наглядны, названия игр и их суть раскрывается с помощью характерных для обиходного общения фраз. Поэтому консультируемый легко овладевает методами трансакционного анализа и становится компетентным партнером психолога, способным сообща с ним анализировать свои игры. В ходе анализа выясняется иррациональность и комичность стереотипных жизненных ситуаций, что создает условия для изменения поведения.

Как указывает Э.Берн, обычно на практике проводится около двадцати групповых встреч, во время которых консультируемые вырабатывают умение самостоятельно упорядочивать свою жизнь, осмысливать и контролировать воздействия прошлого. Ход этих встреч таков: прежде всего составляется контракт - психолог обязуется обучать, а консультируемый овладеть терминологией трансакционного анализа и использовать ее при рассмотрении своих повседневности и проблем. После учебной части встреч следует практическое применение теория - анализируется как происходившие во время консультаций трансакции, так и предшествующие трансакции, игры, сценарий жизни.

Более общие принципы трансакционного анализа легко применить в ходе консультирования семьи. Здесь действуют те же самые правила, те же самые закономерности, как и при анализе других жизненных ситуаций. Может быть, только одному психологу труднее избежать вовлечения в игры супружеской пары, поэтому практически полезно семью консультировать двум психологам. Это помогает им избежать роли Родителя, которую нередко пытаются приписать психологу консультируемые. Имеются рекомендации и относительно групповой семейной консультации. По Э.Берну, «оптимальная группа состоит из четырех пар; двух слишком мало, так как требуются заинтересованные зрители, пяти слишком много, так как на всех не хватает времени» (с. 172). В этой системе преимущество явно отдают группам или хотя бы парам, а индивидуальных консультаций по вопросам семьи избегают. Причина тому -предпосылка, что в семье проявляется постоянная доза патологии, распределенная между супругами, Если один из них начинает «лечиться», те. получает психологическую помощь» его доля патологии уменьшается, однако проблемы другого супруга могут обостриться. Следовательно, психологическая консультация дает обратный результат.

Понятие дозы патологии также позволяет грубо прогнозировать перспективы семьи. Семья, имеющая одну-две проблемы, может воспользоваться доброжелательными советами любого человека, три-четыре - желательно решать со специалистом по психологии. Разумеется, здесь не идет речи о сложности проблем.

Первоначально при консультировании семьи выясняется структура брака. Она может быть описана в трех аспектах: через формальный контракт, который составили два Взрослых; через контракт об общении, подготовленный во время добрачного знакомства, когда один из будущих супруге» занимал позицию Взрослого или Родителя, а другой - позицию Ребенка; через тайный контракт, заключенный между «детьми». Каждый из этих контрактов мажет быть нарушен: формальный - когда уже во время его разработки планируется не отвечающее контракту поведение; контракт об общении - когда уже в первые месяцы после заключения брака который-либо из супругов пытается отказаться от своей роли; тайный контракт - когда дети сами не вонимают своих потребностей, когда их жизненные сценарии начинают явно различаться.

Задача психологического консультирования семьи, как указывает Э.Берн, зависит от структуры начального брачного контракта. Он полагает, что следовало бы пытаться сохранить формальный контракт и гарантировать каждому супругу максимум преимуществ, которые возможны при компромиссе и пределах контрактов об общении и сценариев. Предполагается, что игры и отношения в рамках семьи подлежат свободному выбору, а все элементы, разрушающие семью или личности ее членов, устранению. При подобной перестройке отношений важно предусмотреть переходный период, во время которого формируются новые, конструктивные отношения, так как, когда каждый из супругов достигает нового уровня осознания и контроля своих состяний «я» и своих потребностей, им надо заключить и новый котракт об общении.

В этой системе психологического консультирования семьи не ставится целью полное разрешение конфликтов. Полагают, что достаточно достигнуть нового понимания их причин и хода и как бы возвыситься над ними.

Э.Берн указывает, что трансакционная помощь семье дает три возможности: брак, в котором много трудностей, но они хорошо контролируются; компромиссный брак, когда супруги отказываются от своих потребностей; наконец, наиболее приемлемый вариант - брак, в котором супруги испытывают радость открытия до того не понятых лучших свойств друг друга. Интересно и поучительно его утверждение о чувстве любви. «Нельзя, - пишет Э.Берн, - в отчет о трансакционном анализе вписать чувство любви. Если такое чувство связывает двух людей, это превосходно, но оно не должно исследоваться психологом». Любовь он не считает непременным условием идеального брака. С позиций трансакционного анализа, брак - это свободно выраженный двумя реализующими себя личностями союз, в котором их сценарии конструктивно дополняют друг друга.

Еще один автор модели трансакционной помощи семье, учредитель института трансакционного анализа - Т Харрис. Его мнение о человеческом «я», ситуациях общения и другом в сущности не отличается от уже рассмотренных положений Э.Берна, поэтому на них останавливаться не будем и сразу перейдем к рассуждениям Харриса о трансакционном консультировании семьи.

В первую очередь он отмечает, что анализ отношений был бы более полезным до брака. Однако влюбленность мешает рационально планировать будущее семьи. «А если все так, - спрашивает Т Харрис (1969 г.),-то какие возможности имеем, чтобы сочинить брак, появившийся без предварительного анализа?» Так как в таком браке возлагать надежду на идеальную гармонию - иллюзия, проблему должны охарактеризовывать как выбор между двумя затруднениями. Во-первых, трудно преодолеть взаимные разногласия, во-вторых, не менее трудно полностью разорвать связи. Поэтому в проблемном браке единственным выходом становится создание новой структуры отношений, а для этого нужно проанализировать существующий брачный контракт.

Т. Харрис отмечает, что обычно такой контракт подготовлен неудачно, т.е. в нем делается попытка достичь равновесия прибыли и убытков. По мнению Т.Харриса, так создавая семью, человек себя и близких приравнивает к вещи, а вместо того, чтобы заботиться об общем благе, стремится, чтобы близкие не чувствовали себя лучше, чем он. Это поведение обусловливается состоянием Ребенка. Брак может успешно развиваться, если бремя заботы о нем возьмет на себя Взрослый. Существенным элементом такой заботы является осмысление супружеских потребностей, интересов, установок, проявляющихся через различные состояния «я», и обоснованная оценка возможностей их согласования. С помощью психолога супруги осуществляют анализ взаимосвязи контрактов в состояниях Родительских «я». Выясняется, насколько силен тот «я», который находится в данном состоянии, т.е. выясняется, скольких правил он придерживается и как эти правила могут быть согласованы. Затем то же самое проделывается в отношении контрактов в состояниях Взрослого-Взрослого. В этом случае выявляются основные интересы, увлечения каждого из супругов. Наконец, осуществляется анализ контрактов в состояниях Ребенок-Ребенок. (Например, в состоянии Ребенка человек, убежденный в тм, что он плохой, с трудом отказывается от вредных для него отношений с другим человеком. Тот, кто в детстве имел привычку удовлетворять свои капризы, так же будет поступать и в состоянии Ребенка). Т.Харрис отмечает, что такой анализ отношений уже сам по себе положительно влияет на семью, так как исключаются поспешные оценки - хороший, плохой. Он также указывает, что в среднем с супружеской парой проводится семнадцать встреч и что 84% таких консультаций сохраняют семью.

В заключение разбора этой модели психологического консультирования семьи укажем несколько ее преимуществ, как то:

- во время консультаций психолог и супруги говорят на одном и том же языке, т.е. психологу не надо «переводить» используемых им терминов, понятий на повседневный язык;

- психолог сталкивается со сравнительно несильным сопротивлением, слабей психологической защитой;

- не возникает более серьезных проблем, связанных с ролью психолога, его местом в системе личных отношений семьи;

- каждый этап консультации последовательно переходит в другой, и даже незавершенная консультация полезна для семьи.

Разумеется, абсолютно совершенных методов не существует. И трансакционный анализ семейных отношений не позволяет разрешить всех проблем супругов. Трудно с его помощью существенно изменить сценарий человеческого поведения. Кроме того, большая часть игр играется не только в семье, но и в социальной среде, в игры наряду с членами семьи включены родственники, сослуживцы. Эта среда приняла игры, поэтому, когда супруги пытаются заново создавать свои отношения, они встречают сопротивление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...