Благотворительной деятельности
Мотивация совершения благотворительной деятельности зависит от множества причин и факторов социальной реалии: от гуманистической развитости общества, от идеологии, от экономической ситуации, от системы ценностей, от социальных конфликтов и имеющихся разногласий и прочее. Система мотивации в благотворительной сфере заключает в себе полный перечень вышеперечисленных пунктов. Основой мотивации благотворительной деятельности является усвоенные с детства установки гуманистического общества, на которые в последствии накладываются различные мотивы для совершения осознаного выбора того вида и формы приложения сил для исполнения личностно-социального долга.[6] За весь период исследования мотивов развития благотворительной деятельности, многие социологи пытались выявить основные, доминирующие мотивы, на которых строится культура и идеология благотворительности. По этому, зачастую система мотивации благотворительной деятельности осознанно сокращается авторами и рассматривается с определенной точки зрения, не рассматривая остальные мотивы как целостную систему. Основной ошибкой исследований, направленных на выявление мотивов совершения акта благотворительности, является то, что из всей совокупности факторов, исследователи выбирают один главенствующий мотив, от которого и строится теория. Однако, благотворительность стоит рассматривать как целостную систему мотивов и факторов, на них влияющих. Таким образом, для марксистов центральной идеей совершения благодеяний являлась получение различных льгот и возможность самоутверждения личности над другими, менее обеспеченными слоями населения, что жестоко порицалось.
Ученые, считающие что в основе акта благотворительности лежат духовные корни, сочетающиеся с религиозной мыслью, отмечали исключительно культурно-эстетические принципы и постулаты нравственности. Так, русский философ Булгаков С.Н. писал: «…нравственность корениться в религии. Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит из Источников светов».[7] Одним из мотивов взаимопомощи выделяют жалость и альтруизм. Жалкий, по Далю[8], - это тот, кто вызывает чувство сожаления, участия, сострадания, соболезнования. Соловьев В.С., в своей «Нравственной философии добра» проводит убедительную взаимосвязанность между жалостью, милосердием и альтруизмом. «Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслаждение»[9]. Сам принцип жалости хоть и является одним из мотивов совершаемых актов благотворительности, но он не должен быть основным постулатом оказываемой помощи. Так же надо принимать во внимание то, что оказываемая помощь не должна быть унижением и оскорблением для стороны принимающей. В этом и заключается принцип гуманности, утверждающий основы социальной политики в современном мире: «уважение человеческого достоинства независимо от состояния его физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения[10]». Альтруизм – это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму. Альтруизм — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение противоположно эгоистическому и заключается в стремление помочь другим. Термин был введен Контом (фр. «vivre pour autrui» – «жить для других»), считавшим, что альтруизм формируется и развивается у личности в зависимости от позитивистского направления гуманистических ценностей в обществе[11].
Это нравственный принцип согласно которому благо другого человека и он сам более значимы, чем собственное «я» и его благо[12]. Принцип альтруизма представляет собой универсальной формулой бескорыстного благодеяния. Альтруист оказывает помощь даже в тех ситуациях, даже когда его благодеяние заведомо не будет ничем вознаграждено. О.Конт разделяет альтруизм анималистический, происходящий инстинктивно, отражающий идею выживания рода, переносящуюся из рода в род. Действительно, определенное проявление альтруистического поведения можно наблюдать у животных. Экспериментальным путем было установлено, что крысы могут кооперироваться, для удовлетворения потребностей только одной из них или каждой из них поочередно[13]. Конт выделяет альтруизм как бесконтрольную деятельность людей, объединенных одной идеей, являющейся обобщающим фактором всех людей. Этот взгляд разделяет Кропоткин П. Он считает, что нравственность это сложная система взаимодействия чувств и понятий, в основе которой лежат инстинкты (врожденные чувства и потребности). В свою систему нравственности он включает: 1. Инстинкты (общительность); 2. Понятия разума (справедливость); 3. Чувство, одобряемое разумом (самопожертвование). Причем, он использует термин готовность к самопожертвованию, великодушие. Он говорит, что это чувство ближе к альтруизму – то есть «способности действовать на пользу другим», он старается избегать христианского понятия о любви к ближнему. Слова «любовь к ближнему» неверно отражают чувство, двигающие человеком, когда он жертвует своими непосредственными выгодами на пользу других. «Действительно, в большинстве случаев человек, поступающий так, не думает о жертве и сплошь и рядом не питает к этим «другим» никакой особой любви. В большинстве случаев он даже не знает их»[14]. Таким образом, это нужно самому человеку, это свойственно человеческой природе. По мнению Швейцера А. гуманность это «…стремление быть добрым не только потому, что это предписывается этическими заповедями, но и потому, что такое поведение соответствует нашей сущности».[15]
Миронова Г.А. в своей работе определяет особенности, позволяющие расценивать поступки и поведение как альтруистические: 1. Добровольные и сознательные действия как проявление свойств воли, а не результат внешнего принуждения. 2. Бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния. 3. Стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов. 4. Наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь. 5. Социальная ориентированность поступка. 6. Самоотречение (самоотверженность). [16] Отказ на призыв к милосердию является вызовом для общества, девиантным поведением, требующем порицания. Это явление охарактеризовал русский философ Соловьев В.С.: «При известном развитии нравственного сознания в общественной среде отказ от помощи, хотя бы совершенно чужому или даже враждебному человеку, осуждается совестью как прямая обида, что вполне логично, ибо если я вообще должен помогать своему ближнему, то, не помогая ему, я тем самым обижаю его».[17] Этот мотив прослеживается с древнейших времен у всего русского народа. Основой этого мотива лежит общегуманные принципы любви ко всему сущему, и оказание помощи является благом не только для получателя, но и подающему, удовлетворяя потребности в самореализации и утверждение себя как достойной социальной единицы, приносящей пользу обществу. Причины заставляющие заниматься благотворительностью предпринимателей разнообразны. Это и социальная ответственность перед прошедшими и грядущими поколениями. Наличие активной жизненной позиции заставляет предпринимателей привносить в жизнь социума важные, значимые проекты, позволяющие облегчить жизнь части населения и чувствовать себя ответственными за происходящие в жизни страны перемены. Часть бизнесменов занимаются благотворительностью исходя из положений о гуманизме и состраданиями. Эта позиция объясняет непостоянность и неравномерность пожертвований.
Вот мнение одного из современных малых предпринимателей: «Благотворительностью занимаются люди с повышенным чувством ответственности. И делают это потому, что иначе не могут».[18] Одну из составных частей морального мотива некоторыми исследователями[19] называется чувство вины. Понимание чувства вины происходит из за видения социальной несправедливости, неравенства распределения благ и доступа к первичным жизненным благам. Однако, чувство вины не может являться основой для заключения долгосрочных партнерских отношений между благотворительной организацией и организацией-донором. Пути развития социального действия в истории проходили по линии: от иррационального действия к рациональному, от него к инициативному и, наконец, к ответственному действию. Следуя этому движению в истории складывались и виды морали. Можно выделить следующие виды морали[20]: Мораль долга перед обществом (общиной, коллективом) Мораль долга перед Богом Мораль ответственности перед своими Мораль ответственности за все человечество Мотив сострадания. Религиозный мотив. Девиз этого мотива сформулирован известным американским исследователем благотворительности Э. Эндрюсом «матерью филантропии является религия».[21] Библия рассматривает благотворительность как лучший способ искупления греха, поскольку: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздает за благодеяние его»[22]. Анализируя истоки религиозной деятельности и религиозного мышления, Макс Вебер пришел к заключению о том, что важнейшим свойством большинства мировых религий является их способность удовлетворять «потребность в спасении», в том числе и через милосердие, благотворительность, милостыню. По Веберу существует несколько путей спасения предлагаемого религией, один из них это социальные действия, «преследующие цель создать настроение внутренней сопричастности»[23]. По мнению Макса Вебера - богу угодна социальная деятельность христианина, «ибо он хочет, чтобы социальное устройство жизни соответствовало его заповедям».[24] Мотив престижа, социального признания. Как писал в конце ХIХ века русский министру финансов Витте С.Ю.: «изящные искусства, литература, наука, прикладные знания, промышленность, торговля, сельское хозяйство, общественное управление, благотворительность – все это у нас в России состоит на государственной службе, если не целиком, то во всяком случае в значительной своей части».[25] В свое время Мандевиль Б. обращал внимание на то, что мотивом благотворительности, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков: «Гордость и тщеславие построили больше больниц, чем все добродетели вместе взятые».[26]
Мотив осознания гражданской солидарности. Как верно замечает Темникова Л.А.: «Единой идеологической основы для совершенствования благотворительности, очевидно, не существует. Мотивации, побуждающие к этой благородной миссии, в каждом конкретном случае разные»[27]. Может быть это деятельность ради общественной пользы, религиозные верования, совесть, жалость. Все эти качества составляют по мнению Бердяева Н.А. основу русского гуманизма: «Человечность все же остается одной из характерных русских черт…Лучшие русские люди в верхнем культурном слое и в народе не выносят смертной казни и жестоких наказаний, жалеют преступника. У них нет западного культа холодной справедливости. Человек для них выше принципа собственности, и это и определяет русскую социальную мораль. Жалость к падшим, к униженным и оскорбленным, сострадательность очень русские черты»[28].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|