Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды благотворительности




Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Корпоративная благотворительность

Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств может быть напрямую не связана с основной деятельностью компании.

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд "ЛУКОЙЛ").

Если бизнес-структуры занимаются благотворительностью как дополнительной деятельностью, то у благотворительных организаций это поставлено в основную уставную задачу и является профессиональной деятельностью специалистов. Однако, крупные компании, следуя своей социальной миссии, могут позволить себе организовать собственный фонд и внести эту деятельность в ряд уставных целей.

На данный момент, корпоративная благотворительность составляет основную массу пожертвований. Однако, большую часть всех корпоративных пожертвований приходится на долю крупного бизнеса.[33]

 

Частная благотворительность

Частная благотворительность – совершение частными, физическими лицами пожертвований на цели, предусмотренные фондом. Особенностью частной благотворительности является то, что в зависимости от нужд фонда и задач фонда, требоваться могут не только денежные средства, но и медикаменты, одежда, юридические услуги и прочие блага.

По масштабу пожертвований крупные компании предпочитают поддерживать общергеиональные и национальные социальные проекты. Средний и малый бизнес, следуюя своим возможностям предпочитает поддерживать определенные фонды или учреждения (дом инвалидов, детский дом). Так же, весьма развита система помощи в области натурального дарения – передача продуктовых наборов от компании, строительные материалы для возведения нового здания, предоставление бесплатных юридических услуг и прочее.

 

Филонтропия

Филантропия – слово греческого происхождения (philanthropia), означающее "любовь к людям". При общем рассмотрении термины «благотворительность» и «филантропия» являются синонимами, однако, стоит несколько разграничить эти понятия. Благотворительность – оказание безвозмездной помощи нуждающимся. Понятие «филантропии» же ограничивает общее понятие «благотворительность», говоря о том, что филантропия – деятельность, направленная на оказание помощи исключительно человеку. Таким образом, деятельность по защите животных будет являться благотворительной, но не будет филантропией.

 

Меценатство

Изначально меценат – имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Конкретных примеров его деятельности до нас дошло не много, но о том, что таковая имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: "Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!". Меценатство является еще одним направлением благотворительности, сферой приложение силы которой являются проекты в сфере культуры, науки и искусства. Так же различается и мотивация помощи - если благотворитель помогает человеку, то меценат – той общественной роли, которую исполняет этот человек, таким образом поддерживая его талант вклад в области культуры и науки.[34]

 

Спонсорство

Спонсорство – этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем так. Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой бренд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.

Новая редакция закона «О рекламе» определяет «спонсора», как «лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».

Спонсорский вклад (финансовые средства, предоставляемое имущество, результаты интеллектуальной деятельности, оказание услуг) — это плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя. То есть, спонсорство — это не безвозмездная благотворительность, а оплаченная коммуникация с уникальной аудиторией.

Для спонсирующей стороны важно то, что активное участие в конкретном мероприятии позволяет доносить «сообщение» до четко определенной целевой аудитории и влиять на ее отношение к продвигаемой марке. В свою очередь, спонсируемая сторона получает средства, которые позволяют ей реализовать весь комплекс необходимых работ по проведению мероприятия, а также подготовить материально-техническую базу и нанять квалифицированный обслуживающий персонал.

Социальная ответственность бизнеса

Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества. Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.[35]

В определении особое значение имеет слово "ответственность" – нельзя быть ответственным за то, что от тебя не зависит, или за то, что не имеет к тебе никакого отношения. Социальная ответственность бизнеса чаще всего выражается в поддержке местных сообществ в регионах присутствия компании (что приобретает наибольшие масштабы в случае с градообразующими предприятиями, когда компании фактически выполняют функции местной администрации: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее). В рамках социальной ответственности, нередко компании пытаются хоть отчасти нейтрализовать то негативное влияние выпускаемой ими продукции. К примеру, компании, занимающиеся производством сигарет финансируют исследования в области рака легких и выпускают массовые издания, посвященные вреду курения.

 

 

Альтернативный источник финансирования –

Фандрайзинг

В последние годы социокультурным проблемам уделяется все больше и больше внимания. Более того, на самом высоком уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса культуры и социальной сферы общества в контексте формирования инновационной экономики. Как отметил премьер-министр России, Дмитрий Анатольевич Медведев: «Инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте, как часть инновационной культуры… Мы обязаны беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России».[36] Однако, не смотря на такие заявления, в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, государственное финансирование и софинансирование проектов социально-культурной сферы сократилось в разы. Это привело к необходимости поиска иных, альтернативных источников финансирования – фандрайзинга.

Рассмотрим его основную периодизацию за рубежом и в России, чтобы оценить его эффективность и особенность применения фандрайзинговых методов в Российской действительности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...