Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции й услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рис. 12.2). Прибыль от реализации продукции (услуг)
Как показывают данные табл. 12.1, общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 21,85%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от реализации товарной продукции (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 1,6,4%, что несколько больше, чем в прошлом периоде.
Следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы брутто-прибыли.
Рис. 12.2. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (\ФП); ее структуры (УдО; себестоимости (Q) и уровня среднереализационных цен (Ц{). П = 1[УРПобщУд1(Ц1-С1)]. (12.1) Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 12.2. Таблица 12.2 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:
т = Шк = рп урп0 Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15477- 0,9). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат: Z(VPnil-4i0)-Z(Vpnu-c10) = = 81 032 - 65 534 = 15 498 тыс. руб. Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: i(vpnil-n1)-z(vpnircio) = = 97 120- 65 534 = 31 586 тыс. руб. Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 12.3. Таблица 12.3 Расчет влияния факторов первого уровня наизменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Объем продаж
| Структура продаж
| Цены
| Себестоимость
|
По
| . t0
| to
| to
| to
| Bo — 30
| 15 477
| Пусл1
| t,
| to
| to
| to
| По • Ipn
| 13 930
| Пусл2
| t,
| t.
| to
| to
| Вусл ~~ Зусл
| 15 498
| ПуслЗ
| t,
| t,
| t,
| t0
| "1 ~" Зусл
|
| п,
| t,
| t,
| t,
| t,
| Bi-3,
| 18 597
| По данным табл. 12.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет: объема реализации продукции Anvpn = Пусл1 - По= 13 930 - 15 477 = -1547 тыс. руб.; структуры товарной продукции АПстр = Пусл2 - Пусл1 = 15 498 - 13 930 = +1568 тыс. руб.; отпускных цен АПЦ = Пусл3 - Пусл2 = 31 586 - 15 498 = +16 088 тыс. руб.; себестоимости реализованной продукции АПС = П, - Пусл3 = 18.597 — 31 586 = -12 989 тыс. руб. Итого +3120 тыс. руб. Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна. Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: П = УРП1(Ц1-С1). (12.2) Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 12.4): АП,рп = (УРП: - VPn0) • (Цо - Со) = = (12 546 - 10 455) • (5,0 - 4,0) = +2091 тыс. руб.; ДПЦ = (Ц,1 - Цо) • УРЩ = (6,0 - 5,0) ■ 12 546 = +12 546 тыс. руб.; АПС = -(Ci - Со) • VPnj = -(4,8 - 4,0) ■ 12 546 = -10 037 тыс. руб. Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 12.4 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.
Таблица 12.4 Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|