Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг




Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции й услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы (рис. 12.2).

Прибыль от реализации продукции (услуг)


 


  Себестоимость продукции
       
Ресурсо-емкость продукции    
     
Цены на ресурсы    
     
Сумма постоянных затрат    
     
Объем выпуска продукции    
Объем продаж
Структура продаж
Изменение переходящих запасов готовой продукции
Изменение остатков неоплаченной продукции
Объем выпуска продукции

 

 

Показатель Базовый период Отчетный период Темп роста прибыли, %
Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, %
Прибыль от реализации продукции, услуг до выплаты процентов и налогов 15 477 84,8 18 597 83,6 120,2
Процентные доходы от инвести­ционной деятельности   15,6   • 17,4 118,8"
Сальдо прочих операционных доходов и расходов -500 -2,7 -1060 -4,8 117,7
Сальдо внереализационных доходов и расходов '   2,3   3,8 197,0
Чрезвычайные доходы и расходы - - - - -
Общая сумма брутто-прибыли 18 260   22 250   121,85
Проценты к уплате за использование заемных средств   12,1   11,6 116,4
Прибыль отчетного периода после уплаты процентов 16 040 87,9 19 665 88,4 122,6
Налоги из прибыли   19,1   18,9 120,7
Экономические санкции по платежам в бюджет   3,8   3,5 113,0
Чистая прибыль 11 870 65,0 14 685 66,0 123,7
В том числе: потребленная прибыль   60,0   59,7 123,0
нераспределенная (капитализированная) прибыль   40,0   40,3 124,7

Как показывают данные табл. 12.1, общая сумма брутто-прибы­ли за исследуемый период увеличилась на 21,85%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от реализации товарной продукции (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 1,6,4%, что несколько больше, чем в прошлом периоде.

Следует основательно изучить факторы изменения каждой состав­ляющей общей суммы брутто-прибыли.


 

  Цены реализации
       
Качество продукции    
     
Конъюнктура рынка    
     
Рынки сбыта    
     
Инфляция    
     
Сроки реализации продукции    

Рис. 12.2. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема ре­ализации продукции (\ФП); ее структуры (УдО; себестоимости (Q) и уровня среднереализационных цен (Ц{).

П = 1[УРПобщУд111)]. (12.1)


Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема про­даж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реали­зации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличит­ся доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональ­но прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 12.2.

Таблица 12.2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

 

Показатель Базовый период Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В) Ј(VPni0-Ui0) = = 83414 S(VPnM • Ц|0) = = 81 032 Z(VPnM.UM) = = 97 120
Полная себестоимость реализованной продукции(3) Z(VPni0.Ci0) = = 67 937 Е(УРПИ -Ci0) = = 65 534 Х(УРПМм) = = 78 523
Прибыль (П) 15 477 15 498 18 597

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.


Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления факти­ческого объема реализации с базовым в натуральном (если продук­ция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном пред­приятии его величина составляет:

18 450 20 500
= 0,9.

т = Шк = рп урп0

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма при­были должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15477- 0,9).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне се­бестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

Z(VPnil-4i0)-Z(Vpnu-c10) =

= 81 032 - 65 534 = 15 498 тыс. руб.

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из факти­ческой суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

i(vpnil-n1)-z(vpnircio) =

= 97 120- 65 534 = 31 586 тыс. руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 12.3.

Таблица 12.3

Расчет влияния факторов первого уровня наизменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

 

 

Показатель прибыли Факторы Порядок расчета Прибыль, тыс. руб.
Объем продаж Структура продаж Цены Себесто­имость
По . t0 to to to Bo — 30 15 477
Пусл1 t, to to to По • Ipn 13 930
Пусл2 t, t. to to Вусл ~~ Зусл 15 498
ПуслЗ t, t, t, t0 "1 ~" Зусл  
п, t, t, t, t, Bi-3, 18 597

По данным табл. 12.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

Anvpn = Пусл1 - По= 13 930 - 15 477 = -1547 тыс. руб.;

структуры товарной продукции

АПстр = Пусл2 - Пусл1 = 15 498 - 13 930 = +1568 тыс. руб.;

отпускных цен

АПЦ = Пусл3 - Пусл2 = 31 586 - 15 498 = +16 088 тыс. руб.;

себестоимости реализованной продукции

АПС = П, - Пусл3 = 18.597 — 31 586 = -12 989 тыс. руб.

Итого +3120 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы при­были на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличил­ся удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с по­вышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию пред­приятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом дина­мика прибыли положительна.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи про­дукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = УРП111). (12.2)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных раз­ниц (на основании данных табл. 12.4):

АП,рп = (УРП: - VPn0) • (Цо - Со) =

= (12 546 - 10 455) • (5,0 - 4,0) = +2091 тыс. руб.;

ДПЦ = (Ц,1 - Цо) • УРЩ = (6,0 - 5,0) ■ 12 546 = +12 546 тыс. руб.;

АПС = -(Ci - Со) • VPnj = -(4,8 - 4,0) ■ 12 546 = -10 037 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 12.4 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.


Таблица 12.4

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

 

 

 

 

Из­де­лие Объем продаж, шт. Цена изделия, тыс. руб. Себестоимость изделия, тыс. руб. Сумма прибыли, тыс. руб. Изменение суммы прибыли, тыс. руб.
to t, to t, to V to t, Общее В том числе за счет
объе­ма про­даж цены себе­стои­мости
А 10 455   5,0 6,0 4,0 4,8   15 055 +4600 +2091 +12546 -10037
Б     3,1 3,7 2,6 3,1     -1480 -2070 +3542 -2952
и т.д.                        
Итого 20 500   - - - - 15 477 18 597 +3120 +21 +16088 -12 989

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...