Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рентабельности предприятия




Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характери­зуют эффективность работы предприятия в целом, доходность раз­личных направлений деятельности (производственной, коммерчес­кой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, харак­теризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреб­ленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производ­
ства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат)

исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до вы­платы процентов и налогов к сумме затрат по реализованной про­дукции (Зрп):

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого руб­ля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по пред­приятию. При определении его уровня в целом по предприятию це­лесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализа­ционные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Аналогичным образом определяется доходность инвестицион­ных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инве-


стиционной деятельности (Пвд) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):

RI

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением при­были от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффек­тивность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рас­считывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.


о (при УРПобщ0, Уд0, Цо, Со) = 15 477 30(приУРПобщ0,Уд00) 67 937

= усл1

Пусл1 (приУРПобщ1, Уд0, Цо, Со) = 15 4770,9 Зусл1(приУРПобщ1,Уд00) 67 937-0,9

= Пусл2 (приУРПобщ1, УД1, Цо, Со) = 15 498 Кусл2 Зусл2 (при УРПобщ1, Уд15 Со) 65 534


=


 


= Пусл3 (приУРПобщ1, Уд„ Ць Со) Зусл2(приУРПобш1Д1, Со)

31586 65 534

18 597 78 523

= 23,7 - 22,8 = +0,9%;

= R,

ARvpn = R^m - Ro = 22,8 - 22,8 = 0;

врп

Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднего­довой стоимости всего совокупного капитала (KL).

R -—

KL~Kl/

Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного ка­питала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействован­ного в операционном процессе:

ок ОК

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и про­вести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех ос­новных факторов первого порядка: изменения структуры реализован­ной продукции*, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

р пРп fCVPiwyfli.iti.Cj)

jk3 =------------ =------------------------------------------------ . /j2 з)

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабель­ности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 12.2 и 12.3:


 

= Ryc,2 -

! = 23,6 - 22,8 = +0,8%; ARU = RycJl3 -. Ry^2 = 48,2 - 23,6 = +24,6%;

ARe = Ri - Rje.3 = 23,7 - 48,2 = -24,5%.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рен­табельности повысился в связи с увеличением уровня цен и удельно­го веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Рост себестоимости реализованной продукции на 12 989 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5 %.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каж­дому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов про­дукции зависит от изменения среднереализационных цен и себесто­имости единицы продукции:

о = А ^ УРЩЦ, - Q) = Ц, - Ct =Ц1_1

t Ci С; Ci (UA)

По данным табл. 12.10 рассчитаем влияние этих факторов на изме­нение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки:


Ro = Ц°~С° = ЗД"2'6Ю0 = 19,2%;
Со 2,6

r = Ц1 ~ Со = 3,7 - 2,6

2,6

3,1

= 19,4%.

Общее изменение рентабельности по изделию Б: ARo6ui = R.! - Ro= 19,4 - 19,2 = +0,2%,

в том числе за счет изменения:

а) среднего уровня отпускных цен

AR« = RyM- Ro= 42,3 - 19,2 = +23,1%;

б) уровня себестоимости продукции

ARc = Rj - RycjI = 19,4 - 42,3 = -22,9%.

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной про­дукции (табл. 12.10), из которой видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельнос­ти и какие факторы на это повлияли.


Таблица 12.11

Расчет влияния факторов, определяющих уровень средней цены реализации, " на изменение уровня рентабельности изделия А

 

Фактор Изменение цены, руб. Изменение рентабельности, %
Качество продукции +70,0 + 1,33
Рынки и каналы сбыта +53,6 + 1,01
Сроки реализации -60,0 -1,14
Инфляция +936,4 +17,8
Итого +1000 +19,0

Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом опреде­лить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и пол­нее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рен­табельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следую­щий вид:


 


_ прп в
(12.5)

Таблица 12.10

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

 

 

 

Вид продук­ции Цена, руб. Себестоимость, руб. Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
to t, to t, to усл. t, Общее В том числе за счет
цены себесто­имости
А 5,0 6,0 4,0 4,8 - +19 -19
Б 3,1 3,7 2,6 3,1 19,2 42,3 19,4 +0,2 +23,1 -22,9
и т.д.                    

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчи­тать их влияние на уровень рентабельности. По данным табл. 12.8 вы­полним этот расчет по изделию А (табл. 12.11).


f (УРПобщ, Уд,, Ц)

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уров­ня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каж­дого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зави­сит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

R - П1 - 0^ В;

(12.6)

УРП; • Ц; Ц;

Расчет их влияния производится также с помощью приема цеп­ной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельнос­ти капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема ре-


ализованной продукции (УРП), ее структуры (Уд;), себестоимости (С;), среднего уровня цен (Ц;) и финансовых результатов от про­чих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) за­висит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициен­та оборачиваемости Коб), который определяется отношением выруч­ки1 к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его тре­буется для обеспечения запланированного объема продаж. И наобо­рот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности со­вокупного капитала можно записать в виде следующей модели:


БПусл2 (приУРП,, Уд1; Цо, Со, ВФР0) КЬусл2 (при УРП,, Уд„ Цо, Ко60)

•100 = 45,1%;

15 498 + 2783

81032/2,0 БПусл3 (при.УРП,, УД1, Ц„ Со, ВФР0)

31 586 + 2783 97 120/2,0

100 = 70,8%;

_ БПусл4 (приУРЦ, УД1, И,, С„ ВФР0) _


 


Пр

ВФР

БП KL
_ "рп

18 597 + 2783 97 120/2,0

(12.7)
•100 = 44,

В/К,
об

1-(УРПобщ,Уд;;об)

Таблица 12.12

Исходные данные для факторного анализа рентабельности совокупного капитала

 

 

Показатель Значение показателя
  t,
Прибыль от реализации, тыс. руб. 15 477 18 597
Внереализационные финансовые результаты, тыс. руб.
Сумма брутто-прибыли, тыс. руб. 18 260 22 250
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, тыс. руб. 41 700 53 955
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 83 414 97 120
Коэффициент оборачиваемости капитала 2,0 1,8

На основании данных табл. 12.2, 12.3 и 12.12 произведем расчет влияния факторов способом цепной подстановки:

= БП0 (при УРП0> Удр, ЦрГСр, ВФР0) = 0 КЬ0(приУРП0,Уд00об0)

15 477 + 2783

•100 = 43,8%;


 

: БП,(приУРП„Уд11,С„ВФР1) Ы.^13.(приУРП1>Уд11ов0)

Rycn4 ~

100 = 45,8%;

18 597 + 3653 97 120/2,0

= БП,(приУРП„Уд111,ВФР,) = 22 250 т = 41 2% 1 КЬ^приУРПУд^Ц./К^) 53 955

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет: ARo6m = Ri - Ro = 41,2 - 43,8 = -2,6%,

в том числе за счет: ,

ARya = Rycjll - Ro = 45,1 - 43,8 = +1,3%;

ARU =

2 - R^! = 70,8-45,1. = + 25,7%; ~ ...

= Rycjl3-Ryc,2 = 44,0-70,8 = -26,8%; .

АКвфр = ЬЦо.4 - RyM3 = 45,8 - 44,0 = +1,8%; ARKo6 = Ri - Ry^4 = 41,2 - 45,8 = -4,6%.


 




Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в основном из-за роста себестоимости продукции и замед­ления оборачиваемости средств.

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализацион-ных цен, себестоимости продукции и внереализационных результа­тов.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.