Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность Деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров. Таблица 12.5 Сравнительный анализ уровня цен на продукцию
Данные табл. 12.5 показывают, что анализируемое предприятие щ водит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быс трее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив урове* цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновре-| менно подняв цены на продукцию, которая пользуется более высоки» спросом. В итоге предприятие сумело увеличить рентабельность капи-1 тала за счет наращивания суммы оборота. Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот. Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (АЦкач) можно определить по формуле: = (ЦН-ЦП)-УРП„ УРПобщ где Цн и Цп — соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VPITH — объем реализации продукции нового качества; \ТПобщ - общий объем реализованной продукции i-ro вида за отчетный период. По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножается на базовую цену единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируются: АЦ=Е(Удц-Удю)-Цю. Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в разделе 7.4. Данные табл. 7.7 показывают, что в результате повышения удельного веса продукции первого сорта и уменьшения второго сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб. По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 12.6) и сроков реализации (табл. 12.7). Таблица 12.6 Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А
В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на 53,6 руб., а сумма прибыли — на 672,5 тыс. руб. (53,6 руб. • 12 546 шт.).
Таблица 12.7 Влияние сроков реализации продукции на изменение средней цены изделия А
В связи с увеличением доли несезонных продаж в общем его объеме средняя цена реализации по изделию А снизилась на 60 руб. Если на протяжении отчетного периода произошло изменение цен па продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому и иду продукции умножается на объем ее реализации после измене-] i ия цены и делится на общее количество реализованной продукции соответствующего вида за отчетный период. В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 12.8). Таблица 12.8 Факторы изменения среднереализационных цен
шикни «Анализ хоз. дсят...* Данные табл. 12.5 показывают, что анализируемое предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на продукцию, которая пользуется более высоким спросом. В итоге предприятие сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота. Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереалюационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот. Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ДЦ^ч) можно определить по формуле:
_ (ЦН-ЦП)-УРП„
VPII где Цн и Цп- соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VPI1H — объем реализации продукции нового качества; УРПобщ - общий объем реализованной продукции i-ro вида за отчетный период. По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножается на базовую цену единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируются: АЦ=Е(Уди-Уд10)-Цю. Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в разделе 7.4. Данные табл. 7.7 показывают, что в результате повышения удельного веса продукции первого сорта и уменьшения второго сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб. По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 12.6) и сроков реализации (табл. 12.7).
Таблица 12.6 Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А
В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на 53,6 руб., а сумма прибыли — на 672,5 тыс. руб. (53,6 руб. • 12 546 шт.).
Таблица 12.7 Влияние сроков реализации продукции на изменение средней цены изделия А
В связи с увеличением доли несезонных продаж в общем его объеме средняя цена реализации по изделию А снизилась на 60 руб. Если на протяжении отчетного периода произошло изменение цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции соответствующего вида за отчетный период. В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 12.8). Таблица 12.8 Факторы изменения среднереализационных цен
Савицкая «Анализ хоз, дсят...»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|