Портрет гиперактивного ребенка
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Направления работы дошкольного психолога За последние годы широкое распространение получила психологическая служба в системе детских дошкольных учреждений, причем сейчас практические психологи работают не только в специализированных детских садах, мини-лицеях и т. д., но и в обычных районных детских дошкольных учреждениях. Дошкольный психолог осуществляет свою деятельность в нескольких направлениях: работа с детьми, работа с родителями и работа с воспитателями. Конечно, основная деятельность психолога направлена на работу с детьми. Но мы подчас забываем о том, что работа по повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей не менее важна, чем работа непосредственно с ребенком в виде индивидуальных и групповых занятий. В последнее время отношение родителей к психологу в детском саду несколько изменилось, его не ассоциируют теперь с неким медицинским работником, призванным лечить детей. Кроме того, наметился рост заинтересованности родителей в помощи практического психолога, а характер их запросов стал более конкретным и обоснованным. Вероятно, широкое распространение психологической службы в системе образования и обилие научно-популярной литературы по вопросам воспитания стимулируют заинтересованность родителей в получении элементарных психологических знаний, позволяют им другими глазами посмотреть на особенности своих взаимоотношений с ребенком. Можно выделить несколько групп характерных запросов родителей, встречающихся в практике психолога детского сада. Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители понимают необходимость контроля за ходом психического развития ребенка, раннего выявления отклонений и задержек в развитии и формулируют свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.
Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий. Наиболее многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость).
Психологическая помощь детям с трудностями в общении и поведении Возможности экспертной оценки в диагностике особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольника Желательно, чтобы на вопросы анкеты ответило как можно больше взрослых. В семье это могут быть как родители ребенка, так и его бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, другие члены семьи, принимающие участие в воспитании малыша. В ДОУ предложить экспертную оценку ребенка можно всем сотрудникам, работающим с детьми: воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, логопеду, педагогам дополнительного образования. Чем больше взрослых примет участие в анкетировании, тем больше данных для анализа будет у психолога. При обработке экспертных оценок можно выявить: «наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количество баллов по всем экспертным оценкам); условия, способствующие проявлению эмоционально-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в экспертных оценках членов семьи и педагогов); например, может оказаться, что те или иные качества ребенка проявляются только дома, значит, вероятно, этому способствуют семейные взаимоотношения, местом приложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья. Или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей способствует обстановка в детском саду;
• наиболее актуальные проблемы группы (сумма баллов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы); эти данные помогут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной группой при проведении фронтальных занятий; • детей «группы риска» (дети, набравшие наибольшие суммы баллов по всем критериям, во всех экспертных оценках); • воспитанников, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности; такие данные могут помочь в выборе индивидуального подхода к ребенку. Тогда педагог, испытывающий наименьшие трудности в общении с данным малышом, берет на себя большую часть индивидуальной работы. Экспертная оценка может выступать как первичная скрининговая диагностика эмоционально-личностной сферы дошкольника. Она поможет участникам образовательного процесса осознать и сформулировать запрос на коррекционную работу и может стать опорным материалом для проведения первичных консультаций педагогов и родителей по вопросам взаимодействия с детьми. Экспертная оценка может служить для того, чтобы легче было проследить динамику развития при предъявлении анкеты через заданный промежуток времени (например, два раза в год — осенью и весной), или для того, чтобы выяснить результативность коррекционных мероприятий (до и после коррекционных занятий). Приложение 1,2 Наиболее многочисленную группу запросов к психологу составляют жалобы, связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста: агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость.В последнее время особенно остро стоит проблема психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих двигательную и общую психическую расторможенность – т.н. гиперактивных детей.
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)) Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными. В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции. Основным проявлением СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении. Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности (подробно см. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- М.: Школа-Пресс, 2000). Это могут быть: · генетические факторы; · некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания; · кислородное голодание плода во время беременности и родов;
· родовые травмы различной тяжести; · инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша; · особенности строения и функционирования головного мозга, · врожденные нарушения деятельности ЦНС и минимальные органические поражения головного мозга. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит именно минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых дней жизни, но отчетливо заметны уже на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко – в дошкольном детстве. По данным медиков такие отклонения наблюдаются у каждого 5-6 ребенка чаще всего у мальчиков.
Основные признаки синдром гиперактивности: - двигательная расторможенность; - чрезвычайная подвижность; - неспособность к точным движениям; - отвлекаемость; - невнимательность; - неумение сосредоточиться на чем-либо. Подход к лечению и коррекции поведения и деятельности гиперактивного ребенка, его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» (1997, с. 4). Важно, работая в тесном контакте с родителями и педагогами, научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Портрет гиперактивного ребенка Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности как считают многие взрослые. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Дефицит внимания – характерная черта гиперактивных детей. Эта проблема часто сопровождает и другие нарушения в развитии ребёнка, (например, задержку психического развития), при этом ребёнок может быть гипоактивным. Но при наличии гиперактивности, дефицит внимания гарантирован. В последнее время проблему гиперактивности и обозначают как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Внимание характеризуется следующими свойствами: 1. Устойчивость. 2. Концентрация. 3. Переключаемость. 4. Распределение. 5. Объем. Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений внимания. 1. Нарушение устойчивости и концентрации: а) нет сосредоточения (ребенок не может выделить значимый раздражитель и, как следствие, не включается в учебный процесс); б) слабая концентрация внимания (ребенок выделяет значимый раздражитель, но не может сосредоточиться на нем); в) кратковременная сосредоточенность (ребенок быстро отвлекается, его внимание нестабильно); г) немотивированные колебания внимания (у ребенка «включается» охранительное торможение). 2. Нарушение распределения и переключения внимания: а) ригидность внимания (ребенок с большим трудом переходит от одного вида деятельности к другому); б) застревание («прилипание») внимания (ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому). 3. Нарушение объема внимания (ребенок способен воспринимать очень ограниченное число объектов). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.
Диагностическая программа В основе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью лежат нарушения, относящиеся в большей степени к области медицины. В связи с этим для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование. Психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие СДВГ, должно включать несколько направлений: -уровень развития внимания, памяти, мышления; - эмоциональные особенности личности; -особенности поведения дома и в детском саду; -изучение восприятия ребенком семейного климата. Обязательными являются беседы с родителями и изучение стилей воспитания в семье. В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педагогов группы. Для диагностики СДВГ у детей старшего дошкольного возраста (с 6-ти лет) используется один из вариантов «Корректурной пробы» - тест Тулуз-Пьерона, имеющий двоякую направленность: с одной стороны, изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а с другой, по мнению Л.А.Ясюковой, выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности. Для диагностики идеомоторной координации И.П.Брязгунов предлагает использовать широко применяемые в психологической практике рисуночные техники: «Дом. Дерево. Человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное» В процессе бесед с родителями и педагогами можно использовать анкетирование (приложение 3,4,5) Диагностическое обследование может включать различные методики. Наиболее эффективные из них приведены в следующей таблице.
Таблица 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|