Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская музыка в первой трети 19 века




1. Ответь на вопросы:

а) какой жанр музыки был самым любимым в это время и почему?

б) Каких авторов русского бытового романса помнишь?

в) Кого можно назвать предшественниками и современниками Глинки, что общего между ними?

г) Чьи идеи оказали влияние на мировоззрение Алябьева?

д) Кто из композиторов родился в семье крепостного дирижера? Чьим крепостным он был?

е) У кого из композиторов была самая трагическая судьба?

ж) Кто является автором слов песни Алябьева «Соловей»?

з) Какие песни создал Алябьев на стихи поэта Огарева?

и) Какой автобиографический романс Алябьев создал в ссылке?

к) Где родился Варламов и на каких музыкальных инструментах научился по слуху играть маленький Саша?

л) Как называлась должность, которую получил Варламов после переезда из Петербурга в Москву?

м) Кто был первым учителем музыки Гурилева? У кого Гурилев брал уроки фортепианной игры?

н) Кто такой А.Верстовский? Что он создавал?

о) На мелодию какого романса Варламова Гурилев сочинил фортепианные вариации?

п) Кто из композиторов, живя в Голландии, впервые выступил в концертах как певец и гитарист?

 

2.Прочитай отрывок из "Истории русской музыки от Древней Руси до "серебряного века" Л.Рапацкой и определи характерные черты русской музыки первой половины 19 века:

Развитие музыкальной жизни того времени было обусловлено своеобразными и противоречивыми культурными особенностями. С одной стороны, к музыке в России не относились как к серьезному делу, в стране даже не было специальных музыкальных учебных заведений (консерваторий). Обучение музыке по старинке считалось любительством (дворянские дети музицировали с детства вне зависимости от природных данных), а получение профессии музыканта - уделом представителей низших слоев общества. Отечественные таланты, не имея возможности получить систематические знания, явно проигрывали заезжим иностранным гастролерам. На сценах столичных музыкальных театров царили итальянские примадонны, а частными учителями музыки были, как правило, усердные немцы, внесшие большой вклад в становление русского музыкального образования. Утонченные вкусы русской аристократии и высокие гонорары влекли в Петербург и Москву не только скромных домашних педагогов, но и европейских знаменитостей. В разное время здесь концертировали блестящая польская пианистка М. Шимановская, великие композиторы Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. Одаренному ирландскому педагогу-пианисту Джону Фильду удалось основать в России фортепианную школу.

С другой стороны, роль музыки и музицирования в жизни аристократии и широких городских слоев населения была необычайно велика. В 20-е годы зарождается русская музыкальная критика (В.Одоевский, А.Улыбышев, В. Боткин). Приметой нового, 19 столетия становится расцвет концертного исполнительства: в 1802 г. в Петербурге было открыто Филармоническое общество, занимавшееся регулярной организацией концертов.

История музыки сохранила память о даровитых русских пианистах А.Жилине, И.Гениште, И.Ласковском, скрипаче Г.Рачинском, корифее оперной оцены Е.Сандуновой, О.Петрове, А.Петровой-Воробьевой.

В музыке начала 19 века, где сплелись шедевры западной музыки и скромные композиторские опыты предшественников Глинки, родился феномен русского бытового музицирования. Любой городской дом той эпохи, будь то скромная квартира чиновника или пышные апартаменты знатного вельможи, был наполнен звуками вокальной и инструментальной музыки, любовь к которой питали все сословия.… Самым распространенным жанром бытового музицирования был романс - вокальное сочинение на оригинальный поэтический текст, исполняемое с инструментальным сопровождением…

 

3. Расскажи о музыкальной жизни Санкт-Петербурга первой трети 19 столетия.

4. Русские композиторы часто использовали в бытовых романсах ритмы танцев. Каких? Приведи примеры.

5. Составь вопросы к кроссворду:

      В     С   Ф               Б  
Р О М А Н С О   И         Т О Р О П
      Р     Л   Л               Р  
  К О Л О К О Л Ь Ч И К Г       Т  
  А   А     В   Д     П У Ш К И Н  
  Ш   М     Е Д Е Г Т Я Р Е В   Я  
  И   О     Й           И       Н  
  Н   В                 Л       С  
              А Л Я Б Ь Е В     К  
                        В       И  
                                Й  

 

6. Выбери правильный ответ:

а) "Русская песня" - ведущий жанр творчества… 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева

б) В сочинениях 40-х годов ясно слышится тема "маленького человека", бесправного и задавленного судьбой, страдания которого вызывают глубокое сочувствие, в творчестве… 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева.

в) Романтические сюжеты, навеянные личными настроениями разочарования и безысходной тоски ("Зимняя дорога", "Два ворона", "Узник", "Гроб"), характерны для творчества 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева.

г) У Д.Фильда учился… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев

д) В традиционный жанр "русской песни" часто привносит вальсовый ритм… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев.

е) Алябьев сочинил… 1) 1 оперу, 2) 7 опер, 3) 10 опер

ж) Первую в России работу по методике преподавания вокального искусства, которая называлась «Школа пения» создал… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев

з) Романс ____?_____ «На заре ты ее не буди» написан на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

и) Песня _____?_____ «Разлука» написана на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

к) Романс _?_____ «Иртыш» написан на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

л) Песня ____?______ «Красный сарафан» написана на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

м) Сопровождение романса ___?_____ «Белеет парус одинокий» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро

н) Сопровождение романса ___?_____ «На заре ты ее не буди» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро

о) Сопровождение песни ___?_____ «Колокольчик» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро

 

7. Определи следующие фрагменты:

 

 

8. Из каких произведений и каких авторов взяты эти слова:

"Что ищет он в стране далекой…"

"А я, лишенный здесь свободы…"

"Дитя мое, дитятко, дочка милая…"

"Ты куда, куда летишь, где всю ночку пропоешь…"

"И уныло по ровному полю заливается песнь ямщика…"

"И подушка ее горяча, и горяч упоительный сон…"

"Погоди, постой! Дай время мне заглушить боль…"

"Подайте ж милостыню ей…"

"Эй, жги, жги, говори, договаривай…"

"Между небом и землей…"

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ М. И. ГЛИНКИ

 

1. Ответь на вопросы:

а) М.И.Глинку считают основоположником русской классической музыки, хотя русская музыка существовала задолго до Глинки. Подумай, почему?

б) Докажи, что музыка Глинки глубоко национальна. Связано ли его творчество с историческим прошлым страны и музыки?

в) Соприкасается ли творчество Глинки с направлениями западно-европейской культуры? Кто Глинка: классик, романтик или реалист?

г) Какие жанры охватил Глинка в своем творчестве?

д) Главная заслуга Глинки - создание русской классической оперы. Каким двум направлениям оперной классики он положил начало?

е) Глинка положил начало трем типам симфонизма: эпическому, лирико-драматическому и жанровому. К какому типу симфонизма относятся: увертюра к опере "Руслан и Людмила", испанские увертюры "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде", симфоническая фантазия "Камаринская", "Вальс-фантазия"?

 

2. Кто были учителя Глинки? Вставь пропущенные фамилии. " По приезде в Петербург я учился играть на фортепиано у знаменитого ___________ и, к сожалению, взял у него только три урока, ибо он уехал в Москву. Хотя я слышал его немного раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что он не ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату. …Преподавание же теории, а именно интервалов с их обращениями, шло не так успешно. Цейнер требовал, чтобы я учил его уроки в долбежку, но мне это надоело, почему я взял впоследствии в учителя _____________________, который сделался со временем моим приятелем" (Глинка "Записки")

 

3. Выбери правильный ответ:

а) жанр первой оперы Глинки… 1) эпическая опера-сказка, 2) историческая опера-драма, 3) лирическая опера, 4)отечественная героико-трагическая опера

б) в основу сюжета положе реальный исторический факт… 1) да, 2)нет

в) партия Б.Собинина написана для… 1) баса, 2) баритона, 3) тенора

г) партия Вани написана для… 1) тенора, 2) дисканта, 3) контральто

д) для характеристики И. Сусанина Глинка… 1) использует подлинные русские народные мелодии, 2) сочиняет свои в духе народных

е) первой русской оперой без разговорных диалогов стала… 1)"Аскольдова могила" Верстовского, 2)"Жизнь за царя" Глинки, 3)"Иван Сусанин" Кавоса

ж) в опере "Жизнь за царя" есть темы, которые можно назвать лейтмотивами?.. 1) да, 2)нет.

ж) гувернером Глинки в Благородном пансионе был… 1) Кюхельбекер, 2) Куницын, 3) Арсеньев.

з) С кем Глинка был лично знаком…1) Дельвиг, 2) Пушкин, 3) Гоголь, 4) Лермонтов, 5) Грибоедов.

и) Кто был либреттистом оперы "Жизнь за царя"… 1) Ширков, 2) Пушкин, 3) Розен.

к) В арии Ратмира из оперы "Руслан и Людмила" использована подлинная восточная мелодия, напетая Глинке…1) Пушкиным, 2) Айвазовским, 3) Грибоедовым.

 

4. Почему Глинку считают основоположником русской классической оперы? Перескажи содержание оперы "Жизнь за царя" (запиши в тетрадь по действиям). Вспомни историю создания оперы. Кто предложил Глинке этот сюжет? Кто еще воспел подвиг И.Сусанина?

5. Можно ли эту оперу назвать исторической? К какому жанру ее отнес сам Глинка?

6. Что такое интродукция, эпилог? Каково значение этих сцен в опере? Использовал ли Глинка в хоровых сценах подлинные народные мелодии?

7. Какое место в опер "Жизнь за царя" занимают хоровые сцены? Такое же как сказал Глинка об оперных хорах того времени? ("Придут неизвестно зачем, пропоют неизвестно что, а потом… уйдут с тем же, с чем пришли")

8. Какие разновидности арии есть в опере "Жизнь за царя"?

9. Какие черты характера дал Глинка своим героям?

Иван Сусанин - характер ________________,

Антонида - ____________________________,

Ваня - _________________________________,

Собинин - _____________________________.

 

10. Прочитай следующие фрагменты и определи место оперы "Жизнь за царя" в истории русской музыки.

" С "Ивана Сусанина" Глинки начинается новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Явилась опера зрелого народно-реалистического стиля, положившая начало русской музыкальной классике…"Сусанин" вошел в историю как первая глубоко реалистическая народная музыкальная драма. "Иван Сусанин" Глинки - одно из замечательных произведений с ярко конфликтной драматургией…Это, несомненно, вытекало из самого сюжета, основанного на столкновении двух антагонистических сил… В истории мирового оперного искусства "Иван Сусанин" был первой оперой, с такой глубиной поставившей и решившей проблему соотношения героя и народа" (Ливанова, Протопопов)

" Никогда еще у нас сценическое произведение не возбуждало такого живого, полного энтузиазма, как "Жизнь за царя". Публика поняла композитора или, лучше скажем, была увлечена инстинктом к высокому его таланту: в восемь данных до сего времени представлений в театре не было ни одного свободного места, и каждый раз восторженные слушатели осыпали рукоплесканиями знаменитого маэстро. Г. Глинка вполне заслужил это внимание: создать народную оперу - это такой подвиг, который запечатлеет навсегда его имя в летописях отечественного искусства. У нас давно уже являлась потребность национальности в музыке… Г. Глинка… глубоко вникнул в характер нашей народной музыки, подметил все ее особенности, изучил, усвоил ее и потом дал полную свободу собственной фантазии, которая приняла черты чисто русские, родные. Слушая его оперу, многие замечали в ней что-то известное, старались припомнить, из какой русской песни взят тот или иной мотив, и не находили оригинала…В его опере нет ни одного заимствованного мотива; но… в них мы слышим родные звуки. Вся партиция Сусанина и некоторые арии Вани написаны в стиле высокопатетическом, и при всем том они совершенно русские…Мы до сего времени никогда не слыхали русской музыки в возвышенном роде - ее создал Глинка… Его речитативы не похожи ни на немецкие, ни на итальянские;… кажется, в них слышишь интонации русского говора… Не прошло еще трех недель со времени появления на сцене оперы, а уже мотивы ее слышатся не только в гостиных, но даже на улице, - новое доказательство народного духа этой оперы. Кажется, теперь наступает пора, когда Россия должна представить Европе плоды своей духовной жизни… Европа удивится этой новой, неслыханной ею мелодии, если не поймет ее тотчас, сумеет оценить впоследствии и воспользоваться новыми идеями…" ( Энциклопедический журнал "Московский наблюдатель", 1836 год)

 

11Реши кроссворд:

                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

По горизонтали: 1. Учитель Глинки в Благородном пансионе

2. Как звали Собинина?

3.Название романса Глинки

4. В какой стране умер Глинка?

5.Название Эпилога оперы "Жизнь за царя"

6. Автор сюжета оперы "Руслан и Людмила"

7. Имя дочери И.Сусанина

8. Город в Германии, куда ездил учиться Глинка

9.Инструмент, которым Глинка овладел самоучкой в детстве

10. Страна, музыка которой вдохновила Глинку на создание "Арагонской хоты"

По вертикали: 1. Поэт, на слова которого создан цикл "Прощание с Петербургом"

11.Учитель Глинки по фортепиано, известный педагог

12.Сестра Глинки, много сделавшая для пропаганды творчества своего брата

13.Немецкий теоретик, к которому Глинка ездил брать уроки

14. Город, в котором творил Глинка

15. Романс "Я помню чудное мгновенье" посвящен…

16. Первое путешествие для лечения Глинка совершил на …

17. Либреттист оперы "Жизнь за царя"

18.Глинка - композитор…

19.Страна - родина бельканто

 

12.О какой сцене из оперы пишет В.Одоевский?

"… когда… предается мысли о своей участи, когда в нем борется чувство святого долга, любовь к отчизне и воспоминание о дочери, сироте, о семейном счастье, в эту минуту напев ________?_____ достигает высшего трагического стиля, и дело доныне неслыханное! - сохраняет во всей чистоте своей русский характер. - Надобно слышать эту сцену, чтобы увериться в возможности такого соединения, которое доныне почиталось несбыточной мечтой… создать новый, неслыханный дотоле музыкальный характер, возвысить народный напев до трагедии - это дело творческого вдохновения, которое дается редко и немногим…С этой оперою начинается новый период в искусстве, период русской музыки"

 

13. Вспомни и объясни слова Чайковского о русской симфонической школе: "Вся она в "Камаринской", подобно тому, как весь дуб в желуде".

 

14. Определи следующие фрагменты:

 

"ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЫ" (А.С.Даргомыжский)

1. Ответь на вопросы:

а) О ком сказал Б. Асафьев следующие слова: "Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли… Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония - горькая и шутливая - его сфера. Гротеск - тоже…

Он любит изображать малые чувства малых, скромных людей, любит салонные и цыганские романсы и песни - словом, музыку домашнего круга. Через это он глубоко заглядывает в жизнь мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и мечтательной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины; в мир людей с уязвленным самолюбием, с гордым характером, с решительной волей и людей жалких, уродливых, вызывающих презрение, смешанное с сожалением. Так вырастает острое, оригинальное и самобытное искусство ___________________- музыкального портретиста ".

Подтверди примерами. Вспомни композитора, создавшего портреты в инструментальной музыке.

 

б) Какой композитор и в каком своем вокальном произведении изменил в нотах обычные итальянские обозначения русскими указаниями на требуемую актерскую манеру исполнения ("скромно", "улыбаясь и запинаясь", "прищурив глаз") и для чего?

в) Кого Мусоргский назвал "великим учителем правды в музыке" и почему?

г) Как понимаешь творческое кредо композитора, высказанное в словах: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!"

д) В каком сатирическом журнале с картинками сотрудничал Даргомыжский?

е) В каких его песнях слышится гоголевский "смех сквозь слезы"?

ж) Какое свое произведение Даргомыжский назвал "драматической песней"?

з) В каком чине в 1843 году вышел в отставку Даргомыжский из казначейства?

и) Какая опера Даргомыжского самая новаторская?

к) Какие новые вокальные жанры создал Даргомыжский?

л) Какие лирические романсы являются вершиной его вокального творчества?

м) Кто создал либретто оперы «Русалка»?

 

2. Выбери правильный ответ:

а) В творчестве Даргомыжского, как и в творчестве писателей Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина… утвердилось направление… 1) классицизм, 2) романтизм, 3) критический реализм

б) "Великому учителю музыкальной правды". С таким посвящением преподнес Даргомыжскому рукописи своих сочинений русский композитор… 1) Бородин, 2) Мусоргский, 3) Римский-Корсаков.

в) На сюжеты Пушкина Даргомыжский написал оперы 1) "Эсмеральда", 2) "Русалка", 3) "Каменный гость", 4) "Торжество Вакха"

г) Премьера оперы "Русалка" состоялась в 1856 году через __?__ лет после премьеры первой русской классической оперы "Жизнь за царя" Глинки 1) 10 лет, 2) 20 лет, 3) 12 лет

д) Жанр оперы "Русалка" - 1) героическая народно-музыкальная драма, 2) сказочно-эпическая опера, 3) психологическая бытовая музыкальная драма.

е) Лучшей исполнительницей партии Наташи в 60-е годы 19 века была… 1) Д. Леонова, 2) А. Петрова-Воробьева, 3) Ю. Платонова.

ж) Элементы сатиры и социального обличения наиболее ярко проявились в песнях и романсах… 1) "Червяк", 2) "Мне грустно", 3) "Старый капрал", 4) "Титулярный советник", 5) "Шестнадцать лет", 6) "Мельник".

 

3. Сравни творчество Глинки и Даргомыжского.

"…Дарование Глинки стройно пластическое. Он гармоничен, любит цельность форм и округлость линий. Даргомыжский - весь в нестройности… " - продолжи эти слова Асафьева.

 

4. О каких произведениях идет речь?

а) "Обратившись к "_______________", Даргомыжский поставил перед собой новую и смелую задачу - сохранить в неприкосновенности полный текст _________ и, избежав обычных оперных форм: арий, ансамблей, хоров, написать на него музыку, состоящую исключительно из речитативов. Задача была поистине небывалой! Ее мог выполнить только музыкант, в совершенстве владеющий способностями музыкального воплощения слова и живой речи.

И Даргомыжский справился с этой трудной задачей. Он не только нашел индивидуальный музыкальный язык для каждого персонажа, но сумел средствами речитатива изобразить характерную повадку, темперамент, манеру речи действующего лица, показать внезапную смену настроений, мыслей и чувств" (Т. Хопрова, Г. Красногородцева)

б) "…Белинский посвятил этим стихам следующие взволнованные строки: "Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни!.. этому стихотворению принадлежит почетное место между величайшими созданиями поэзии, которые когда-либо… освещали бездонные пропасти человеческого духа…

… Даргомыжский стремится подчеркнуть в музыке значительность, весомость каждой фразы, чуть ли не каждого отдельного слова. Эта элегия - словно положенная на музыку ораторская речь, где патетически подчеркнуты все интонационные подъемы и падения, которыми изобилует это стихотворение с его обращенными к слушателю вопросами и восклицаниями…" (Васина-Гроссман)

 

5. Откуда эти слова?

"Невольно к этим грустным берегам…"

"Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать…"

"Как вечор у нас красна девица утопилась…"

"По невесту ехали, в огород заехали…"

"Одно и то же надо вам твердить сто раз…"

"Ах ты, сердце ретивое…"

6. Определи следующие фрагменты:

7. Прочитай приведенные ниже цитаты и определи отличительные черты оперы "Русалка".

"…это опера нового типа - психологическая бытовая музыкальная драма…

…Даргомыжский уже с самого начала… показывает образы в их столкновении и завязывает узел драматического действия, которое затем развивается с необычайной стремительностью и напряженностью. Раскрывая сложную цепь взаимоотношений между действующими лицами, Даргомыжский добивается особенной полноты и многосторонности в обрисовке человеческих характеров… Они не только раскрываются в действии и во взаимоотношениях друг с другом - характеры ведущих персонажей (Наташи, Мельника) показаны в непрерывном развитии и изменении". (Э. Фрид)

"Даргомыжский в "Русалке" впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты действительности, но и внутренние противоречия человеческой личности…- способность человека быть разным в разных обстоятельствах… Любящая, самоотверженная и благородная Наташа, чья вера и чувства глубоко обмануты и осквернены, становится грозной, безжалостной и властной мстительницей. Корыстолюбивый, лукавый и плутоватый Мельник, казалось помышлявший только о наживе, после гибели дочери превращается из жанровой фигуры в трагическую. Обезумев от горя, он постигает зло и несправедливость мира; ценивший золото выше всего, он кидает деньги в воду… Жизнь заставляет человека измениться, вернее, раскрыться дотоле неведомым свойствам его натуры. Это "превращение" раскрывается в музыке на основе тематических (и не только тематических) связей как эволюция, развитие характера" (А. Гозенпуд)

"По своей мелодической прелести, по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива "Русалка" в ряду русских опер занимает, бесспорно, первое место после недосягаемо гениальных оперГлинки" (П.И.Чайковский)

 

8. Ответь на следующие вопросы:

а) когда была создана опера "Русалка" и почему в 1865 году к ней пришел успех?

б) Какова идея опера, почему она была актуальна?

в) Чем оригинален сюжет оперы?

г) Для каких голосов написаны партии Наташи, Князя, Мельника?

д) Какова роль народных сцен?

РАЗВИТИЕ РУССКОГО ИСКУССТВА В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА.

1. Чтонового появилось в русской культурной жизни 60-х - 70-х годов 19 века?

(прочитай фрагмент из "Энциклопедического словаря юного музыканта":

“60-е годы XIX века - это было время огромного общественного подъема в России. Отмена крепостного права, реформы 60-х годов вызвали рост освободительного движения в стране. Молодые художники испытывали влияние идей Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена - идей служения народу, борьбы за его права.

Музыкальная жизнь России заметно демократизировалась. Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор. Более широкой и массовой становится аудитория. В этих условиях, как никогда раньше, нужны были певцы, инструменталисты, педагоги. Ведь в России до 60-х годов не существовало ни одного специального музыкального учебного заведения. Много сил и энергии делу музыкального образования отдал А.Г.Рубинштейн (1829 - 1894) - великий пианист, композитор, дирижер. По его инициативе в 1859 году в Петербурге открылось Русское музыкальное общество (РМО) и музыкальные классы при нем, а в 1862 году - первая русская консерватория. Тогда же была организована М.А.Балакиревым и Г.Я.Ломакиным бесплатная музыкальная школа, ставившая своей целью распространение музыкального образования среди широких кругов населения - студентов, ремесленников, служащих и др. Ее концерты стали центром пропаганды русской и западно-европейской музыки. В 1866 году открылась консерватория в Москве. Ее основоположником и директором стал брат А.Г.Рубинштейна - Н.Г.Рубинштейн. Позднее сеть РМО возникает и в других городах России.

В работах А.Н.Серова, В.В.Стасова, Г.А.Лароша формируются основные принципы русской музыкальной критики".

 

2.Ответь на вопросы:

а) Как называлось общество художников, возникшее в Петербурге в 1870 году? Кто в него входил?

б) Что такое РМО, БМШ - какие задачи перед ними ставились?

в) В одной из статей В.Стасов писал: "…Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов" - чем примечательны эти слова? Какие другие названия есть у этого кружка? Кто входил в него? Что объединяло всех этих композиторов? Кто был руководителем и идейным вдохновителем этого творческого союза?

г) Кто такой Стасов и каково значение его критической деятельности в развитии русского искусства?

д) Опирались ли композиторы "Могучей кучки" на достижения Даргомыжского в области реалистической вокальной декламации? О ком "великий учитель музыкальной правды в музыке" сказал: "Ну, этот заткнул меня за пояс!"

е) Какое место в творчестве "кучкистов" занимает опера? Чем определяется особый интерес к этому жанру? Вспомни известные оперы этих композиторов.

ж) Кто является одним из создателей русского национально-эпического симфонизма?

з) Кто из композиторов "Могучей кучки" сделал народ главным действующим лицом в своих музыкальных драмах? Новаторство ли это?

 

3. Стрелками соедини знаменательную дату и событие

1799 Начало Отечественной войны

1804 Открытие Московской консерватории

1825 Премьера оперы Глинки"Жизнь за царя"

1866 Рождение Пушкина и Верстовского

1836 Отмена крепостного права

1859 Открытие Петербургской консерватории

1812 Рождение М.И.Глинки

1862 Восстание декабристов

1861 Организация РМО

 

4.Реши музыкальную задачу: прочитай афоризм основателя Петербургской консерватории (кого? ______________________)

 

 

5. Составь вопросы к кроссворду:

    К У Ч К А   Ц          
  М О С К В А   Е     Л    
  А Н Т О Н     З     О    
    С   П     М А     М    
  П Е Т Е Р Б У Р Г   А    
    Р   Р     С Ь     К    
    В Ч А Й К О В С К И Й  
  Б А Л А К И Р Е В   Н    
  С Т А С О В Г            
    О   К О Р С А К О В    
Б О Р О Д И Н К            
    И   Р У Б И Н Ш Т Е Й Н
    Я         Й            

 

6. Выбери правильный ответ:

1. Композитор, родившийся в год премьеры первой оперы Глинки…

а) М. Мусоргский, б) А.Бородин, в) М.Балакирев

2. Сколько лет прожили М.Глинка и П.Чайковский? а) 37, б)53, в) 63

3. Сколько лет было Глинке, когда родился Римский-Корсаков? а) 30, б) 36, в) 40

4. Жив ли был Пушкин, когда родился А.Бородин? а) да, б) нет

5. Кто умер позднее: Глинка или Гурилев? а) Глинка, б)Гурилев

6. Композитор "Могучей кучки", проживший самую долгую жизнь - 83 года…

а) Балакирев, б) Мусоргский, в) Бородин, г)Римский-Корсаков, д) Кюи

7.Композитор "Могучей кучки", проживший самую короткую жизнь - 42 года…

а) Балакирев, б) Мусоргский, в) Бородин, г) Римский-Корсаков, д) Кюи

8.Композиторы "Могучей кучки", родившиеся в 1833 и 1844 годах…

а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи

9. Композитор "Могучей кучки", умерший в год смерти императора Александра II

а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи.

10) Композиторы "Могучей кучки", жившие в ХХ веке…

а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...