Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие Русской музыки в последней четверти XIX -




НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

 

1. Расскажи об общественно-политической жизни России в это время.

Вот как пишет П.Чайковский Н.Ф.фон Мекк: " Петербург производит в настоящее время самое давящее, тоскливое действие на душу. Во-первых, погода ужасная: туман, бесконечный дождь, сырость. Во-вторых, встречаемые на каждом шагу казачьи разъезды, напоминающие осадное положение… - все это раздражает и наводит тоску. Мы переживаем ужасное время, и когда начинаешь вдумываться в происходящее, то страшно делается. С одной стороны, совершенно оторопевшее правительство, до того потерявшееся, что Аксаков ссылается за смелое, правдивое слово, с другой стороны, несчастная… молодежь, целыми тысячами без суда ссылаемая туда, куда ворон костей не заносил, а среди этих двух крайностей равнодушная ко всему, погрязшая в эгоистические интересы масса, без всякого протеста смотрящая на то и на другое".

2. Какую роль в развитии оперного искусства того времени сыграл частный театр С.И.Мамонтова?

(подсказка: “Русская частная опера в Москве существовала на деньги купца - любителя искусства и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, отсюда и ее название. Человек противоречивый и капризный, Мамонтов вместе с тем искренне, горячо любил искусство, особенно русское. Он и сам писал пьесы для домашнего театра, лепил, пел. Настоящий же его талант организатора проявился в умении привлечь к себе в помощники одаренных людей, объединить их и вдохновить на общую работу. В его домашних спектаклях выступал впоследствии прославившийся молодой К.С.Алексеев (Станиславский). В подмосковном поместье Абрамцево, принадлежавшем Мамонтову, подолгу жили и работали выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы. К постановкам своего любимого детища - оперного театра - он привлек замечательных художников: В.Поленова, В.Васнецова, В.Серова, М.Врубеля…

Главным режиссером театра стал сам Мамонтов. На задачи оперного режиссера Мамонтов смотрел шире, чем его коллеги, работавшие в императорских театрах… Интересно свидетельство С.Рахманинова: "Мамонтов был прирожденным театральным руководителем, этим, вероятно, объясняется, что основное внимание он уделял происходящему на сцене… Мамонтов был большим человеком, он оказал решительное влияние на развитие русской оперы. До известной степени влияние Мамонтова можно сравнить с влиянием Станиславского в драматическом театре…"

 

3. Постановками опер какого композитора прославился театр Мамонтова?

4. О каких оперных певцах, прославивших этот театр, идет речь?

"В театр к Мамонтову безвестным артистом пришел _________________. Здесь он создал прославившие его роли Грозного, Мельника, Досифея, Шакловитого, Сальери, Бориса, Варяжского гостя, здесь родилась его всемирная слава…"

"Голос _________________ ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся... широко расставленные сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки" (М.Гнесин)

 

5. Расскажи о Беляевском кружке и его значении для развития русской музыки.

(подсказка: "Возникновению этого творческого содружества предшествовали знаменитые "пятницы", когда в доме мецената и музыканта-любителя М.П.Беляева собирались его друзья для совместного квартетного музицирования. Здесь бывали А.Глазунов, А.Лядов, А.Бородин. Постепенно круг посетителей "пятниц" расширился. Римский-Корсаков и другие видные музыканты помогли придать меценатской деятельности богатого лесопромышленника новое, более профессиональное направление: в 1885 году в Лейпциге было основано музыкальное издательство "М.П. Беляев в Лейпциге", учреждена премия имени М.И.Глинки за лучшее сочинение русской музыки. организованы Русские симфонические концерты и Вечера камерной музыки. Во главе всей этой работы стоял Н.Римский-Корсаков”.)

 

6. О каких композиторах этого времени идет речь?

__________ возродил классицистские традиции в русской музыке. Будучи одним из самых образованных музыкантов своего времени, ________ обращался к рациональным моделям искусства Ренессанса, позднего барокко, венского классицизма… Обратившись к нормам старинной музыки еще в 80-е гг. 19 столетия, композитор предвосхитил одно из самых крупных направлений в искусстве ХХ в. - неоклассицизм. В его творчестве главенствует мощное рациональное начало, реализованное в создании "русской полифонии", в строгих и стройных формах его симфонических, хоровых и камерных сочинений.

__________ в юности был воспитан на идеалах "кучкистов". В творческих установках ________ был достаточно консервативен, продолжал романтические традиции, романтические образы его музыки отразили характерные для 19 века сферы фантастики и лирики, но с оттенком пессимизма. Его творчество - своеобразный уход в "храм искусства" от окружающей обыденности. Он резко ограничил свои замыслы камерными формами, не требующими решения глобальных философских или психологических проблем. Мир его музыки (в основном инструментальной) воплощает идеалы красоты и гармонии в миниатюрных образах.

____________________ сумел найти свое место как "собиратель" традиций русской музыкальной классики, прирожденный симфонист и выдающийся общественный деятель. Он - автор 8 симфоний, 7 струнных квартетов, 3 балетов.

Образный мир музыки ___________ отличается созерцательностью и уравновешенностью. В нем переплелись лирико-драматические и эпические образы, истоки которых следует искать у "кучкистов" и Чайковского.

7. Что знаешь об А.Аренском и В.Калинникове? Кратко выпиши в тетрадь факты их жизни и основные произведения.

 

 

ТВОРЧЕСТВО А. Н. СКРЯБИНА

 

1.Расскажи о развитии русского искусства на рубеже 19-20 веков:

(подсказка: Рубеж веков для русской музыки - пора появления и быстрого развития новых течений и направлений: модернизм, символизм, акмеизм, футуризм и др. Но как бы ни расходились художники во взглядах, всех их объединяла мысль о России, ее историческом пути. Одним из основных мотивов становится ожидание грядущих перемен. Имена Скрябина и Рахманинова находились в центре музыкальных споров начала века.

Музыковеды считают, что на стиль зрелого Скрябина повлияли идеи символизма. Для ответа на вопрос, какие образы и приемы сближают Скрябина с символистами, необходимо выяснить, что же такое символизм? В Энциклопедическом словаре юного литературоведа можно прочесть, что символизм, как литературное направление конца 19 - начала ХХ века, возник во Франции как протест против буржуазной жизни, философии и культуры, натурализма и реализма в искусстве. "Манифест символизма" 1886 года утверждал, что прямое изображение реальности только скользит по поверхности жизни. И только при помощи символа - намека мы можем эмоционально и интуитивно постичь "тайны мира". Символизм связан с идеалистическим миропониманием, с оправданием индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше "пошлой" реальности. В России символизм возник в начале 1890-х годов. Символисты утверждали, что земная жизнь - лишь сон, тень. Реальности противопоставлен мир мечты и творчества - мир, где личность обретает полную свободу:

"Я бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира ни на земле, ни в небесах" (Ф.Сологуб)

Сначала русские символисты еще не создают систему символов, они - импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие оттенки настроений, впечатлений.

Вспомни Прелюдии соч.11 Скрябина. Есть ли в них импрессионистические черты? Какие? Сопоставь с символизмом в литературе.

Новый период русского символизма совпал с началом революционного подъема. Вместо пессимизма приходит предчувствие грандиозных перемен: старый мир зла и обмана на грани полной гибели, и в мир сходит божественная Красота, которая должна спасти мир. Символисты прославляют яркую волевую личность:

"Я хочу порвать лазурь успокоенных мечтаний.

Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь!" (К. Бальмонт)

 

2. Кого из музыкантов 19 века называли "поэтом фортепиано"? Были ли в России композиторы, "воспевшие" фортепиано? О каком композиторе эти слова?

"_____________ - прирожденный миниатюрист, настоящий продолжатель шопеновских традиций в фортепианной музыке, начинавший с подражания своему кумиру именно в прелюдиях и ноктюрнах. Он сочинял прелюдии периодически, не оформляя в циклы. Прелюдии этого композитора напоминают тончайшие воздушные акварели, где важен каждый нюанс, каждый мелкий штрих. По ним можно проследить, как постепенно усложнялся стиль композитора.

____________ очень уважительно относился к жанру небольшой фортепианной пьесы. Он говорил: "Молодые композиторы часто склонны бросать снисходительные взгляды в сторону малых музыкальных форм. Небольшая пьеса может стать таким же шедевром, как и большое произведение. Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук, чем симфония или концерт." (Е.Шишигина "Музыкальные формы и жанры")

3. Охарактеризуй музыку Скрябина.

(подсказка: " В его музыке объединяются порывы к грандиозному, вселенскому и одновременно желание проникнуть в глубины человеческой души, в ее подсознательную первооснову.

Воплощение глубинных состояний человеческой психики происходит в сочинениях Скрябина как бы "наощупь", через изменчивые, трудноуловимые и не поддающиеся рациональному анализу ощущения. Его музыка насыщена изощренной ритмикой, внетональными "блужданиями", фактурой, окутанной дымкой гармонических фигураций. В ней переплелись неосознанные волевые порывы, чувственные томления и смутные прозрения".(Рапацкая)

 

4. Какие жанры фортепианной музыки особенно любимы Скрябиным?

5. Писал ли Скрябин симфонии?

6.Что представляют собой лейтмотивы Скрябина? Какие лейтмотивы есть в "Поэме экстаза"?

 

7.Выбери правильный ответ:

а) Скрябин окончил Московскую консерваторию по классу композиции… 1) да, 2) нет.

б) Первое сочинение Скрябина… 1) Первая симфония, 2) Канон, 3) Прелюдии ор.11

в) Скрябин писал романсы… 1) да, 2) нет.

г) Покровителем Скрябина стал известный меценат… 1) Третьяков, 2) Мамонтов, 3) Беляев.

д) Творчество Скрябина тесно связано с городом… 1) Москва, 2) Санкт-Петербург.

е) Идею синтеза искусств Скрябин воплотил в…1) "Мистерии", 2) "Прометее", 3) "Поэме экстаза".

ж) В каком сочинении Скрябина воплотились важнейшие сферы его музыки - причудливо-лирическое томление и энергичный порыв к победному самоутверждению… 1) Две поэмы ор.32, 2) Прелюдии ор.11

з) В каком фортепианном произведении Скрябин трактует фортепиано как оркестр?.. 1) в Прелюдии Ре мажор, 2) в Прелюдии до-диез минор, 3) в Поэме Ре мажор, 4) в Поэме Фа-диез мажор.

8. О каких произведениях идет речь?

"Сочинение проникнуто противоборством активного мужественного действия и мечтательных грез. Логика развития образов позволяет более точно понять "сюжет", который состоит в том, что душа мечтающая, пребывающая в неге, очарованная изысканной красотой и гармонией, разрывает путы наваждения. Она утверждает свою … волю и радуется победе". (Л.Рапацкая)

"_____________ в наиболее концентрированном виде обобщает в форме одночастной симфонии творческие мечтания Скрябина многих лет. Путь к волевому, экстатическому утверждению личности начинается с безвольной, расслабленной "темы томления" и возникающей вслед за нею "темы мечты". Впервые энергия, динамика вырываются из круга созерцательных состояний в "теме полета", взвивающейся ввысь и вовлекающей в движение погруженные в дрему и прострацию силы. Новый импульс музыка получает, когда медные духовые инструменты вступают с "темой протеста" и "темой воли", подготавливая появление самой главной темы, "темы самоутверждения", которая пройдя многочисленные фазы развития, дойдет в финале до сверкающей звучности… От гребня до гребня динамических волн музыка нигде не обретает устойчивости. Она возникает только в последних тактах, в ликующем, солнечном, оптимистически жизнеутверждающем звучании…" (Л.Энтелис)

 

9.О каком произведении эти слова, сыграй его фрагмент, определи характер. Какова его подлинная тональность?

10. Определи следующие фрагменты:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...