Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие оперы в творчестве композиторов




"МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

 

Вспомни жизненные пути композиторов "Могучей кучки" (смотри 2 часть пособия "По странам Европы. Великие имена")

Какое место занимает в творчестве этих композиторов опера? Чем определяется особый интерес к этому жанру?

1. Что помнишь об А.П. Бородине? Какие произведения он создал?

Кто и когда предложил Бородину написать оперу "Князь Игорь"?

Как создавалась опера? Кто ее завершил? Где и когда состоялась премьера?

Какое произведение древнерусской литературы лежит в основе либретто оперы Бородина?

Какова главная идея оперы?

Как охарактеризованы в опере основные действующие лица?

Для каких голосов написаны партии Игоря, Ярославны, Галицкого, Кончака?

Вспомни содержание (запиши в тетрадь) и историю создания оперы "Князь Игорь".

Каким персонажам принадлежат следующие слова:

"…я б не стал тужить, я бы знал как жить…"

"… немало времени прошло с тех пор…"

"…О нет, нет, друг, нет, князь, ты здесь не пленник…"

"… погибло все: и честь моя, и слава…"

 

Ответив на вопросы, определи жанр оперы "Князь Игорь":

- есть ли в опере конфликт и как он раскрывается (через столкновение или сопоставление

контрастных картин и портретов)?

- что для Бородина в опере важнее: повествование или развитие действия?

- Какова роль народных сцен? Они - фон или движущая сила в развитии действия?

 

Есть ли в опере черты героики? (конкретизируй). Сравни с оперой Глинки "Жизнь за царя".

Что общего имеет "Князь Игорь" с оперой "Руслан и Людмила" Глинки?

Каково отношение Бородина к врагам-половцам? Сравни с оперой "Жизнь за царя".

Какими музыкальными средствами и в каких действиях обрисованы враги?

Партии каких действующих лиц написаны для баса? Кто они такие?

Вспомни глинкинское "Славься" и проведи параллель с "Князем Игорем".

Что выражает музыка в сцене солнечного затмения? Какие здесь выразительные средства?

 

Определи следующие фрагменты:

 

2. Ответь на вопросы:

1.Кто является автором "Песни Мефистофеля в погребке Аауэрбаха", какое ее другое название, на чей текст она написана?

2.Перечисли оперы М. Мусоргского. Какая из них написана на сюжет А.С. Пушкина? Чем этот сюжет привлек композитора? Расскажи содержание оперы. Вспомни историю создания.

3. Какова основная идея оперы?

4. Что такое пролог? Из чего состоит пролог оперы "Борис Годунов"? В чем заключается новаторство хора из пролога? Какую цель здесь преследовал композитор?

5. В какой сцене оперы звучит красочная картина колокольного звона? Какие гармонии лежат в ее основе и какие инструменты исполняют?

6. Есть ли в опере величальная песня? Кого величают?

7. Как называется большая ария, в которой персонаж как бы размышляет вслух? Как обычно строится такая ария? Есть ли подобные арии в партии Бориса? Каково строение подобных арий?

8. В какой сцене Мусоргский использует метод показа трагического содержания через комическую форму? Является ли это новаторством?

9. В каком вокальном номере оперы Мусоргский использует форму вариаций на неизменную тему? Какие оттенки она приобретает с каждым проведением?

10. Основной характеристикой какого персонажа является песня? У каких оперных героев характеристикой также была песня?

11.Какова роль лейтмотивов в опере "Борис Годунов"?

12.Какое главное действующее лицо оперы "Борис Годунов"?

13. Какова роль хоровых сцен? Кто такой Юродивый? Какова его роль в опере?

14. Как закончил оперу Мусоргский? Какие редакции оперы еще существовали?

15. В опере "Борис Годунов" 3 действие называется "польским". В какой опере тоже есть польский акт?

16. В. Стасова: "Изображение народа является тут в таких формах правды и реальности, каких никто до него не пробовал…"

17. Реши кроссворд:

 

                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

По горизонтали:1. Название песни Мусоргского

2. Место, где родился Мусоргский

3. Композитор, чьи традиции продолжил Мусоргский

4. Художник, автор знаменитого портрета Мусоргского

5. Название вокального цикла Мусоргского

6. "Персонаж" оперы "Борис Годунов"

7. Название сатирической песни Мусоргского

8. Певица, благодаря которой были поставлены сцены из оперы “Борис Годунов”

9. Персонаж оперы "Борис Годунов"

По вертикали: 10. Имя Мусоргского

11.Для своих опер Мусоргский выбирал сюжеты ______?_____

12. Воинское звание Мусоргского

13. Опера Мусоргского

14. Учитель Мусоргского

15. Главный герой оперы Мусоргского

16. Персонаж оперы "Борис Годунов"

17. Друг Мусоргского, художник

18. "Добрый гений" Мусоргского

19. Второй автор оперы "Борис Годунов"

20. Поэт, на слова которого написаны романы "Колыбельная Еремушке”,

"Калистрат"

 

Определи следующие фрагменты:

 

3. 1. Можно ли назвать Римского-Корсакова композитором-сказочником? Подтверди.

2.Вспомни историю создания оперы "Снегурочка". Какое произведение, какого автора легло в основу либретто?

3. Каков жанр оперы?

4. Реши кроссворд:

 

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

По горизонтали: 1. Учитель Римского-Корсакова

2.Лесопромышленник и меценат, в доме которого устраивались знаменитые “пятницы”

3. Опера Римского-Корсакова

4. Название мемуаров Римского-Корсакова

5. Любимый жанр творчества Римского-Корсакова

6. Член кружка "Могучая кучка"

7. Божество в опере "Снегурочка"

8. Профессия Римского-Корсакова

9. Оркестровый инструмент, сопровождающий Леля

По вертикали: 1. Заведение, где много лет работал Римский-Корсаков

10. Предмет, который преподавал Римский-Корсаков

11. Опера "Снегурочка" начинается со ___?_______

12. Корабль, на котором Римский-Корсаков совершил кругосветное плавание

13.Поэт, на сюжеты которого написаны некоторые оперы Корсакова

14. Город, в котором родился композитор

15. Лейттембр Снегурочки

16. Персонаж оперы "Снегурочка"

17. Персонаж "Шехеразады"

 

5. Расскажи о прологе оперы. Играет ли он какую-либо роль в развитии действия? Сравни с прологами опер Бородина и Мусоргского.

Партия какого персонажа оперы исполняется женским голосам (и каким)? В каких операх было подобное?

Что такое каватина? Чьей главной характеристикой в опере является каватина?

Какой персонаж оперы поет только песни? Почему?

Что такое ариозо? У кого в опере "Снегурочка" есть ариозо?

Является ли гибель Снегурочки с точки зрения берендеев трагедией? Объясни.

Откуда взяты эти слова? Кто их поет?

"…то-то цветики возрадуются, выйдут девицы за ягодами…"

"… возьми вот этот жемчуг, а мне любовь отдай…"

"…Но что со мной? Блаженство или смерть?.."

"…Свет и сила, бог Ярило…"

"…Круги водить, за Лелем повторять напев веселых песен…"

«…Любо, любо мне…»

 

6. Определи следующие фрагменты:

 

4. Ответь на итоговые вопросы:

а) почему оказалась незавершенной опера "Князь Игорь"?

(подсказкой может служить фрагмент письма Бородина Л. Кармалиной 1 апреля 1875 г.: " Работать на музыкальном поприще почти не приходится. Если и есть иногда физический досуг, то не достает нравственного досуга - спокойствия, необходимого для того, чтобы настроиться музыкально. Голова не тем занята. Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего "дельного" делать не могу, голова трещит, глаза слезят, каждые две минуты приходится лазать в карман за платком - я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы. Написал большой марш "Половецкий", выходную арию Ярославны, "плач Ярославны” для последнего действия, женский хорик в половецком лагере, кое-что для танцев… У меня накопилось немало материала и даже готовых номеров, оконченных и закругленных… Но когда мне удастся все это завершить?.. - недоумеваю. Одна надежда на лето. Но летом я должен дооркестровать вторую симфонию… Еще, к ужасу Стасова и Модеста (Мусоргского), набросал струнный квартет, который тоже нет времени докончить. Страшно! Стыдно! Жалко! Смешно! А ведь ничего не поделаешь…")

б) О чем говорит этот факт? О какой опере какого композитора идет речь в словах Стасова? " …Принявшись за оперу в сентябре, он окончил весь первый акт 14 ноября. Быстрота неимоверная, если вспомнить, что он сочинял не одну музыку, но и текст… В ноябре 1869 года была окончена уже и вся опера"

в) Каким рисует русский народ Мусоргский в своей опере?

Стасов: " Такую близость к действительности, какую мы находим у Мусоргского в музыке, можно найти только в лучших народных картинах Гоголя и Островского. В этих сценах Мусоргский решительно равен им. Постижение истории, глубокое воспроизведение бесчисленных оттенков народного духа, настроения ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора, - все это беспримерно у Мусоргского. Народ, покорный и глупый, как овцы, и избирающий Бориса на царство из-под палки; толпа народная из людей, сбежавшихся со всей России, творящая дикую расправу над домашними и пришлыми недругами, жестокими начальниками и католическими иезуитами, но перед этим свирепо играющая с жертвой своей и над нею насмехающаяся; свирепый и жадный Варлаам с приставами в корчме; кроткий инок Пимен, летописец и набожная душа, истинно эпическая русская личность - какие это все глубокие, верные исторические картины! И какая глубоко правдивая русская речь у всех этих Митюх, Фомок, Епифанов, юродивых Иванычей, Амифий, корчмарок, мальчишек-сорванцов и десятков безымянных личностей! Какие русские интонации голоса! Вот где отозвалось то изучение народа в деревне, которым был вечно полон Мусоргский ".

г) о каких эпизодах из каких опер идет речь?

1."Основа музыкальной характеристики ____?______ - группа лейтмотивов. Главная ее тема в полном виде появляется лишь в прологе… Тема эта - по определению автора оперы, "характера легкого, светлого, грациозного, игривого, холодная, несмотря на оживление", - рисует __?______ как наивное дитя природы, полуребенка, еще не знающего чувства любви.

Вторая тема… представляет собой соединение двух мотивов. Это нежно-грустная тема... выражает неясные мечты ___?___, полуосознанное влечение к людям, "поэтическое чувство как бы в скрытом состоянии живущее в ее душе". (А. Соловцов)

2."Эта сцена является конечным, позднее найденным ярким, сочным и сильным завершением всей концепции, взрывом накопившейся энергии, недовольства диких и полных здоровья могучих инстинктов, народным бунтом. Это срыв или, вернее, обвал массы колоссальной силы звукового напряжения и давления… " (Б.Асафьев)

3."Гениальный первый хор - с самого начала приковывает к себе какой-то таинственной, властной силой. Поразительны суровость и мрачная сосредоточенность этой музыки с ее неумолимо грозной поступью… Поразительна и ее строгая величавость, напомнившая Стасову стенные росписи древнерусских соборов: "Да это же русские фрески и по сочности, и капитальности, и благородству осанки". (А.Сохор)

4."…Самые типичные, самые коренные черты протяжной многоголосной песни обобщены здесь с поистине классическим совершенством…____?________ не воспроизвел здесь какого-либо фольклорного образца - он сам создал новую народную песню. А это доступно лишь великому художнику, а не стилизатору…"

 

5. Выбери правильный ответ:

а) имя жены князя Игоря… 1. Ярослава, 2. Ефросинья, 3. Елена

б) из посвящения "Могучей кучке" на клавире какой оперы взяты эти слова: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере"? 1. "Князь Игорь", 2. "Борис Годунов", 3. "Снегурочка", 4. "Садко", 5. "Хованщина".

в) опера "Снегурочка" - это … 1. Русская сказка, 2. Осенняя сказочка, 3. Весенняя сказка.

 

6. Исправь ошибки в тексте.

“… Начало 3 действия - Половецкие песни. Все разнообразные стороны характера русских, показанные ранее в отдельных эпизодах, - созерцательность и горячий темперамент, - упоительная истома и стихийная порывистость, - соединились здесь, чтобы раскрыться в полную силу…

Два маленькие танца (все с хором) лежат в основе этой сцены. Первый - пляска девушек-невольниц "Прилетай на крыльях птицы…" Девушки поют не о половецких лесах, а о своей далекой родине - судя по всему, о Кавказе… Напев, начинающийся полетной квинтой, льется спокойно и привольно. Протяжный, плавный и извилистый, он обнимает маленький диапазон… И в мелодии, и в гармонии, и в хоровой фактуре много внутреннего разнообразия, грубых нюансов… То же и в оркестровке, прозрачной и мягкой, чуткой к оттенкам образов, намеченным в тексте…

Полная противоположность плавной, мечтательной песне-пляске невольниц - "дикая" пляска мальчиков. В ней все - движение, действие, острые углы, дерзкий порыв, не знающий границ. В письмах Мусоргский называл ее "лезгинкой"… Здесь также три темы… Первая стремительная и основана на бешеном вихревом кружении, где не различить участников песни и их движений… Вторая чуть более размерена, в ней выделяются угловатые своевольные скачки мелодии - и кажется, что видишь танцоров с резкими, воинственными жестами, умеющих замереть на миг в скульптурно-четкой позе, чтобы тут же снова отдаться вихрю пляски…

Наконец, вершина сцены - общая пляска с хором… Это взрыв стихийного восторга и упоения своей силой… Каждый из танцев повторяется в варьированном и развитом виде… Гудит степь, охваченная буйной вакханалией. И все заканчивается хроматической гаммой, сопровождаемой консонирующими аккордами, - неистовым ревом восторга в оркестре и последним вскриком хора.”

 

7. Каким персонажам принадлежат эти слова, из каких опер?

"Месяц едет, котенок плачет…"

"Нам, княгиня, не впервые…

"Великий царь! Спроси меня сто раз…"

"Какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…"

"Солнцу красному слава…"

"Лель мой, Лель мой, лели-лели Лель…"

"…Грозный царь пировал да веселился…"

"…Ты одна голубка-лада…"

"…Слыхала я и жаворонка пенье…"

"…Но счастья нет в моей измученной душе…"

"…Лишь бы мне дождаться чести…"

"…Ой ты сила, силушка, ой ты, сила бедовая…"

"... Ни сна, ни отдыха измученной душе…"

"…Полна чудес могучая природа…"

 

8. Подпиши названия аккордов в 2 отрывках (2 и 6 тактов), из каких опер они взяты, какую играют роль?

 

9.Определи следующие фрагменты из опер композиторов "Могучей кучки":

 

 

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ МОГУЧЕЙ КУЧКИ

1. Ответь на вопросы:

а) кто является создателем русского национального эпического симфонизма?

б) Какова роль программно-изобразительного и жанрового элемента в симфоническом творчестве кучкистов?

в) Кто из композиторов "Могучей кучки" был непревзойденным мастером оркестрового колорита?

г) Кто назвал Вторую симфонию Бородина "Богатырской"? Правильно ли это? Какое еще название имеет эта симфония и кто ее так назвал?

д) Каково строение цикла "Шехеразада" Римского-Корсакова?

е) Какие темы повторяются на протяжении всего произведения?

 

2. О каких фрагментах (укажи конкретно) симфонической музыки кучкистов идет речь?

"…И вот - срыв! Литавры начинают выстукивать подхваченную тут же другими инструментами ритмическую фигуру, которая пронизывает собой почти всю __?___. На этом фоне мелькают отрывистые фразы, образовавшиеся то из главной темы, то из мелодического взаимопроникновения главной и побочной тем… Это ритм конной скачки…"

"… здесь ощущается поистине бетховенская сила неудержимого потока, вихря… Сначала устанавливается пульс движения (повторяющиеся звуки у валторн - одна из самых стремительных в мировой музыкальной литературе остинатных пульсаций медных духовых)… которым отвечает короткий низвергающийся шквал деревянных духовых… Возникает образ стремительного движения масс, охваченной безостановочным порывом. Она "заряжена" огромной энергией, находящей выход в квартовых взмахах побочной темы: будто сабли рассекают со свистом воздух…" (А. Сохор)

"… Проносятся стремительные легкие пассажи солирующей скрипки - создается впечатление, что это пробегает ветерок по воде, волнуя ее легкой рябью. Все большим волнением наполняется музыка, слышно, как бурлят волны. И вот уже разыгрывается настоящая буря."

"… Как чарует ее грациозно-кокетливая, обаятельная, с тонким ритмическим узором пляска под звонкий аккомпанемент любимых на Востоке ударных инструментов. Может быть, это одна из тех дев, о которых поэты сложили столько возвышенных стихов. "(Р. Лейтес)

 

3. Дай характеристику каждой части сюиты Римского-Корсакова и расскажи об основных музыкальных темах.

4. Определи следующие фрагменты и укажи верные тональности:

5. В каких тональностях звучат следующие темы:

Главная партия 1 части сюиты "Шехеразада" Ре мажор

Тема главной партии 1 части Симфонии №2 Бородина ми минор

Первая тема 2 части "Шехеразады" Ми мажор

Лейттема Шехеразады Фа мажор

Побочная партия 1 части Симфонии №2 Бородина Соль мажор

Вторая тема 3 части "Шехеразады" си минор

Скерцо Симфонии №2 Бородина Си-бемоль мажор

Первая тема 3 части "Шехеразады"

 

ПЕСНЯ И РОМАНС В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

 

1. Из каких вокальных произведений взяты эти слова?

"… полюби меня, неразумного, приголубь меня, горемычного…"

"…Слух прошел, что в лес дремучий…"

"… чтобы бедной сиротиночке беспечально век прожить…"

"… А у нас-то в дому теснота, духота…"

"…моей души коснулась ты…"

"…В час незабвенный, в час печальный я долго плакал…"

"…на нее бы все глядел, сидя у окошка…"

"…течет Арагва предо мною…"

"… здесь под водой и прохлада, и покой…"

"…Люблю твой слабый свет в небесной вышине…"

"…На расправу шла силушка, города брала волюшка…"

"…С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь…"

 

2. Стрелками соедини название романса и его автора

"Светик Савишна"

"По-над Доном сад цветет" А.П.Бородин

"Спящая княжна"

"Редеет облаков летучая гряда"

"Колыбельная Еремушке"

"На холмах Грузии" М.П.Мусоргский

" Морская царевна"

"Песня темного леса"

"Не ветер, вея с высоты"

"Для берегов отчизны дальной" Н.А.Римский-Корсаков

"Сиротка"

"У людей-то в дому"

 

3. О каких вокальных произведениях идет речь?

"Наконец, в 1881 году, как говорят, под впечатлением смерти Мусоргского, возникает единственная в своем роде во всей русской вокальной лирике, античная по своей сдержанной, но глубокой печали элегия __________ "__________________"

Ее основная мелодия, начинаясь с повествовательно-декламационного тона, несколько раз поднимается и никнет, дойдя до вершины. Она звучит мерно и величаво, сквозь затаенные рыдания: так прощаются с близкими, стиснув зубы и напрягая каждый мускул на лице" (Б.Асафьев)

"Здесь в словах песни о счастливой жизни, которую должна принести покорность и угодливость, все время вплетается стонущий мотив, разрушая эти призрачные обещания. Мотив… почти точно соответствует интонациям народных причитаний в прологе "Бориса Годунова".

" Трагедия народа, посылающего на поля сражений своих сыновей, - такова основная тема этой песни". (В.Васина-Гроссман)

4. Определи следующие фрагменты:

5. Составь вопросы к кроссворду:

 

 

        Б            
Р О Н Д О     М      
        Р     У     Ф
      Г О Л О С     О
        Д     О     Р
  С Е М И Н А Р И С Т
  И     Н     Г     Е
  Р Н Е К Р А С О В П
  О     П У Ш К И Н И
  Т           И     А
О К Т А В А   Й     Н
  А                 О

 

6. Выбери правильный ответ:

а) Романсы большей частью превращаются в драматические сцены или картины, в действие, происходящее в конкретной обстановке у 1) Бородина, 2) Мусоргского, 3) Римского-Корсакова.

б) "__?__ в своих романсах не прибегает к воспроизведению конкретных картин действительности. Он использует символы, аллегории, его камерным сочинениям свойствен более обобщенный, романтический характер. Баллада и элегия - вот два жанра, в которых особенно преуспел композитор". Кроме того, он - создатель жанра эпической песни - 1) Бородин. 2) Мусоргский, 3) Римский-Корсаков.

в) Вокальную лирику _____?______ отличает "слияние слышанного и видимого", то есть зоркий глаз художника-живописца и необычайную важность и значимость фортепианной партии, в которую, как правило, перенесен образный центр. Картины природы, являющиеся содержанием романса или создающие пейзажный фон, всегда написаны очень тонко и колоритно у… 1) Бородина. 2) Мусоргского, 3) Римского-Корсакова.

г) Автор вокальных циклов "Без солнца", "Детская", "Песни и пляски смерти" - 1) Бородин, 2) Мусоргский, 3) Римский-Корсаков.

д) Автором 16 романсов и песен стал…1) Бородин, 2) Мусоргский, 3) Римский-Корсаков

 

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

1. О каких произведениях идет речь?

а) В основе этой восточной фантазии лежит название кабардинской народной пляски.

б) Эта пьеса напоминает портрет в живописи. Волшебство музыки дает возможность сначала отдельно представить два образа, а затем соединить их в одновременности - в виде контрастного дуэта.

в) Легкие, "чирикающие" интонации пролетают в стремительном движении, в воздушно-легком, высоком регистре. Это типичное скерцо - выражение в музыке веселой игры, юмора, шутки.

 

2. Вставь названия пьес из цикла "Картинки с выставки".

В 1922 году французский композитор Морис Равель осуществил симфоническую инструментовку этого цикла. Центральная тема всего цикла - тема ____________. Она пронизывает все произведение и придает ему внутреннее единство, передавая эмоциональное впечатление от увиденного и воссозданного в воображении. Она может звучать светло и нежно, предваряя встречу со ____ ______; бурно и задиристо, описывая игры и ________ _______ _ _________________; тоскливо и протяжно, выражая глубокую жалобу крестьянина на тяготы своей доли (________); печально и скорбно, когда мы останавливаемся у ___________________, осматривая при свете фонаря древние _____________, служившие местом последнего успокоения; торжественно и мощно, когда мы переносимся в седую древность и разделяем радость наших предков, встречающих возвращающихся с победой и славой с поля сражения _____________. Для фантазии композитора нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Мир сказки отражен в _____________________.

 

3.Определи следующие фрагменты:

4. Прослушай картинки "Старый замок", "Избушка на курьих ножках" и ответь:

а) Какое настроение возникло после прослушивания пьесы? Оставалось ли оно неизменным от начала до конца пьесы или изменялось?

б) Почему Мусоргский назвал эту картинку не просто "Замок", а "Старый замок"?

в) На основе музыкальных впечатлений словесно нарисуй время суток, когда побывали у старого замка, опиши его вид, рельеф местности, на которой он расположен. Придумай и напиши историю, которую тебе поведал "Старый замок", когда "бродил" по его залам, "поднимался" на башни или "спускался" в подземелье. Каковы внешность и характер владельца "Старого замка" (твои представления после прослушивания музыки).

г) Пугает ли Баба-Яга Мусоргского? Чего больше в музыкальном изображении ее жилища - зловещего или шутливого?

д) На твой взгляд, почему Равель при оркестровке этой картинки отдал предпочтение медным духовым и ударным?

е) Чем отличаются интонации средней части? Какое чувство хотел здесь выразить автор?

 

 

ВЕРШИНА МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА (П. И. ЧАЙКОВСКИЙ)

Вспомни и выполни все задания в Пособии "По странам Европы. Великие имена", относящиеся к творчеству П. Чайковского.

1.Прочитай следующий фрагмент и сформулируй отличие подхода Чайковского к русской народной песни от композиторов "Могучей кучки":

“Русский фольклор не был для него источником, первоосновой музыкального языка. С помощью обобщенных народно-песенных интонаций Чайковский воплотил собирательный образ России, российскую действительность в ее современной многогранности. Поэтому композитор не ставил своей задачей использовать в музыке конкретные жанры подлинного крестьянского фольклора, а обращался к интонациям окружающего его городского музыкального быта. Привычные городские интонации в сочетании с эмоциональной открытостью, искренностью и мелодичностью сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому слушателю и в России, и за границей.”

 

2. Выбери правильный ответ:

а) Любимыми жанрами Чайковского были… 1- опера, 2- симфония, 3- балет, 4- романс, 5- фортепианная музыка.

б) Чайковский - автор… 1- 6 опер, 2- 10 опер, 3- 12 опер.

в) произведения, вдохновившие Чайковского на создание опер, принадлежат… 1- Н. Островскому, 2- Н.Гоголю, 3- А.Пушкину, 4- Л.Толстому.

г) в качестве либреттиста опер выступал… 1- сам композитор, 2- его брат Модест, 3- К. Шиловский, 4- Никольский.

д) опера "Пиковая дама" была написана за… 1- один год, 2- 4 месяца и 10 дней, 3- 44 дня, 4- 22 дня эскизно.

е) последней оперой Чайковского стала… 1- "Иоланта", 2- "Пиковая дама", 3- "Евгений Онегин"

ж) идея создания оперы "Евгений Онегин" композитору был подсказана… 1- Пушкиным, 2- певицей Лавровской, 3- критиком Ларошем.

 

3. Изложи содержание оперы по картинам.

 

4. Для каких голосов написаны партии следующих персонажей оперы:

Татьяна -_______, Ольга -_________, Ленский - _______, Онегин - _______, Гремин - __________.

 

5. Ответь на следующие вопросы:

а) каковы особенности содержания оперы "Евгений Онегин"? Почему Чайковский не стремился воплотить все содержание романа Пушкина?

б) Кто является главным героем оперы? Почему друзья советовали назвать оперу "Татьяна Ларина"?

в) Как Чайковский строит оперу? Почему он скромно назвал ее "лирическими сценами"?

г) Яркой характеристикой Татьяны служит сцена письма. Почему Чайковский выбрал сквозную сцену, а не просто арию? Как соотносятся голос и оркестр в сцене письма?

д) Как развивается образ Татьяны на протяжении оперы? Есть ли лейтмотивы в ее партии?

е) Вспомни арию Онегина. Какое соотношение голоса и оркестра в ней: 1. Оркестр дополняет партию солиста, 2. Оркестр ведет главную мысль. 3. Создает психологический контраст? Выбери нужное.

ж) Сравни арию и ариозо Онегина. Образ его дан в развитии или не изменяется?

з) В какой форме написаны ариозо и ария Ленского? Где ярче дан контраст и почему?

и) Какова оперная Ольга?

к) Какова роль ансамблей в опере? Для чего они нужны?

л) Какой дуэт играет декоративную роль, создавая лишь атмосферу, в которой происходит действие?

м) Какой дуэт передает состояние глубокого размышления, оцепенения? В какой форме он написан и почему?

н) Какое стихотворение Пушкина легло в основу дуэта Татьяны и Ольги "Слыхали ль вы…"?

о) Сравни две сцены бала (4 картина и 6 картина). Какие танцы звучат на этих балах?

п) Как строится сцена дуэли? В какой она картине? Какая тема звучит после слов "Убит…"? Какими чувствами она наполнена?

р) С чего начинается опера? Кому оно посвящено? Какой прием изложения и развития темы использует Чайковский здесь? Каково значение этой темы в опере? Какие инструменты ее исполняют?

 

6.Определи следующие фрагменты оперы:

7. Вспомни, что такое симфония? Каково ее строение? Какая часть цикла определяет характер целого? В какой форме она обычно пишется и почему? Какая часть является лирическим центром? А какая часть - жанровая (как понимаешь это)? Каково значение финала в цикле? Какие симфонические произведения Чайковского помнишь?

8. Автором скольких симфоний стал Чайковский? Какие самые известные?

9. Прокомментируй фрагмент письма Чайковского С.И. Танееву от 16 апреля 1878г.

"Что касается Вашего замечания, что моя симфония программна, то я с этим вполне согласен. Я не вижу только, почему Вы считаете это недостатком. Я боюсь противуположного, т.е. я не хотел бы, чтоб из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что сформулировать ее словами нет никакой возможности… Но не этим ли и должна быть симфония, т.е. самая лирическая из музыкальных форм?..

…В сущности, моя симфония есть подражание Пятой бетховенской, т.е. я подражал не музыкальным его мыслям, но основной идее. Как вы думаете, есть программа в Пятой симфонии?

Не только есть, но тут и спору быть не может относительно того, что она стремится выразить. Приблизительно то же лежит в основании моей симфонии…"

Какова идея Четвертой симфонии Чайковского? Можно ли ее сформулировать словами писателя Короленко: "Человек создан для счастья, как птица для полета"?

Кому посвящена Четвертая симфония?

Какова роль темы вступления в драматур

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...