Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба).
Перец ребенком выкладывается малый куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.
Общие
движения
(О)
Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется).
Взрослый наблюдает за ребенком во время игры — выполняет ли он указанные движения
Игра
(И)
Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.).
1. Перед ребенком раскладываются кукла, тарелочка — предлагается покормить куклу.
2. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку дома, машины (взрослый может показать).
3. Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все три действия.
Речь
активная
(РА)
Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»).
Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепотой и словами.
Речь
понимаемая
(PII)
Значительно увеличивается запас понимаемых слов.
1.По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки.
2. Находит предметы обуви, одежды.
3. Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи слать).
4. По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и тд).
Ребенок выполняет задания.
Навыки
(Н)
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого.
Линия развития
ра
развития
1 год 6 месяцев
Показатели
Методика выявления
Сенсорное
развитие
(с)
Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику - кубик).
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики к скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и поставить дом.
Ребенок выполняет оба задания.
Общие
движения
(О)
Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу).
Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать.
Игра (И)
Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.).
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: "Кукла не причесана", "У куклы грязный нос".
Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.
Речь
активная (РА)
В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы.
Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок) и спрашивает: "Кто это?" или "Что это?".
Ребенок называет предметы облегченно или правильно ("ля-ля", "кукла").
Речь
понимаемая (PII)
Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку одну или другую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка?».
Навыки (Н)
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Во время кормления ребенок съедает 3/4 жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Линии развития
1 год 9 месяцев
Показатели
Методика выявления
Сенсорное
развитие
(С)
Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба).
Взрослый достает кубы один из другого, ставит их вразнобой,, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (1-10 см, 2-7 см, 3-4 см).
Общие
движения
(О)
Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см.
Ребенок должен пройти по доске, указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти мажет при помощи взрослого).
Игра
(И)
Строит 'ворота", "скамейку", "домик*.
Взрослый предлагает ребенку построить "во- рота", при этом может один раз показать (ста- вить два кирпичика вертикально, один снизу горизонтально).
Речь
активная (РА)
Пользуется 2-х словными предложениями.
Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: "Кукла спать".
Речь
понимаемая (РП)
Отвечает на вопросы взрослого при рассматривания сюжетных картинок.
Ребекку предлагается рассмотреть четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например, мальчик поит лошадку, дети умываются и спрашивают "Кто на картинке?'', "Что делает?".
Ребенок может ответить одним словом.
Навыки (Н)
Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого.
Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки.
Взрослый может помочь немного.
Линия
развития
2 года
Показатели
Методика выявления
Сенсорное
Развитие
(Q
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя.
Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.
Общие
Движения
(О)
Перешагивает препятствия, чередуя шаг.
На расстоянии 20 см на полу раскладываются 2-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующим шагом.
Взрослый может показать.
Игра
(И)
В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает.
Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Ребенку говорят: "Кукла грязная".
Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает.
Взрослый ничего не показывает.
Речь
активная
(РА)
Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми.
Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х слоеными предложениями).
Речь
Понимаемая
(PII)
Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье).
Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса.
Ребенок отвечает словом или коротким предложением
Навыки (Н)
Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
Во время одевания взрослый смотрит — может ли малыш сам одевать шапку, ботинки, носки.
При этом можно немного помочь