Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение уровня учебной мотивации с помощью применения методов стимулирования мотивации на уроке




 

Выявление уровней сформированности мотивации учения школьников (на примере учащихся 6-х классов МОУ СОШ №10)

 

Целью нашего экспериментального исследования было выявить уровни сформированности мотивации учения у школьников в образовательном процессе и внедрение методов стимулирования повышения мотивации учения на уроке. Наше исследование проходило на базе 6-х классов муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 10 г. Комсомольска-на-Амуре. Общее количество испытуемых 51 человек (6а класс - 15 человек; 6Б класс - 18 человек; 6В - 18 человек).

Наш эксперимент проходил в 3 этапа:

этап - констатирующий эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня сформированности учебной мотивации у школьников.

этап - преобразующий эксперимент, суть которого заключалась во внедрении в процесс ведения урока методов стимулирования повышения мотивации учения. В 6А классе введение эмоциональных методов стимулирования повышения мотивации на уроке; в 6Б классе введение познавательных методов стимулирования повышения мотивации на уроке.

этап - контрольный эксперимент. На данном этапе нами осуществлялся повторный замер уровней сформированности учебной мотивации школьников, с целью выявления группы методов наиболее эффективно стимулирующих учебную мотивацию.

На первом этапе исследования нам предстояло выявить исходный уровень сформированности мотивации у школьников. Для этого мы воспользовались методикой Осадчей Л.А. «Анкета для определения уровня сформированности учебной мотивации» (приложение А), состоящая из 25 вопросов. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты, такие как: вы учитесь потому, что Вам интересно это делать? Вам хочется сделать больше, чем задает учитель? Вы занимаетесь самообразованием? Вы пользуетесь дополнительной литературой, энциклопедиями? Считаете ли Вы, что для получения хороших знаний нужно участвовать в практической деятельности? Вы считаете, что смысл жизни заключается в постоянном познании чего-то нового, в творчестве. Также в анкете приводится описание пяти уровней сформированности мотивации учения, которые могут быть выявлены у учащихся. Каждый из респондентов должен был ответить на вопросы анкеты, предлагалось два варианта ответов «Да» или «Нет».

Перед этим в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена суть проводимого эксперимента. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся в анкете. Полученные нами результаты представлены в таблице 1.

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, характеризуется наличием у учащихся познавательного мотива, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Его обнаружили минимальное кол-во учащихся -13,3% учащихся 6А класса; 5,5% учащихся 6Б класса и 16,5% учащихся 6В класса.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация, проявляющаяся в том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью, охотно выполняют все предъявляемые школьные требования, проявляют интерес к учению. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Его проявили 33,3% учащихся 6А класса, 33% учащихся 6Б класса и 33,5 6В класса.

Третий уровень - характеризуется положительным отношением, но в силу внеучебной деятельности, организуемой в ней. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Его проявили 20% учащихся 6А класса и 22% учащихся 6Б и 6В классов.

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. На этом уровне находятся 26,8% учащихся 6А класса, 22% учащихся 6Б класса и 16,5% 6В класса.

Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Был выявлен у 6,6% учащихся 6А класса, 17,5% учащихся 6Б класса и 11% 6В класса.

Таким образом, наибольшее количество учащихся трех классов - 33% - находятся на втором уровне сформированности школьной мотивации, который считается средней нормой. Между тем достаточно значителен, как нам представляется, процент учащихся низких уровней мотивации учения. В среднем - в 6 «А» это 16,7%, в 6 «Б» - 19,8%, в 6 «В» - 16,5%. Это обуславливает необходимость организации работы по стимулированию повышения мотивации учения на уроке.

Для дальнейшего проведения эксперимента мы решили, что два класса будут экспериментальными. В 6А классе будут использоваться эмоциональные методы мотивации учащихся. А в 6Б классе - познавательные методы мотивации учащихся. 6В класс будет контрольной группой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...