Рекомендации по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
. для повышения уровня сформированности учебной мотивации необходимо систематически применять методы стимулирования повышения мотивации . для лучшего эффекта необходимо применять весь комплекс методов стимулирования повышения мотивации . необходимо уделять больше внимания ученикам с низкими уровнями сформированности учебной мотивации. . чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы учитель должен добиться доброжелательных и доверительных взаимоотношений с учениками. . необходимо добиться того чтобы задачи, которые ставятся перед учащимися был поняты и внутренне приняты ими . для поддержания познавательного интереса необходимо предлагать учащимся задания, которые будут посильными для выполнения, но не слишком простые, чтобы учащимся пришлось прилагать усилия для их выполнения. . необходимо создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для окружающих. Заключение
Мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования. Проанализировав литературные источники, мы сделали вывод о том, что накоплен достаточно богатый теоретический материал по теме нашего исследования, но, в то же время, он очень скудно используется практике преподавания в школе. Выявление уровней сформированности мотивации учения у школьников позволило определить, что большинство учащихся находится на среднем уровне сформированности учебной мотивации, а также большое количество учащихся, примерно 25 %, находятся на низком уровне сформированности мотивации учения. Это определило необходимость внедрения в учебный процесс методов стимулирования повышения мотивации на уроке для повышения эффективности обучения.
Нами использовались две группы методов стимулирования повышения мотивации в двух экспериментальных группах. Осуществление контрольных замеров позволило выявить наиболее эффективные методы стимулирования повышения мотивации на уроке. Таковыми оказались познавательные методы стимулирования повышения мотивации на уроке. Данный вывод мы сделали из того, что именно применение данной группы методов дало наиболее высокие результаты. На начальном этапе эксперимента 6Б класс, в котором применялась данная группа методов стимулирования повышения мотивации на уроке, отставал от других классов по уровню сформированности учебной мотивации. А на контрольном этапе эксперимента данная группа встала в один ряд со второй экспериментальной группой, а по некоторым показателям даже опередила ее. Из этого следует, что применение познавательных методов стимулирования повышения мотивации на уроке дало наиболее эффективные результаты, что и подтвердило выдвинутую нами гипотезу. Приложение 1
Анкета для определения уровня сформированности учебной мотивации (Автор анкеты - Осадчая Л.А) Инструкция: прочитайте приведенные суждения и отвечайте «ДА» или «НЕТ». 1. Вы считаете, что изучение школьных предметов важно для получения будущей профессии. 2. Вы учитесь потому, что Вам интересно это делать? . Когда Вы что-то не понимаете, Вы задаете вопросы? . Часто ли при изучении нового материала Вы обращаетесь к другим источникам (книгам, справочникам)? . Вы любите решать сложные задачи, над которыми нужно много думать? . Вы стремитесь делать все возможное для преодоления затруднений в учебе? . Вам интересно беседовать с учителями после уроков? . Вам нравится находить ответы на разные вопросы? . Всегда ли полученная Вами оценка соответствует уровню Ваших знаний?
. Когда Вы затрудняетесь решить задачу, Вы пробуете разные способы решения, чтобы добиться успеха? . Вам хочется сделать больше, чем задает учитель? . При ответе на уроке Вы высказываете собственное мнение? . При выполнении заданий Вы не успокаиваетесь, пока не достигнете конечного результата? . Вы занимаетесь самообразованием? . Вы пользуетесь дополнительной литературой, энциклопедиями? . Вы готовитесь к урокам, чтобы не получить «двойку»? . Вам приносит удовлетворение получение новых знаний? . Вы предпочитаете узнать решение выполняемого задания заранее? . Вы не очень настойчивы в получении новых знаний, особенно если отсутствует внешний контроль. . В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается. . Считаете ли Вы, что для получения хороших знаний нужно применять участвовать в практической деятельности? . Бывает ли так, что у Вас не хватает умений, знаний, а Вы хотите ими овладеть? . Вы любите обсуждать научные проблемы? . Вы считаете, что для получения хороших знаний необходима самостоятельная работа? . Вы считаете, что смысл жизни заключается в постоянном познании чего-то нового, в творчестве. Посчитайте сумму положительных ответов: Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. 21 - 25 баллов Второй уровень - хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.17 - 20 баллов Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает 14 - 16 баллов.
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 10-13 баллов Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Ниже 10 баллов.
Рис. 1. Уровни сформированности мотивации учения на этапе констатирующего эксперимента Таблица 1. Результаты выявления уровней сформированности школьной мотивации на этапе констатирующего эксперимента
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|