Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа по повышению уровня мотивации учения на уроке методами стимулирования повышения мотивации




 

Второй этап нашего эксперимента был посвящен внедрению в процесс обучения системы методов стимулирования повышения мотивации на уроке.

Задачей данного этапа нашей работы было повышение уровня мотивации учения школьников методами стимулирования повышения мотивации.

Для решения данной задачи нами внедрялись в процесс обучения методы стимулирования повышения мотивации на уроке. В 6А классе применялись эмоциональные методы стимулирования повышения мотивации на уроке, такие как поощрение и порицание; учебно-познавательная игра; создание ярких наглядно-образных представлений; создание ситуаций успеха; стимулирующие оценивание; свободный выбор задания.

Теперь подробнее остановимся на каждом из применяемых нами методов:

. Методы поощрения и порицания - к данным методам мы прибегали в тех случаях, когда нужно было усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

Нами применялись различные виды поощрений:

одобрение;

похвала;

подбадривание;

доверие;

выставление повышенной оценки;

награждение.

Поощрение применялось нами для создания положительного отношения учащихся к обучению. Мы хвалили учащихся за правильно выполненные задания, за инициативу; подбадривали учеников когда у них что-то не получалось или когда возникали затруднения; оказывали доверие тем кто активно проявлял себя на уроке позволяя им приготовить сообщения или доклады к следующему уроку а также награждали учащихся за достижения. В качестве наград нами использовались наклейки с персонажами мультфильмов.

Порицание нами использовалось в крайних случаях, что бы не сформировать негативного отношения учеников к учителю и к учению в общем. Мы использовали такие виды порицания как замечание (указание на недостатки); осуждение; выговор (строгое замечание).

Мы учитывали, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Ученики очень позитивно реагировали на похвалу и одобрение, это вызывало у них стремление к новой деятельности, повышалась активность учащихся на уроке. На порицание большинство учеников реагировали адекватно, старались исправить ошибки и устранить все недочеты. С помощью порицания также контролировалась дисциплина на уроке. В классе были ученики, которые негативно реагировали на замечания, отказывались выполнять задания и требования учителя.

. Второй метод стимулирования повышения мотивации на уроке, который мы использовали в 6А классе - это учебно-познавательная игра. Эти игры вносили в учебный процесс элементы занимательности, помогали снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняли различные упражнения, где им приходилось сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в красноречии, решать задачи. Игры ставили учеников в условия поиска, пробуждали интерес к победе, а отсюда появлялось стремление быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Ученики охотно включались в игру, она вызывала у них живой интерес. Особенно яркие эмоции у учащихся вызывали коллективные игры. В своем эксперименте мы использовали игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и другие. (Приложение Б).

. Включению школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью. Для создания наглядно-образных представлений мы использовали коллекции картинок; наглядные пособия; проводили опыты и лабораторные эксперименты на уроках биологии; применяли таблицы и схемы; также нами очень широко применялись информационные технологии - учащимся показывались фильмы, презентации. У учеников возникал повышенный интерес к изучаемому материалу, когда он подкреплялся наглядными средствами. Учащиеся охотно проводили разнообразные опыты на уроках биологии, занимались моделированием фигур на уроках геометрии, но особый интерес у них вызывали работы с использованием компьютеров: составление презентаций, таблиц, графиков и диаграмм.

. Следующим методом стимулирования повышения мотивации на уроке, который мы использовали в своей работе, был метод создания ситуации успеха. Данный метод наиболее эффективен в работе с детьми с очень низким уровнем мотивации и проблемами в обучении. При использовании данного метода мы опирались на алгоритм создания ситуации успеха выделенный Белкиным А.С. [26, с. 78] (Приложение В). Данный метод стимулирования повышения мотивации эффективно проявил себя в работе с учащимися с низким уровнем мотивации учения. Данным ученикам очень важно было понять, что они тоже способны на победы. Учащиеся радостно реагировали когда у них получалось выполнить поставленные перед ними задачи, стремились и дальше совершенствовать полученные умения и некоторые даже проявляли инициативу в самостоятельном решении задач. Один из учащихся этого класса после того как испытал ситуацию успеха в решении задачи на уроке по аналогии решил дома несколько подобных заданий, которые не задавались на дом. И стоит отметить что, данный ученик ранее не проявлял большого рвения к учебе. Данный метод помог нам раскрыть силы и возможности каждого ребенка, и дать им радость успеха в умственном труде.

. При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний - это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. Важно также, чтобы каждый учитель во время оценивания создавал атмосферу творчества и доброжелательности. Учителя рассказывали учащимся о критериях оценки, требованиях к ответам, показывал на примере отличных ответов. При оценке обязательным являлся анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Проводилось поощрение школьников при оценке. Использовались значки отличия. Но главным являлась справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.

. Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Мы же в своем эксперименте предлагали ученикам самим выбрать задание для домашней работы. Нами перечислялись номера заданий. Все задания были разного уровня сложности, и ученики сами выбирали какая из предложенных задач, им больше нравится. Нашей целью являлось сделать так, чтобы школьники, предложенные им педагогически необходимые учебные задачи, принимали как свободно выбранные. Такая работа приносила учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими была осознана, а это служило необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности. Ученики ощущали чувство свободы и доверия, что стимулировало их к активной деятельности. Данный метод позволял выбрать ученикам посильные для них задания, и, следовательно, не создавалось ситуаций неудач для отстающих учеников. Таким образом, в 6А классе была проведена работа по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников. В целом отзывы учащихся о проделанной нами работе были очень положительными. Учащимся очень понравилось, что уроки стали более разнообразными и интересными.

В 6Б классе нами применялись познавательные методы стимулирования повышения мотивации на уроке: опора на жизненный опыт; создание проблемной ситуации; побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий; «мозговая атака».

. Первый метод стимулирования повышения мотивации, который мы применяли в 6Б классе - опора на жизненный опыт. Жизненный опыт школьников использовался для иллюстрации изучаемого материала, для создания проблемной ситуации и поиска путей для ее разрешения, для корректировки имеющихся представлений и понятий. Нами использовались такие приемы опоры на жизненный опыт:

прием ретроспективного жизненного анализа (учитель делится с детьми своим личным опытом и учит их «на будущее»);

прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся (постановка вопроса «Что вы знаете о...?»);

. прием опережающей проекции преподавания (заявление учителя типа «Скоро вы узнаете о...»). Учащимся было очень интересно слушать о связи изучаемого материала с жизнью. На уроках задавали много вопросов и даже предлагали свои способы применения полученных знаний.

. Второй метод стимулирования повышения мотивации, который мы применяли в этом классе - это «создание проблемной ситуации».Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Суть его заключалась в следующем. Перед учениками ставилась проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследовали пути и способы ее решения. Они строили гипотезу, намечали и обсуждали способы проверки ее истинности, аргументировали, проводили эксперименты, наблюдения, анализировали их результаты, рассуждали, доказывали. Например, задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем, объяснений природных явлений, обсуждение литературных произведений и др.

учитель подводил школьников к противоречию и предлагал им самим найти способ его разрешения;

сталкивал противоречия практической деятельности;

излагал различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагал классу рассмотреть явление с различных позиций;

побуждал обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

определял проблемные теоретические и практические задания;

ставил проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; и другими). Учащиеся сначала испытывали затруднения при работе, вели себя сковано ситуация самостоятельного поиска решения была для них новой. Некоторые ученики стеснялись высказывать свою точку зрения при обсуждении проблемного вопроса. Но с течением эксперимента учащиеся стали более открыто и уверенно высказывать свое мнение. Они стали активно принимать участие в поиске решений, искали противоречия во мнениях.

. Следующий метод - побуждение к поиску альтернативных решений. Учащимся предлагалось самостоятельно найти различные пути достижения цели или решения поставленной задачи. Это стимулировало их познавательную деятельность, ребята подходили к делу с большим интересом. Чаще всего данный метод стимулирования повышения мотивации применялся при доказательстве гипотез, теорем и решении задач.

. Выполнение творческих заданий как метод стимулирования повышения мотивации. Под творческим заданием мы понимали вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.

Применение творческих заданий на уроках математики способствовало формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.

Среди регулярно применяемых нами заданий выделим следующие:

·         составление учащимися задач по изученным темам программы.

·         сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;

·         сочинение стихотворений на изученное правило или закон;

·         творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;

·         написание сочинений по математике, литературе, русскому языку.

Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности. Примеры творческих заданий представлены в приложении Г. Также творческие задания предлагались и на уроках литературы и русского языка. Ученикам предлагалось составить рассказ, стихотворение или написать сочинение, но наибольший интерес у них вызвали именно творческие задания на уроках математики.

. «Мозговая атака». Нами проводилось коллективное обсуждение вопросов в классе, с целью выдвижения идей и разрешения спорных вопросов. Во время проведения мозговой атаки ни одна идея не отклонялась, до тех пор, пока не была тщательно изучена и обсуждена. Учащиеся сначала не очень позитивно отнеслись к данному методу, вели себя скованно и предпочитали воздержаться от высказывания своих мнений. Но по мере привыкания, дети осознали, что, ни кто не будет критиковать за их высказывания и стали более открыто и откровенно высказывать свою позицию, по обсуждаемым вопросам. Данный метод применялся на уроках русского языка, истории, литературы и др. пример задания мозгового штурма приведен в приложении

Таким образом, формирование учебных мотивов происходило в процессе осуществления деятельности. Включаясь в учебную деятельность у учащихся повышался уровень учебной мотивированности. Учебная деятельность вызывала у них интерес, они испытывали яркие положительные эмоции удовлетворения, возникали потребности и мотивы к этой деятельности. Это способствовало включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становилась его потребностью и приобретала для него ценность, что приводило к повышению уровня сформированности мотивированности учения.

Третий этап нашей экспериментальной работы - контрольный эксперимент. Он целью данного этапа являлось выявление результатов проведенной нами работы. Нам предстояло повторно замерить уровни сформированности мотивации учения у школьников, и определить какие из применяемых нами групп методов дали наиболее эффективные результаты

Для этого мы провели контрольные замеры уровня сформированности мотивации учения с помощью методики Осадчей Л.А. «Анкета для определения уровня сформированности учебной мотивации», которая применялась нами на констатирующем этапе нашего эксперимента. Полученные нами результаты представлены в таблице 2.

При сопоставлении данных измерения сформированности учебной мотивации школьников на констатирующем этапе эксперимента, с данными, полученными на контрольном этапах эксперимента можно сделать следующие выводы:

. По 6А классу: 1 уровень (высокий) - количество учащихся с данным уровнем сформированности учебной мотивации увеличилось с 13,3% до 20%. Это значит что учащиеся стали более ответственными, активными, добросовестно выполняют все предложенные учителем задания. 2 уровень (средняя норма) - показатель хорошей школьной мотивации увеличился с 33,3% до 40%, из чего следует, что увеличилось число учащихся, которые активны в учении, они стали лучше учиться. 3 уровень - показатель хорошего отношения к школе увеличился с 20% до 26,8%. Это означает, что ученики стали доброжелательней относиться к процессу обучения в школе, они стали более активными, самостоятельными; 4 уровень - показатель низкого уровня сформированности учебной мотивации снизился в 4 раза с 26,8% до 6,6%, из чего следует, что заметно сократилось число учеников неохотно посещающих школу, которые испытывают проблемы в учении; 5 уровень - показатель негативного отношения к школе не изменился, что свидетельствует о том, что не все проблемы решены, и необходимо и дальше продолжать начатую нами работу.

. По 6Б классу: 1 уровень - количество учащихся с данным уровнем сформированности мотивации учения увеличилось в 4 раза с 5,5% до 22%, это значит что ученики стали лучше относиться к учебе, они стали ответственнее и добросовестней; 2 уровень - показатель хорошей школьной мотивации не изменился (33,5%); 3 уровень - показатель хорошего отношения к школе увеличился с 22% до 33,5% что свидетельствует о положительном отношении учащихся к школе, они чувствуют себя вполне комфортно; 4 уровень - показатель низкого уровня сформированности учебной мотивации снизился в 4 раза с 22% до 5,5%, это означает, что снизилось количество учащихся, испытывающих затруднения в учебе, дети стали лучше учиться, у них наладились межличностные отношения со сверстниками и учителями; 5 уровень - показатель негативного отношения к школе сократился в 3 раза - с 17% до 5,5%, это свидетельствует о том, что ученики, испытывающие дезадаптацию, успешно адаптировались к школьным условиям, включились в процесс учебы, стали активными в учебной деятельности.

По 6В классу: данный класс являлся контрольной группой, и в нем не проводилось работы по повышению уровня сформированности мотивации учения. На контрольном этапе эксперимента нами получены следующие результаты: 1 уровень - 16,5% - показатель данного уровня не изменился,; 2 уровень - 33,5% -показатель данного уровня не изменился; 3 уровень - показатель данного уровня увеличился с 16,5% до 22%. Это свидетельствует о том, что увеличилось количество учащихся, позитивно относящихся к школе, учащиеся этого уровня сформированности учебной мотивации чувствуют себя в школе вполне комфортно; 4 уровень - показатель данного уровня сократился с 22% до 16,5%, из чего следует, что сократилось количество учащихся, испытывающих затруднения в обучении; 5 уровень - показатель данного уровня остался на прежнем уровне 11%

Таким образом, можно сделать выводы о том, что применение методов стимулирования повышения мотивации дало положительные результаты. В обоих экспериментальных классах возросло количество учащихся с высоким уровнем сформированности школьной мотивации и значительно сократилось количество учащихся с низким уровнем сформированности школьной мотивации. При этом не возникло негативного отношения к школе.

При сравнении данных полученных в двух экспериментальных классах классах можно сделать выводы о том, что применение познавательных методов стимулирования повышения мотивации на уроке оказалось более эффективным, чем применение эмоциональных методов стимулирования повышения мотивации на уроке. Данный вывод следует из того, что в 6Б классе, где применялись познавательные методы стимулирования повышения мотивации, показатели высокого уровня сформированности мотивации учения выросли больше, чем в 6А классе, и в то же время в 6Б классе значительно сократились показатели 5 уровня (негативного отношения к школе), в то время как в 6А классе данный показатель не изменился. Так же необходимо отметить то, что по данным констатирующего этапа эксперимента 6Б класс заметно отставал по показателям уровня сформированности мотивации учения от 6А класса, а по результатам контрольного этапа эксперимента этот 6Б класс вышел примерно на один уровень с 6А классом, а по некоторым показателям даже на более высокий уровень.

Результаты проведенного нами контрольного эксперимента говорят об эффективности проведенной нами работы и подтверждают выдвинутую нами гипотезу, о том, что познавательные методы стимулирования повышения мотивации на уроке эффективнее чем эмоциональные методы стимулирования повышения мотивации на уроке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...