Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательные условия во франчайзинговых отношениях




 

А.С.КОРСАК,

партнер

ООО "Арцингер и партнеры"

 

Подписано в печать 27.03.2013

 

Франчайзинг представляет собой широко используемый в мировой практике способ организации бизнеса. Как правило, это смешанная форма предпринимательства, при которой крупные корпорации (франчайзеры) заключают договор с малыми фирмами (франчайзи) о праве действовать от имени франчайзера. В Республике Беларусь этот институт еще находится на стадии становления.

Коллизионные нормы белорусского законодательства позволяют выбрать иностранное право в качестве применимого к отношениям сторон, вытекающим из договора. В то же время независимо от выбора права при заключении договора франчайзинга необходимо учитывать ряд рекомендаций, обусловленных в том числе требованиями законодательства Беларуси, чтобы обеспечить оптимальный баланс интересов сторон и их защиту.

 

Требования к оформлению договора франчайзинга

 

Законодательством Беларуси установлено требование о регистрации договоров франчайзинга в Национальном центре интеллектуальной собственности в Государственном реестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь. Незарегистрированный договор считается ничтожным.

Примерная структура договора франчайзинга:

- предмет договора;

- вознаграждение правообладателя;

- права и обязанности сторон;

- конфиденциальность;

- форс-мажор;

- ответственность сторон;

- арбитражная оговорка;

- срок действия договора;

- условия вступления договора в силу, его изменения, расторжения.

Особенность структуры договора франчайзинга - наличие приложений, содержащих детальное описание объектов, входящих в состав лицензионного комплекса (к примеру, секретов производства (ноу-хау), лицензии на товарный знак и знак обслуживания, на фирменное наименование правообладателя), и условий его использования, которые должен соблюдать пользователь (например, стиль внутреннего и внешнего оформления торгового объекта, его месторасположение).

 

Предмет договора франчайзинга

 

В качестве обязательных элементов лицензионного комплекса, предоставляемого пользователю, договором франчайзинга должно быть предусмотрено:

1) право использования фирменного наименования;

2) право использования нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау).

Права на иные объекты интеллектуальной собственности, в том числе право на использование товарного знака (знака обслуживания), могут быть включены в предмет договора франчайзинга факультативно.

Для передачи пользователю права на тот или иной объект интеллектуальной собственности необходимо, чтобы лицо, передающее такое право, являлось правообладателем данного объекта на территории Беларуси. Так, по договору франчайзинга не может быть передано в составе лицензионного комплекса право на использование товарного знака, правовая охрана которого не распространяется на территорию Беларуси в силу национальной регистрации в патентном ведомстве, региональной или международной регистрации.

Для передачи пользователю права на использование товарного знака нужно зарегистрировать этот товарный знак в Национальном центре интеллектуальной собственности или распространить на него правовую охрану с использованием механизмов, предусмотренных региональной или международной системой регистрации товарных знаков.

Если стороны договора франчайзинга не готовы ждать его регистрации, договор можно заключить в отношении иных объектов интеллектуальной собственности, за исключением того, на который не распространяется правовая охрана на территории Беларуси, и параллельно вести процесс регистрации недостающего объекта интеллектуальной собственности, а в последующем заключить дополнительное соглашение к зарегистрированному договору франчайзинга.

 

Цель договора франчайзинга

 

Рекомендуется указывать в договоре франчайзинга конкретные цели использования передаваемого комплекса прав, не ограничиваясь общей фразой "использование в предпринимательской деятельности". Если, например, по договору франчайзинга передается использование фирменного наименования, секретов производства (ноу-хау), товарного знака, а также право организации магазинов на территории Беларуси, целесообразно указать, что данный комплекс исключительных прав передается для организации розничной торговли определенными товарами и создания инфраструктуры.

 

Срок действия договора франчайзинга

 

Законодательство не содержит запрета на заключение договора франчайзинга на неопределенный срок; следовательно, стороны вправе выбрать срок действия договора по своему усмотрению.

Специфическая черта договора франчайзинга, как правило, длительная правовая связь между сторонами, поскольку передача пользователю лицензионного комплекса предполагает его использование в течение длительного периода при надлежащем исполнении сторонами предусмотренных договором условий.

Стабильность договора, заключенного на определенный срок, может быть достигнута включением положения о возможности его автоматической пролонгации.

 

Вознаграждение по договору франчайзинга

 

Вознаграждение по договору франчайзинга может представлять собой:

1) фиксированный разовый платеж. В этом случае одним из условий договора должно быть указание размера вознаграждения за использование лицензионного комплекса, а также сроки уплаты;

2) фиксированные периодические платежи с указанием отчетного периода, за который они взимаются, а также сроков их уплаты. К примеру, в качестве отчетного периода может быть предусмотрен календарный месяц, при этом срок уплаты вознаграждения - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным;

3) отчисления от выручки. Законодательство не препятствует сторонам устанавливать размер вознаграждения по договору франчайзинга в виде отчислений от прибыли, что, конечно, больше отвечает интересам пользователя, чем правообладателя. Определение размера вознаграждения в виде процента от выручки удобно в применении, т.к. платежи, уплачиваемые пользователем в качестве вознаграждения, могут быть отнесены на затраты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль;

4) иные формы, предусмотренные договором.

Не рекомендуется допускать в договоре франчайзинга передачу прав на использование лицензионного комплекса на безвозмездной основе, поскольку подобные правоотношения могут быть расценены как запрещенный договор дарения. Существует риск, что указанный договор, даже подчиненный нормам иностранного права, будет признан противоречащим императивным нормам права Беларуси.

Не следует также закреплять в договоре минимальный размер вознаграждения, не соответствующий конъюнктуре рынка: в данном случае есть риск признания сделки притворной как совершенной с целью прикрыть другую сделку - договор дарения.

 

Обязанности правообладателя

 

Основная обязанность правообладателя - передача прав на пользование объектами интеллектуальной собственности. Среди дополнительных обязательств можно встретить:

1) обязательства по передаче технической и коммерческой документации, иной информации, необходимой для осуществления пользователем исключительных прав; передаче лицензии, если речь идет об охраноспособных объектах;

2) обучение.

Правообладатель обязан проинструктировать пользователя по всем ключевым вопросам реализации исключительных прав, что может включать обучение технологии оказания услуг или производства товара, его ремонта; обучение способам эффективного продвижения товара на рынок. По законодательству правообладатель обязан постоянно содействовать повышению квалификации работников пользователя на протяжении всего срока действия договора франчайзинга, если не оговорено иное;

3) передачу дополнительной информации;

4) постоянное техническое и консультационное содействие;

5) контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем.

 

Обязанности пользователя

 

Основная обязанность пользователя - выплата вознаграждения правообладателю.

Кроме того, существуют обязанности, связанные с требованиями по реализации исключительных прав, в частности:

- использование предусмотренным в договоре способом фирменного наименования правообладателя;

- обеспечение соответствия качества производимых товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых непосредственно правообладателем;

- следование инструкциям правообладателя для обеспечения соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем; указаниям по внешнему и внутреннему оформлению помещений;

- оказание покупателям (заказчикам) дополнительных услуг, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ, оказание услуг непосредственно у правообладателя.

Пользователь обязан информировать потребителей о своем статусе (использовании по договору франчайзинга средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг) наиболее очевидным для них способом.

Конфиденциальность - основа защиты коммерческих интересов обеих сторон. Правообладатель заинтересован сохранить конфиденциальность для защиты своей интеллектуальной собственности от конкурентов, в том же состоит и интерес пользователя, поскольку его успех зависит от успеха всей франчайзинговой сети. Суть договора франчайзинга такова, что большая часть передаваемой по нему информации может быть защищена лишь в случае, если в отношении ее соблюдаются требования о конфиденциальности, установленные для так называемой нераскрытой информации. Поэтому важно четко указать в договоре отнесение конкретной информации к конфиденциальной.

 

Права сторон

 

Одно из обязательных условий договора франчайзинга - установление минимального и максимального объема передаваемых по договору прав. Поскольку законодатель не предусматривает альтернативы, можно сделать вывод, что несоблюдение данного условия может повлечь признание сделки незаключенной, хотя это условие не поименовано напрямую в качестве существенного условия договора.

Договор нередко ограничивает права сторон в целях защиты экономических интересов и ограничения в конкурентной борьбе. Главное, чтобы ограничения не противоречили антимонопольному законодательству.

Способы ограничения прав различны. Это может быть:

- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав или требование воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

- обязательство не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора;

- отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов правообладателя.

 

Ответственность правообладателя

 

Белорусское законодательство содержит многочисленные положения, направленные на защиту прав потребителя. По договору франчайзинга на правообладателя возлагается субсидиарная ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), а также солидарная ответственность по требованиям, предъявляемым к правообладателю как производителю товаров или продукции.

 

Изменение, расторжение договора франчайзинга

 

Если в договоре франчайзинга происходит перемена сторон (например, меняется правообладатель), это не основание для его расторжения или изменения. Новый правообладатель будет нести тот же объем прав и обязанностей.

В случае смерти правообладателя - индивидуального предпринимателя отношения по договору будут прекращены, если наследник не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Правообладатель может сменить фирменное наименование в течение срока действия договора, при этом пользователь вправе сохранить действующий договор или потребовать его расторжения и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора франчайзинга пользователь может потребовать соразмерного уменьшения вознаграждения правообладателя, если понесены значительные финансовые потери при смене фирменного наименования.

Когда по договору франчайзинга передан комплекс исключительных прав и в течение срока действия договора прекратилось действие одного из них, договор продолжает действовать в отношении остальных прав.

Бессрочный договор прекращается при уведомлении за шесть месяцев, если стороны не указали более длительного срока.

 

Договор франчайзинга в вопросах и ответах

 

- Существуют ли рамки использования фирменного наименования?

- По договору франчайзинга пользователь обязан использовать фирменное наименование правообладателя указанным в договоре образом. Следовательно, именно договор определяет рамки (способ) использования фирменного наименования правообладателя. Наиболее стандартный вариант - когда пользователь использует фирменное наименование правообладателя в качестве собственного. Однако на практике часто применяется использование в названии торговых объектов, в рекламе, при маркировке продукции, в элементах интерьера нового товарного знака.

Сегодня источники права не разъясняют порядка применения норм об обязанности пользователя использовать фирменное наименование правообладателя. В целом согласно ГК обладатель фирменного наименования имеет исключительное право использовать его в рекламе, проспектах, счетах, печатных изданиях, на товарах и их упаковке, на вывесках, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках.

 

- Можно ли не передавать права на товарный знак по договору франчайзинга?

- Исходя из законодательного определения договора франчайзинга передаваемый лицензионный комплекс включает право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.). Считаем, что дословно норма права не делает передачу прав на товарный знак обязательным условием договора франчайзинга и стороны могут предусмотреть передачу прав использования других объектов интеллектуальной собственности. Однако нам известно о случаях, когда при проверке договоров франчайзинга до их регистрации Национальный центр интеллектуальной собственности требовал наличия в них положения о передаче прав использования товарного знака.

 

- Если товарный знак еще не зарегистрирован, а только подана заявка, можно ли в договор франчайзинга включить положение о передаче прав на этот товарный знак и проводить платежи по договору франчайзинга?

- До регистрации прав на товарный знак передавать право его использования нельзя. До этого момента лицензионный комплекс, за который поступает оплата, не может включать право использования товарного знака.

В то же время договор франчайзинга может включать намерение сторон или обязанность по передаче прав на товарный знак в будущем после его регистрации в Беларуси. Следовательно, плата за расширенный лицензионный комплекс может увеличиться.

 

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2013

Исключительные имущественные права на данный

авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ (ФРАНЧАЙЗИНГ):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...