Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование и перспективы развития.




ЧАСТЬ 1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

 

Н.Н.БОГДАН,

юрист

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 5 ноября 2012 г.

 

(См. также: часть 2 данной статьи)

 

Мировая практика доказала, что франчайзинг - это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.

Термины "франчайзинг" (от английского franchise - лицензия, привилегия), "франшиза" (от французского franchir - освобождать) в общем понимании представляют собой комплекс отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения [3].

Эволюция развития франчайзинга насчитывает более чем 150-летнюю историю. Вместе с тем период наибольшего подъема франчайзингового бизнеса приходится на 60 - 80-е гг. XX века, лидером развития которого выступают США. В это же время крупнейшие американские компании начали массово экспортировать франчайзинг, что привело к распространению рассматриваемого комплекса отношений на территории новых государств.

В связи с этим, а также с целью формирования единообразных подходов к понятию франчайзинговых отношений и их регулированию в 1960 году была создана Международная ассоциация франчайзинга, а в 1972 году - Европейская ассоциация франчайзинга. Кроме того, во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации [1, с. 11].

В результате такого развития было сформировано понятие франчайзинга, которое впоследствии получило закрепление в национальных законодательствах государств.

Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и / или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и / или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

Таким образом, франчайзинг представляет собой способ организации предпринимательской деятельности, при котором компания-владелец передает другой независимой компании (или предпринимателю) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство последней продавать эти товары или услуги с соблюдением определенных качественных характеристик и с применением обусловленных технологий, по разработанной схеме, в четко установленном месте и под определенным товарным знаком.

Следует также отметить, что ключевым моментом в комплексе отношений франчайзинга является франшиза, под которой понимается разработанная бизнес-модель, отступления от которой не допускаются. Такая бизнес-модель включает в себя обучение ведению определенного вида предпринимательской деятельности, в том числе учебные пособия, программное обеспечение, документацию, другие материалы [1, с. 12].

Схема отношений в системе франчайзинга условно может быть представлена следующим образом (рисунок 1):

 

┌─────────────────┐ ┌────────────────────────────────────────┐

│Франчайзер ├───────>│Комплекс прав: │

│(правообладатель)├──┐ │- Средства индивидуализации и другие├──┐

└──────────────┬──┘ │ │охраняемые результаты интеллектуальной│ │

/\ │ │ │деятельности │ │

│ │ │ │- Фирменный стиль │ │

│ │ │ │- Ноу-хау │ │

│ \/ │ └────────────────────────────────────────┘ │

┌───┴───┐ ┌────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐ │

│Платежи│ │Контроль│ └────>│- Услуги, обеспечивающие поддержку├──┐ │

└───────┘ └────┬───┘ │- Обучение │ │ │

/\ │ └──────────────────────────────────┘ │ │

│ \/ ┌─────────────┐ │ │

┌─┴────────────┐ ┌─────┤Передача прав│<───────────────────┼─────┘

│Франчайзи │ <────┘ └─────────────┘ │

│(пользователь)│ <────┐ ┌─────────────────────────┐ │

└──────────────┘ └─────┤Оказание услуг, поддержка│<───────┘

└─────────────────────────┘

 

Рис. 1. Схема отношений в системе франчайзинга

 

Итак, суть франчайзинговых отношений сводится к тиражированию успешно работающего бизнеса, а именно к приобретению имиджа и технологий действующего успешного предприятия. Франчайзер выступает в единственном числе и, как правило, имеет несколько франчайзи. Успешно работающие франчайзеры насчитывают в своей структуре от нескольких десятков до нескольких тысяч франчайзи. Вместе с тем около 50% всех мировых франчайзинговых сетей работают в сфере торговли, где ключевое место занимают рестораны и кафе быстрого питания, магазины продовольственных и промышленных товаров.

В настоящее время франчайзинг активно развивается во всех континентах. По данным Международной ассоциации франчайзинга данная форма организации бизнеса используется в 75 различных отраслях экономики. В настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысячи франчайзеров и более 1,2 млн. франчайзи; объем продаж сетей составляет почти 1,5 трлн.дол. США, занятость - около 12 млн. человек. Франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров-франчайзи [6].

Бесспорным лидером в развитии франчайзинга являются США. Так, по данным Pricewaterhouse Coopers, если в 1998 году в США насчитывалось 3000 компаний-франчайзеров, объединявших более 400000 франчайзи, то в 2010 году количество франчайзинговых компаний превысило 900000. Среди европейских стран лидирующее положение по распространению франчайзинга занимает Франция. Здесь насчитывается более 1000 франчайзеров и 35000 франчайзи. В Германии сегодня насчитывается более 500 франчайзеров и свыше 20000 франчайзи. Из европейских государств на последнем месте находится Дания: около 100 франчайзеров и несколько тысяч франчайзи [1, с. 14].

В настоящее время в мире сформировались единообразные подходы к пониманию франчайзинговых отношений, чему способствовало принятие в 1972 году Европейского кодекса этики франчайзинга. Согласно данному документу франчайзинг представляет собой систему маркетинга товаров, услуг, технологий, основанную на близком и длительном сотрудничестве между юридически и материально независимыми компаниями, одна из которых (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) право вести дело в соответствии с заранее оговоренными условиями. Характерным элементом франшизы является предоставление франчайзером ноу-хау, которое должно быть "специфическим, испытанным и передаваемым" [1, с. 40].

Вместе с тем на начало 2011 года специальные законы о франчайзинге существовали в небольшом количестве государств, например США, Румынии, Республике Молдова. В других государствах (Франция, Германия, Российская Федерация, Республика Беларусь и др.) правовое регулирование франчайзинга осуществляется с помощью норм, содержащихся в кодифицированных нормативных правовых актах, законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, а также подзаконных нормативных правовых актах.

Рассматривая страны постсоветского пространства, следует отметить, что наибольшее распространение франчайзинг получил на территории Российской Федерации, где его активное развитие приходится на начало 1990 года. Некоторые аналитики считают годом рождения российского франчайзинга 1992 год, когда компания "Allied Domecq" - обладательница права на торговую марку "Баскин Робинс" - продала в Российской Федерации первую франшизу. На сегодняшний день в Российской Федерации присутствует около 30 известных иностранных брендов.

Кроме того, более 72% российских франчайзеров сосредоточено в г. Москве, 13% - в г. Санкт-Петербурге, в других городах - 15%. Самыми известными российскими франчайзинговыми компаниями выступают "1С", "Лукойл", "РосИнтер", "Эконика", "Русское Бистро" [1, с. 129].

Эквивалентом известного в зарубежном законодательстве понятия "франчайзинг" в законодательстве Российской Федерации является коммерческая концессия, правовое регулирование которой осуществляется главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации).

Так, в соответствии со статьей 1027 ГК Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). При этом правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав [4].

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор также считается ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 1029 ГК Российской Федерации договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии. При этом договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается [4].

Следует также отметить, что пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

Что касается вопроса вознаграждения, выплачиваемого по договору коммерческой концессии, то оно может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Немаловажным также представляется правило, установленное статьей 1033 ГК Российской Федерации, согласно которому договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены [4]:

обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Кроме того, условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными.

В соответствии с нормами статьи 1034 ГК Российской Федерации правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем [4].

Следует также отметить, что каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, в любое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

Кроме того, правообладатель в соответствии с законодательством вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично.

Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.

Обращаем внимание, что досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, также подлежат государственной регистрации (пункт 2 статьи 1037 ГК Российской Федерации [4]).

В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом, договор коммерческой концессии прекращается.

При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии также прекращается.

Вместе с тем в случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, входящего в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, этот договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

В то же время в соответствии со статьей 1040 ГК Российской Федерации, если в период действия договора коммерческой концессии истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор коммерческой концессии продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения [4].

Анализируя развитие франчайзинга в Российской Федерации, следует обратить внимание, что среди факторов, тормозящих его развитие, следует выделить недостаточный уровень поддержки финансовыми организациями, отсутствие должного информирования, в том числе закрытость данных о франчайзерах и франчайзи.

Казахстанский франчайзинг начался с появлением в 1994 году завода "Coca-Cola", открытого по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Начиная с 2002 года франчайзинг в Казахстане получил новый толчок в своем развитии, поскольку принимается Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 N 330-II "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)" (далее - Закон Республики Казахстан), основывается Ассоциация франчайзинга Казахстана и получает свой старт проект, направленный на формирование национальной системы франчайзинга в Республике Казахстан.

Как упоминалось выше, основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере франчайзинга в Республике Казахстан, является Закон Республики Казахстан.

Так, согласно статье 1 Закона Республики Казахстан под комплексной предпринимательской лицензией (франчайзингом) понимается предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу [5].

Субъектами франчайзинговых отношений в Республике Казахстан являются физические и юридические лица.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан по договору комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата [5].

Договор комплексной предпринимательской лицензии предусматривает использование лицензионного комплекса, деловой репутации и коммерческого опыта лицензиара в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере деятельности.

Кроме того, договор комплексной предпринимательской лицензии может также предусматривать:

передачу информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, регулярное оказание управленческого, технического и информационного содействия комплексному лицензиату в течение всего срока договора;

меры контроля со стороны комплексного лицензиара за исполнением комплексным лицензиатом требований, относящихся к использованию переданного в пользование комплексному лицензиату комплекса исключительных прав.

Договор комплексной предпринимательской лицензии должен заключаться в письменной форме как на определенный срок, так и бессрочно.

Участниками договора комплексной предпринимательской лицензии являются стороны договора и третьи лица.

Вместе с тем сторонами договора комплексной предпринимательской лицензии являются комплексный лицензиар и комплексный лицензиат. Третьими лицами по соглашению сторон могут быть лицензионный брокер, индивидуальный предприниматель, банковские, страховые и иные организации.

Под лицензионным брокером понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность при заключении и исполнении договора комплексной предпринимательской лицензии.

В соответствии с нормами статьи 13 Закона Республики Казахстан лицензионный брокер может действовать как от своего имени и за свой риск, так и от имени и за риск лицензиара, лицензиата или иных субъектов франчайзинговых отношений [5].

Комплексный лицензиар (франчайзер) имеет право:

контролировать качество производимых лицензиатом по договору комплексной предпринимательской лицензии товаров (работ, услуг);

преимущественной покупки при отчуждении лицензиатом своего предприятия (своей доли в предприятии);

выступать гарантом или поручителем в отношении лицензиата перед третьими лицами;

заключать иные договоры с комплексным лицензиатом, в частности, выступать по отношению к нему лизингодателем;

расторгнуть в одностороннем порядке договор комплексной предпринимательской лицензии и взыскать с комплексного лицензиата причиненные убытки при неисполнении им соответствующих обязанностей;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Комплексный лицензиар обязан:

передать комплексному лицензиату техническую и коммерческую документацию и представить иную информацию, необходимую лицензиату для осуществления прав, предоставленных ему по договору комплексной предпринимательской лицензии;

провести обучение и консультирование лицензиата по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

не разглашать конфиденциальную коммерческую информацию, полученную от лицензиата.

Комплексный лицензиат (франчайзи) имеет право:

заключать договоры комплексной предпринимательской лицензии с другими лицами при условии, если иное не предусмотрено договором комплексной предпринимательской лицензии;

заключать иные договоры с комплексным лицензиаром, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Если иное не предусмотрено договором комплексной предпринимательской лицензии, комплексный лицензиат обязан:

использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности лицензионный комплекс лицензиара указанным в договоре образом;

допускать лицензиара на свою производственную территорию, представлять ему необходимую документацию и оказывать содействие в получении информации, необходимой для осуществления контроля за правильным использованием предоставленных исключительных прав;

соблюдать все инструкции и указания лицензиара в отношении характера, способов и условий использования переданных в пользование исключительных прав;

не разглашать секреты производства лицензиара и другой полученной от него конфиденциальной коммерческой информации;

информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации на основании договора комплексной предпринимательской лицензии.

Кроме того, по соглашению сторон договора комплексной предпринимательской лицензии комплексный лицензиат обязан:

не участвовать в деятельности конкурентов лицензиара;

по окончании срока действия договора комплексной предпринимательской лицензии не разглашать без письменного разрешения лицензиара служебную и коммерческую тайну, нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);

своевременно осуществлять платежи за использование предоставленного комплекса исключительных прав;

по получении от комплексного лицензиара результатов проверки принимать необходимые меры для исправления недостатков;

не осуществлять действий, направленных на передачу комплекса исключительных прав, предоставленных по договору комплексной предпринимательской лицензии;

обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора комплексной предпринимательской лицензии товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно лицензиаром.

Статьей 20 Закона Республики Казахстан установлено, что основными видами комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Казахстан являются [5]:

комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) - рабочее место, согласно которой лицензиар создает подготовленное рабочее место и передает его с лицензионным комплексом лицензиату - индивидуальному предпринимателю;

комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) - предприятие, при которой лицензиар создает предприятие и передает его с лицензионным комплексом лицензиату;

конверсионная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг), при которой стороны заключают договор на основе преобразования структурных подразделений в самостоятельные предприятия;

множественная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг), на основе которой лицензиат создает несколько предприятий;

производственная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг), при которой комплексный лицензиар передает комплексному лицензиату право на производство или на производство и сбыт товаров (работ, услуг) под своим товарным знаком либо иным средством индивидуализации с использованием поставляемых комплексным лицензиаром или по согласованию с ним сырья, материалов, технологии и оборудования;

товарная комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг), при которой комплексный лицензиар передает комплексному лицензиату право на сбыт (реализацию) товаров (работ, услуг) под своим товарным знаком или иным средством индивидуализации с использованием предоставляемой комплексным лицензиаром либо устанавливаемой по согласованию с ним технологии маркетинга, и иные виды комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), осуществляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Немаловажным является и тот факт, что в Законе Республики Казахстан значительное количество норм посвящено государственной поддержке франчайзинговых отношений, которая согласно статье 4 Закона Республики Казахстан осуществляется на следующих принципах [5]:

единства принципов и форм государственной поддержки малого предпринимательства, инвестиций и франчайзинговых отношений;

согласованного взаимодействия государственных органов при осуществлении государственной поддержки франчайзинговых отношений;

недопустимости необоснованного вмешательства государственных органов и их должностных лиц в предпринимательскую деятельность субъектов франчайзинговых отношений;

защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

гласности при разработке и применении мер государственной поддержки франчайзинговых отношений.

Основными мерами государственной поддержки франчайзинговых отношений в Республике Казахстан являются:

разработка и реализация программ по развитию и поддержке франчайзинговых отношений;

разработка и совершенствование нормативных правовых актов по развитию и содействию франчайзинговых отношений;

предоставление субъектам франчайзинговых отношений льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

оказание консультационных услуг по вопросам, связанным с осуществлением франчайзинговой деятельности;

регистрация и защита комплекса исключительных прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге);

иные меры, содействующие развитию и распространению комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Казахстан.

Кроме того, согласно статье 9 Закона Республики Казахстан государство осуществляет регистрацию и защиту комплекса исключительных прав комплексного лицензиара, зарегистрированного как на территории Республики Казахстан, так и на территории других государств, если признание такой регистрации иностранным государством предусмотрено международным договором, участником которого является Республика Казахстан [5].

В случае, если объект интеллектуальной собственности не зарегистрирован на территории Республики Казахстан, регистрация права интеллектуальной собственности и его передача по договору комплексной предпринимательской лицензии осуществляются по усмотрению сторон.

Государственный орган осуществляет контроль за соблюдением комплекса исключительных прав, передаваемых комплексным лицензиаром по договору комплексной предпринимательской лицензии, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

Однако, несмотря на должное нормативно-правовое регулирование франчайзинга в Республике Казахстан, по мнению ряда экспертов, основными проблемами, препятствующими его развитию, являются отсутствие государственных льгот и преференций, непрозрачность отечественного предпринимательства, слабая информированность о франчайзинге в целом.

Кроме того, особенностью франчайзинга в Республике Казахстан является его сублицензионность. Так, в стране мало классических отношений франчайзер - франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают здесь работать через свои российские или турецкие компании.

Вместе с тем в настоящее время в Республике Казахстан представлено примерно 450 иностранных франшиз, 53 отечественные компании объявили себя франчайзерами [1, с. 136].

Отметим, что по оценкам экспертов Республика Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии [2, с. 189].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Быкова, Т.П., Шерснева, С.П. Франчайзинг: мультипликация успешного бизнеса / Т.П.Быкова, С.П.Шерснева. - Минск: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, 2012. - 154 с.

2. Кисиков, Бекнур. Франчайзинг в Казахстане / Бекнур Кисиков. - Алматы: фонд "Игилик", 2011. - 240 с.

3. Франчайзинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E0%ED%F7%E0%E9%E7%E8%ED%E3#mw-head. - Дата доступа: 05.11.2012.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" [Электронный ресурс]. - М., 2012.

5. О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге): Закон Республики Казахстан, 24 июня 2002 г., N 330-II // БД "Закон" [Электронный ресурс]. - Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан.

6. Франчайзинг в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ru.rusfranch.ru/franchising/franchising_iN_the_world/reviews_and_statistics.php. - Дата доступа: 05.11.2012.

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ (ФРАНЧАЙЗИНГ):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...