Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Республика Беларусь




 

Н.Н.БОГДАН,

юрист

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 5 ноября 2012 г.

 

(См. также: часть 1 данной статьи)

 

В Республике Беларусь франчайзинг пока не получил широкого распространения. В настоящее время в Официальном бюллетене Национального центра интеллектуальной собственности зарегистрировано немногим более 100 договоров франчайзинга.

Вместе с тем Республика Беларусь входит в ограниченное число стран (в мире их чуть более полутора десятков), законодательство которых детализированно регламентирует отношения франчайзинга.

Так, впервые термин "франчайзинг" упоминается в законодательстве Республики Беларусь в 1998 году, когда в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) была включена статья 910 "Договор комплексной предпринимательской лицензии". Вместе с тем в развитие положений рассматриваемой статьи не было принято никаких нормативных правовых актов, в связи с чем франчайзинг не получил особого распространения.

18 августа 2004 г. в ГК были внесены изменения, касающиеся комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), которые создали правовую основу для развития франчайзинга в Республике Беларусь.

Согласно статье 910 ГК по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее - договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя [3].

Договор франчайзинга предусматривает использование комплекса указанных исключительных прав в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории их использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности.

Сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Вознаграждение по договору франчайзинга может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором франчайзинга.

Согласно нормам статьи 910-1 ГК договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 N 346 "О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)" [3] (далее - постановление N 346).

Так, согласно подпункту 1.2 пункта 1 постановления N 346 в Государственном реестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь подлежат регистрации договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), внесенные в них изменения и дополнения, а также расторжение этих договоров [4].

Если по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) передаются права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), относящихся к продукту или способу в любой области техники, договоры, указанные выше, также подлежат регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь.

Регистрация договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Государственном реестре осуществляется государственным учреждением "Национальный центр интеллектуальной собственности" (далее - патентный орган).

Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) при отсутствии его регистрации в патентном органе считается недействительным в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Сведения о зарегистрированных договорах, включая номер государственной регистрации договора, вид договора, наименование сторон договора, срок действия договора, номер патента либо свидетельства, а также о внесенных в них изменениях и дополнениях, об их расторжении публикуются в официальном бюллетене патентного органа.

Подпунктом 1.4 пункта 1 постановления N 346 предусмотрено, что в патентный орган подаются для регистрации [4]:

заявление о регистрации договора;

договор в трех экземплярах (два экземпляра - подлинники, один экземпляр - заверенная заявителем копия);

доверенность (в случае ведения дел через представителя);

документ, подтверждающий уплату патентной пошлины.

Для регистрации изменений и дополнений в зарегистрированный договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в соответствии с подпунктом 1.4.3 пункта 1 постановления N 346 в патентный орган представляются [4]:

заявление о регистрации изменений и дополнений;

соглашение сторон договора о внесении изменений и дополнений в трех экземплярах (два экземпляра - подлинники, один экземпляр - заверенная заявителем копия);

доверенность (в случае ведения дел через представителя);

документ, подтверждающий уплату патентной пошлины.

Для регистрации расторжения договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в патентный орган представляются:

заявление о регистрации расторжения договора;

соглашение сторон договора о расторжении договора в трех экземплярах (два экземпляра - подлинники, один экземпляр - заверенная заявителем копия);

доверенность (в случае ведения дел через представителя).

Регистрация рассматриваемых договоров осуществляется в течение одного месяца с даты поступления в патентный орган всех необходимых документов.

В соответствии с подпунктами 1.7 - 1.8 п. 1 постановления N 346 патентный орган осуществляет проверку наличия необходимых для регистрации документов и их соответствия установленным требованиям, а также соответствия положений представленного на регистрацию договора законодательству о праве промышленной собственности в части [4]:

наличия у сторон договора правомочий на его заключение;

предмета договора;

вида передачи прав;

объема передаваемых прав;

срока действия договора.

При этом стороны договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) несут ответственность за их соответствие законодательству.

Кроме этого, следует отметить, что патентный орган имеет право запрашивать и получать от республиканских органов государственного управления, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц информацию по вопросам, связанным с регистрацией договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). При этом срок регистрации договоров, указанный выше, продлевается до двух месяцев.

В соответствии со статьей 910-2 ГК договором франчайзинга может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре франчайзинга (комплексная предпринимательская сублицензия). Договором франчайзинга может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенное количество комплексных предпринимательских сублицензий [3].

При этом договор комплексной предпринимательской сублицензии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор франчайзинга, на основании которого он заключался. Прекращение договора франчайзинга прекращает договор комплексной предпринимательской сублицензии.

Ответственность перед правообладателем за действия вторичных пользователей несет пользователь, если иное не предусмотрено договором франчайзинга.

В соответствии с условиями договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) правообладатель обязан:

передать пользователю техническую и коммерческую документацию и иную информацию, необходимую пользователю для осуществления предоставленных ему по договору франчайзинга исключительных прав, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

выдать пользователю предусмотренные договором франчайзинга лицензии на право использования объектов интеллектуальной собственности, обеспечив их оформление в установленном порядке.

Если договором франчайзинга не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора франчайзинга.

Согласно статье 910-4 ГК с учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору франчайзинга, пользователь обязан [3]:

использовать при осуществлении предусмотренной договором франчайзинга деятельности фирменное наименование правообладателя указанным в этом договоре образом;

обеспечивать соответствие качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основе договора франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем;

соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе выполнять указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору франчайзинга исключительных прав;

оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ, оказание услуг непосредственно у правообладателя;

не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);

выдавать оговоренное количество комплексных предпринимательских сублицензий, если такая обязанность предусмотрена договором франчайзинга;

информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг на основании договора франчайзинга.

Следует также отметить, что договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон посредством указания на:

обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Принимая во внимание положения статьи 910-6, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем. Кроме того, по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем [3].

Немаловажным является и тот факт, что согласно статье 910-8 переход от правообладателя к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора франчайзинга. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему к нему исключительному праву [4].

В случае смерти правообладателя - индивидуального предпринимателя и перехода в установленном законодательством порядке его прав и обязанностей по договору франчайзинга к наследнику договор франчайзинга прекращается, если наследник не зарегистрирован в течение шести месяцев со дня открытия наследства в установленном законодательством порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются доверительным управляющим в соответствии с главой 52 ГК.

Кроме того, в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования договор франчайзинга сохраняется и действует в отношении нового фирменного наименования правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора франчайзинга пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Согласно статье 910-10 ГК, если в период действия договора франчайзинга истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, за исключением прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор франчайзинга продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором франчайзинга, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения [3].

Действие договора франчайзинга прекращается в случае прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием.

Договор франчайзинга, заключенный с указанием срока либо без указания срока, может быть расторгнут в соответствии с правилами ГК. Каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Досрочное расторжение договора франчайзинга, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации договоров франчайзинга.

Следует отметить, что помимо норм ГК договор франчайзинга в части передачи прав на объекты интеллектуальной собственности регулируется Законом Республики Беларусь от 05.02.1993 N 2181-XII "О товарных знаках и знаках обслуживания", Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-З "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" и др.

Касаясь международных источников регулирования франчайзинга, необходимо назвать четыре основополагающих документа:

Модельный закон УНИДРУА 2002 года о раскрытии информации в отношении франшизы (Model Franchise Disclosure Law (2002));

Руководство ВОИС по франчайзингу 1994 года (Franchising Guide / International Bureau of World Intellectual Property Organization (W1PO). - Geneva; WIPO, 1994. - 67 p.);

Руководство УНИДРУА 1998 года о договорах международного мастер-франчайзинга (Guide to International Master Franchise Arrangements / International Institute for the Unification of Private Law (UNIDROIT). - Rome: Unidroit, 1998. - 300 p.);

Типовой контракт международного франчайзинга, публикация МТП N 557, 2000 года (The ICC Model International Franchising Contract). В этом документе, в частности, рекомендуется использовать Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 года.

В дополнение к вышеизложенному уместным будет выделить рекомендации Британской ассоциации франчайзинга (The BFA). Данная организация разработала этический кодекс, определяющий пределы влияния правообладателя на пользователя.

Данные международно-правовые акты могут быть использованы сторонами договора международного франчайзинга в качестве применимых правовых источников возникающих между ними правоотношений (например, возможно заключить договор международного франчайзинга, основываясь на Типовом контракте международного франчайзинга, разработанного Международной торговой палатой). При этом, избрав данные источники правового регулирования в качестве применимых, стороны договора должны учитывать императивные (обязательные) требования законодательства Республики Беларусь.

Из региональных источников, действующих на территории Содружества Независимых Государств, отметим Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года, Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года и Кишиневскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года.

Несмотря на такое насыщенное законодательное регулирование франчайзинга в Республике Беларусь, уровень развития франчайзинговых отношений очень низкий.

Так, примечательным является тот факт, что первый договор франчайзинга в Республике Беларусь был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности 23.01.2006 (франчайзер - ООО "НТС", франчайзи - ООО "Центр"). Впоследствии на протяжении 2007 года было зарегистрировано еще 4 договора, на начало 2009 года - 49 договоров, а на 1 июля 2012 г. - 109 договоров. При этом около 80% работает в сфере розничного бизнеса, около 15% - в сфере общественного питания и 5% - в других сферах.

Следует также отметить, что в Республике Беларусь основное место занимают договоры национального франчайзинга. Так, например, в сфере торговли по договорам франчайзинга работают ООО "Электросервис и Ко", ООО "ТОТЛЕР", ООО "Оранжевый верблюд" и др. Среди международного франчайзинга можно выделить ресторан американской сети "Friday's", гостиничный комплекс "Crown Plaza Minsk", сеть салонов "Opinions" и др.

Среди причин сложившейся ситуации можно выделить значительные финансовые и временные издержки, требующиеся для оформления необходимых документов, сложность и многогранность договора франчайзинга, чему способствует низкая осведомленность субъектов хозяйствования о принципах деятельности франчайзинговых сетей, неразвитость системы доступного кредитования франчайзинга и др. [1, с. 146].

Следует отметить, что преодолению названных барьеров развития франчайзинга в Республике Беларусь призвана способствовать созданная в 2011 году Ассоциация франчайзеров и франчайзи "Белфранчайзинг". Целью создания названной Ассоциации является популяризация и развитие франчайзинга в Республике Беларусь, а также установление единых стандартов отношений франчайзинга, защищающих права и интересы участников этого рынка.

Членами Ассоциации могут стать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые:

уже применяют в своей деятельности отношения франчайзинга, - действующие франчайзеры и франчайзи;

планируют применять в своей деятельности отношения франчайзинга, - потенциальные франчайзеры и франчайзи;

способствуют своей деятельностью развитию франчайзинга, - компании, оказывающие услуги в сфере франчайзинга (банковские, юридические, защиты интеллектуальной собственности, риэлтерские, маркетинговые, рекламные и т.д.).

Для выполнения поставленных целей и задач Ассоциация осуществляет следующие мероприятия:

анализ региональных потребностей и рыночных ниш, сбор информации о франчайзинговых предложениях для их удовлетворения;

проведение региональных встреч с потенциальными участниками рынка франчайзинга;

продвижение в различных формах информации о франчайзинге и членах Ассоциации (их франшизы, истории успеха, опыт, стандарты деятельности);

организация и участие в публичных мероприятиях различных форматов с презентацией сути франчайзинга, его преимуществ;

подготовка и проведение обучающих программ в сфере франчайзинга [2].

Отметим, что в мире франчайзинг выступает активно используемой формой организации бизнеса. Среди основных преимуществ франчайзинга для франчайзера можно выделить минимальные финансовые риски при открытии новых точек; высокую скорость развития сети; более низкие издержки расширения на локальные, национальные и зарубежные рынки; высокую личную заинтересованность франчайзи в успехе франчайзера.

В подтверждение вышеуказанного отметим, что из 10 открытых новых бизнесов 8 закрывается в первый год. В то же время согласно данным ТПП США 97% франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период [5]. Причинами указанного является то, что, во-первых, франчайзи начинает свой бизнес по уже проверенным технологиям и под известным именем и репутацией, а, во-вторых, бизнес работает с поддержкой и контролем франчайзера, который так же, как и франчайзи, заинтересован в успешной работе всех точек сети.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Быкова, Т.П., Шерснева, С.П. Франчайзинг: мультипликация успешного бизнеса / Т.П.Быкова, С.П.Шерснева. - Минск: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, 2012. - 154 с.

2. Об Ассоциации франчайзеров и франчайзи "Белфранчайзинг" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belfranchising.by/ association. - Дата доступа: 05.11.2012.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2012.

4. О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): постановление Совета Министров Республики Беларусь, 21 марта 2009 г., N 346 // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2012.

5. Франчайзинг в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ru.rusfranch.ru/franchising/franchising_iN_the_world/reviews_and_statistics.php. - Дата доступа: 05.11.2012.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...