Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

ВВЕДЕНИЕ

различные степени умственной отсталости, является серьезной психолого-педагогической проблемой, на решение которой направлены многочисленные усилия. Ребенок с умственной отсталостью нуждается в квалифицированной медицинской и психолого-педагогической работе, в специальных подходах к обучению.

У школьников с умственной отсталостью отмечается ряд нарушений и трудностей, в том числе. У них нарушены процессы восприятия, обработки информации, социальные и коммуникативные навыки. Особые трудности возникают при освоении математических знаний. Школьникам довольно трудно дается освоение нумерации чисел (в том числе, и чисел первого порядка), элементарные математические действия. Им требуется специальный подход, специально разработанная методика обучения, которая поможет им осознать и структурировать знания. Для школьников с умственной отсталостью важно так структурировать учебный материал, чтобы усвоение знаний общего и абстрактного характера пред­шествовало знакомству с более частными и конкретными знаниями. То есть формирование основных понятий должно строиться как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это общее понятие конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в подлинно научно-теоретическое понятие [6].

Проблематика исследования. Дети с умственной отсталостью имеют ряд проблем, в том числе, нарушение восприятия, анализа информации. Тем не менее, для успешной социальной адаптации и интеграции в современном обществе человеку необходимо владеть многими компетенциями. Важное значение среди них имеют математические компетенции, освоение которых вызывает значительные трудности у лиц с нарушениями интеллектуального развития. Трудности возникают уже на этапе освоения нумерации первого порядка, при проведении элементарных математических действий. Поэтому актуальным вопросом остается разработка и внедрение новых методик обучения школьников элементарным математическим знаниям.

Целью исследования является разработка методики обучения школьников с умственной отсталостью нумерации первого порядка и элементарным арифметическим действиям.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

2. Рассмотреть особенности организации учебного процесса при работе с детьми, имеющими умственную отсталость.

3. Рассмотреть основные принципы обучения математике умственно отсталых школьников.

4. Представить методику обучения школьников нумерации и арифметическим действиям с числами первого порядка.

Объект исследования – обучение школьников математическим действиям.

Предмет исследования – особенности обучения младших школьников нумерации и арифметическим действиям с числами первого порядка.

Методы исследования. В работе использованы теоретические методы (анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение, систематизация, анализ, классификация полученных данных), практические методы (методическая разработка, анализ педагогического опыта).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 


Глава 1. Теоретические основы исследования психолого-педагогических условий работы с детьми, имеющими умственную отсталость

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Характерной чертой развития детей с умственной отсталостью является то, что у них отмечается неготовность к обучению в школе. В настоящее время под готовностью детей к школьному обучению подразумевают такой уровень психического развития ребенка, который может обеспечить ему возможность включения в новые виды деятельности, в новую систему социальных отношений. При достижении требуемого уровня готовности к школьному обучению у ребенка появляются предпосылки к учебной деятельности, формируется устойчивый познавательный мотив, коммуникативные навыки. Все это обеспечивает возможность дальнейшего развития ребенка, совершенствование основных функций организма, психики. У ребенка появляется возможность овладения такими навыками, как письмо, чтение, арифметические действия, счет, решение элементарных математических и ситуационных задач [1].

При этом, как отмечал еще Л.С.Выготский [5], обучение в школе опирается на ту базу, которая уже была сформирована у ребенка до его поступления в школу. Важно то, что основной упор делается не столько на те функции, которые уже развились и созрели, сколько на те, которые еще находятся на стадии развития. То есть, развитие функций идет впереди обучения, и именно на них необходимо делать упор. Можно сделать вывод, что именно период созревания и становления основных психических функций ребенка рассматривается как оптимальный период для полноценного обучения и развития ребенка [5].

Несколько иначе обстоит ситуация с детьми, имеющими умственную отсталость. У таких детей отмечается существенное отставание в развитии основных психических функций. Особенно выражено нарушение коммуникативных навыков, которые лежат в основе формирования коммуникативной готовности к школьному обучению. Проблема состоит в том, что без надлежащего уровня сформированности коммуникативных навыков, полноценное общение, а соответственно, и обучение ребенка невозможно. Соответственно, у таких детей недостаточно развита речемыслительная деятельность, что влечет за собой нарушение познавательной сферы, других сфер психического развития. Все это существенно ограничивает возможности ребенка, делает затруднительным процесс овладения знаниями. Большая часть детей с умственной отсталостью практически не вступает в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. А ведь общение – важнейшее условия развития познавательной активности ребенка [3].

Обеспечению готовности к школьному обучению у детей с нормой развития отводится важная роль в дошкольном периоде. У ребенка осуществляется постепенный переход к учебной деятельности, появляется сначала познавательный интерес, затем формируются устойчивые учебные интересы. Готовность к школьному обучению можно рассматривать как одну из основных целей в период дошкольного обучения. Именно этот фактор лежит в основе успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Обучение в школе строится на основе установления контакта, доверительных отношений между учащимися и учителем. У детей с умственной отсталостью формирование готовности к школьному обучению продолжается в период всего обучения в начальной школе, а зачастую и дольше.

Общий психологический портрет детей с умственной отсталостью можно охарактеризовать следующим образом [1]:

- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Детям с умственной отсталостью свойственен ряд проблем. В основном проблемы носят аффективный характер. Также наблюдаются вторичные защитные установки. Дети не идут на контакт, малоактивны, настроены негативно. У них преобладают отрицательные эмоции, страх, агрессия. Они сильно подвержены стереотипности поведения. Резко проявлены черты агрессии или самоагрессии. Часто эти черты маскируются под адекватное поведение, принятое в обществе.

При анализе литературных источников по теме исследования, нами было установлено, что у детей с умственной отсталостью отмечаются трудности не только собственно в общении, но и трудности в программировании и предвосхищении своих поступков. Тем не менее, целостной картины, которая бы в полной мере отражала состояние проблемы, не существует. Отмечаются лишь фрагментарные исследования, отражающие тот или иной аспект проблемы [7].

Для детей с умственной отсталостью одним из основных средств коррекции является игровая деятельность. Это обусловлено тем, что именно игровая деятельность является ведущей, вне зависимости от того, есть у детей психические нарушения, или нет. Игра позволяет детям воспроизвести, а порой и полностью создать условия, подобные реалиям жизни. В процессе игры дети усваивают общественный опыт, взаимодействуют друг с другом. Игра создает условия, при которых коммуникация неизбежна.

При достижении определенного уровня личностной зрелости учащегося, при формировании у него готовности к школе, у детей в норме к концу старшего дошкольного возраста формируются предпосылки к учебной деятельности. При поступлении в школу, игровая деятельность постепенно утрачивает свою значимость, а на первый план выдвигается учебная деятельность. У детей с умственной отсталостью, как правило, не сформирована в полной мере даже игровая деятельность, поэтому предпосылки к учебной деятельности также не формируются. У большинства детей с умственной отсталостью отмечается неготовность к школьному обучению. Даже на этапе обучения в школе, у многих детей с умственной отсталостью, по-прежнему, ведущей остается игровая деятельность, а учебная не сформирована, либо формируются только предпосылки к учебной деятельности. Психологической готовности к школе также не наблюдается [8].

Дети с умственной отсталостью оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости [9].

Дети с умственной отсталостью к периоду обучения в школе не достигают того уровня, который позволял бы им полноценно учиться, получаться знания, общаться со сверстниками, учителями. В первую очередь, это происходит за счет того, что детям не хватает элементарных знаний и опыта в социальной сфере. У них недостаточный опыт общения, практически нет межличностных отношений [1]. Ситуация усугубляется тем, что у детей с умственной отсталостью отсутствует сам мотив, потребность в общении, обучении, познанию. Они не ощущают потребности в общении ни со своими сверстниками, ни со взрослыми, избегают всяких контактов. Дети не стремятся к получению одобрения, оценки своего поведения. Также характерной чертой является то, что у детей с умственной отсталостью отмечается высокий уровень тревожности, часто – неадекватные реакции. Часто наблюдается агрессивность, враждебное поведение, которые чаще всего выступают защитной реакцией [3].

Высокая степень истощаемости детей с умственной отсталостью может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Дети с умственной отсталостью менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Многие дети с умственной отсталостью  легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий [9].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...