Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифметическим действиям с числами первого десятка

На современном этапе развития образования особую актуальность приобретает инклюзивное образование. Это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, здоровые дети и с инвалидностью обучаются совместно. Необходимость внедрения инклюзивного обра­зования подтверждается и нормативными документами. Например, в ФЗ «Об образова­нии в Российской Федерации», подписанным президентом РФ 29.12.2012 года указано, что каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Дети должны иметь равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребно­стей и индивидуальных возможностей. Соответственно школы должны учитывать их особые образовательные потребности и оказывать необходимую специальную поддерж­ку [8].

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ОВЗ играют психолого-медико-педагогические комиссии. Они проводят комплексное обследование детей; подготавливают рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; участвуют в разработ­ке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консульта­тивную помощь законным представителям детей, работникам образовательных учрежде­ний, учреждений социального обслуживания по вопросам воспитания, обучения и кор­рекции нарушений развития детей с ОВЗ.

В последнее время в специальной (коррекционной) школе всё больше обучается детей с умеренной умственной отсталостью. Программы специальных (коррекционных) школ, рассчитанные на детей с лёгкой неосложнённой умственной отсталостью не подходят для обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта различной этиологии и пато­генеза. Поэтому необходимо разрабатывать специальные методики обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифметическим действиям с числами первого десятка [3].

Работа, нацеленная на составление у обучающихся понятия о числе и арифметических действиях, проводится на протяжении всех лет начального обучения и составляет базу всего курса. Программа учитывает постепенное расширение области рассматриваемых чисел. Концентризм в построении программы неразрывно соотносится с особенностями десятичной системы счисления и нумерации чисел.

В качестве первого такого концентра вычленен «Десяток». При изучении данной темы учащиеся знакомятся с первыми 10 числами натурального ряда и действиями сложения и вычитания в данных пределах.

Так, непосредственно на этом шаге преподавания учащиеся обязаны осознать количественное и порядковое значение числа. Они должны выучиться пользоваться усвоенным ими отрезком натурального ряда чисел для получения ответа на вопрос, какое количество частей входит в состав предложенного им множества, понять, что при помощи этой же числовой последовательности вполне возможно расположить составляющие этого множества в особом порядке, перенумеровав их [2].

На примере первых 10 чисел натурального ряда учащиеся знакомятся с принципами его формирования. Они осознают и усваивают, что для получения числа, следующего за этим, достаточно добавить единицу к данному числу и что в следствии этого числа в натуральном ряду вырастают (каждое число ряда больше всех чисел, встречающихся при счете ранее этого числа, и меньше любого числа, которое называется при счете после него). Данные познания учащиеся могут использовать для сопоставления чисел. Учащиеся выяснят затем что каждое число (кроме единицы) быть может представлено в форме суммы 2 либо нескольких слагаемых.

Так, учащиеся первый раз встречаются с тем фактом, что 10 единиц образуют новую счетную единицу - десяток.

Выделение концентров в начальном курсе математики дает возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению основных вопросов, связанных с особенностями десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации чисел, закрепляя знания детей. Это, как было только, что показано, создает условия и для формирования соответствующих обобщений. Благодаря концентрическому построению программы возникает также возможность рассредоточить трудности, в связи с чем в процессе обучения можно значительно увеличить долю самостоятельного участия детей в рассмотрении тех вопросов нумерации, которые при расширении области чисел могут быть ими усвоены на основе «переноса» приобретенных ранее знании [4].

Так, приступая к изучению чисел первого 10, ребята должны уже к данному момента более или менее уверенно знать названия этих чисел, порядок их следования при счете. Изучая тему «Десяток», может быть полезно уже заблаговременно в устных упражнениях применять счет предметов и в тех случаях, когда он выходит за границы 10. Это не значит, что надо настоятельно просить от всех учащихся прочного усвоения соответствующей последовательности чисел. Пусть ее усвоят не все, пусть некоторые еще будут иногда ошибаться, воспроизводя ее. Важно, чтоб она была им знакома к тому времени, когда учащиеся приступят к изучению темы «Нумерация чисел в пределах ста». Что это дает?

Во-1-х, при этом проще усваивается устная нумерация на уроках.

Во-2-х, знание названий чисел, к рассмотрению которых дети приступают (даже если и вовсе не все эти названия усвоены в равной степени уверенно всеми учениками), дает возможность учителю опереться на анализ самих этих названий (числительных) для раскрытия принципа образования чисел, их состава из разрядных слагаемых. К примеру, если ученик представляет, что после двадцати следует число двадцать один, затем двадцать два и т.д., то достаточно направить его внимание на то, что «-дцать» в названии числа 20 значит «десять» («десяток»), как десятичный состав всякого из чисел в рамках 100 становится ясным по одному его названию: тридцать четыре - 3 десятка и 4 единицы и т.п. (исключение составят лишь числа от 40 до 49 и от 90 до 99) [12].

В конце концов, в-3-х, какое-либо забегание вперед в усвоении счета предметов за пределом изучаемой области чисел помогает сформировать у учащихся верное представление о том, что всегда допустимо именовать число, которое больше самого большого из известных уже к этому времени чисел. Учащиеся перестают в таких условиях думать, что, к примеру, на числе 10 (или 100, либо 1000) счет обрывается.

Такое забегание вперед делает, помимо того, условия для перенесения изученных операций (в частности, операции счета предметов, приема присчитывания по 1 и др.) на несколько расширенную область чисел. Это чрезвычайно важно в качестве психологической подготовки ребят к работе с большими числами.

В упражнениях, нацеленных на усвоение последовательности чисел в натуральном ряду, Особое внимание приходится уделять гибкости в ее усвоении. Известно, что дети, даже хорошо усвоив данную последовательность, нередко испытывают существенные затруднения при надобности воспроизвести ее в обратном порядке. Большие сложности появляются у них и при выполнении заданий, требующих умения назвать ряд последовательных чисел, начиная с любого заданного числа, назвать число, конкретно следующее за данным или непосредственно ему предшествующее [2].

В итоге изучения нумерации чисел учащиеся должны не только усвоить соответствующие общие положения, но и овладеть важнейшими арифметическими навыками и умениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...