Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифметическим действиям с числами первого десятка

Обучение необходимо начинать с подготовительного периода, в ходе которого проводится обобщение и систематизация знаний по нумерации чисел. На этих числах закрепляются закономерности десятичной системы счисления, позиционный принцип записи чисел, свойства натурального ряда чисел; умения использовать эти знания при счете, чтении, записи, сравнении полных и неполных чисел; проводятся различные виды анализа чисел, в том числе и чисел, полученных от измерения величин (раздробление, укрупнение).

Опираясь на эти знания детей, учитель знакомит учащихся с нумерацией чисел в следующей последовательности [11]:

1. Ознакомление с классно-разрядной структурой чисел, закрепление представлений о классах и разрядах.

2. Образование, чтение, запись, чисел первого порядка.

3. Счёт в прямой и обратной последовательности числового ряда, от заданного до заданного числа в пределах класса.

5. Сравнение чисел.

На последующих уроках проводится закрепление и повторение знаний.

Подготовительный период работы по формированию знаний и умений по нумерации чисел первого порядка включает в себя повторение, систематизацию и обобщение знаний нумерации чисел в пределах 10.

Рассмотрение нумерации чисел происходит на основе дедуктивного метода в такой последовательности: - повторение знаний учащихся о числах: название, местоположение, соотношение. Для этого используются следующие фронтальные и индивидуальные пособия: разрядная таблица, абак, счеты.

Отношения между разрядными единицами рассматриваются таким образом: используя счеты, повторяется образование разрядных единиц в результате группировки предшествующих, более мелких единиц: 10 ед.=1 дес. Одновременно выявляется и обратная закономерность: каждая последующая разрядная единица содержит 10 предыдущих, то есть 1 дес.=10 ед.

Используя счеты, ведут счет единиц. Образование новых разрядных единиц фиксируется в тетради:

10 ед.=1 дес.;      

2 ед = два

3 единицы = три

4 единицы = четыре

5 единиц = пять.

. Одновременно ведётся обратная запись:

1 дес.=10 ед.;      

5 = 5 единиц

4 = 4 единицы

3 = 3 единицы [12].

Такая запись помогает напомнить учащимся сходство в образовании и названиях разрядных единиц.

Далее учащиеся работают с таблицей классов и разрядов. В ходе анализа таблицы, напоминается, что числа 1- 10 – это числа первого порядка.

Далее повторяется чтение, запись, состав чисел.

Наконец, актуализируются знания об основном свойстве ряда натуральных чисел, закрепляются умения присчитывать и отсчитывать по единице в заданных пределах числового ряда (счет по единице в прямой и обратной последовательности числового ряда, счет другими разрядными единицами, числовыми группами, называние предыдущего и последующего числа и т.д.).

Рассмотрим условия, обеспечивающие эффективность обучения учащихся арифметическим действиям с числами [10]:

1. Успешное выполнение арифметических действий с числами возможно лишь на основе сформированных базовых знаний. Поэтому следует предварительно актуализировать, а в случае недостаточной сформированности уточнить и закрепить необходимые для их усвоения знания, умения и навыки.

2. Для того, чтобы сформировать у умственно отсталых школьников целостные, упорядоченные знания и умения выполнения действий с числами целесообразно обучать их арифметическим действиям сразу, по мере знакомства с числами.

3. Совместное и одновременное изучение взаимнообратных действий обеспечит сознательное усвоение знаний, их системное качество: появление внутри данного информационного блока обратных связей, осуществление самоконтроля.

4. В целях повышения качества обучения целесообразно использовать метод перемежающегося противопоставления.

5. Для сознательного усвоения материала обучение необходимо проводить в условиях, повышающих мыслительную активность школьников, при обязательной регуляции деятельности со стороны речи.

6. Учитывая неоднородность усвоения арифметических действий числами умственно отсталыми школьниками обучение должно носить дифференцированный характер.

7. При обучении арифметическим действиям целесообразно использовать дополнительные символы, опираясь на которые умственно отсталые школьники будут лучше усваивать правила, последовательность действий алгоритмов и т.д. [4]

Учитывая, что в основе арифметических действий с числами лежат обобщенные алгоритмы действий, мы разработали систему обучения умственно отсталых учащихся математическим знаниям.

Система состоит из четырех этапов [12]:

- подготовительный; его цель создание условий, необходимых для реализации системы: знание нумерации в пределах 10, знание таблиц сложения, вычитания, умножения, деления, умение применять алгоритмы в жизни, в различных видах учебной деятельности;

- формирование обобщенных алгоритмов устного сложения, вычитания, умножения, деления в пределах 10, формирование навыков письменного сложения и вычитания, умножения на однозначное число, деления;

- рассмотрение всех случаев сложения, вычитания, деления  в пределах 1 порядка, формирование обобщенных алгоритмов умножения и деления на двузначное число в пределах 10.

- формирование обобщенных алгоритмов умножения и деления в пределах 10.

Далее предполагается закрепление изученного.

Одним из продуктивных способов обучения пятиклассников арифметическому счету и знакомству с нумерацией служат опорные схемы, в которых палочками обозначены все числа. За каждой единицей закреплен определенный цвет.

Схема демонстрировалась на доске и ее образцы были выданы ученикам. Школьникам, которые затруднялись в определении последовательности чисел, схемы конкретизировались, то есть указывалось название числа внизу, а сверху писали  начальные буквы чисел.

Использование опорных схем помогало слабым в усвоении математики учащимся в чтении чисел [12].

Кроме того, школьникам предлагалось решение деформированных примеров, которые позволяли увидеть скрытую сторону в зависимостях между числами, выполнить более тонкий анализ и синтез.

Учитывая разную степень овладения сложением и вычитанием в пределах 10, мы предлагали учащимся разные по характеру задания с разной степенью помощи. Так, учащиеся, которые знали наизусть таблицы сложения и вычитания и владели приемами вычислений в пределах 10, самостоятельно составляли матрицы по данным. Школьников, которые усвоили приемы сложения однозначных чисел, но значительно затруднялись при выполнении вычитания, обучали приемам вычитания. При повторении табличного умножения и деления, предлагались упражнения на замену умножения сложением, деления вычитанием равных слагаемых. Школьники учились из предыдущего табличного результата получить последующий и, наоборот, зная последующий, получить предыдущий.

Учащимся, которые так и не овладели табличным умножением и делением, мы разрешали использовать индивидуальные таблицы умножения, где случаи, которые были известны данному ученику, были заклеены [12].

На этапе закрепления табличного умножения и деления использовались дидактические игры "Светофор", "Лото", "Не скажу".

Учитывая затруднения умственно отсталых школьников при выполнении действий с 0 и 1, на подготовительном этапе особое внимание уделялось объяснению значения числа 0, противопоставлению правил умножения на 0 и 1, сложению и вычитанию с 0 и умножению на 0. Учащимся предлагались деформированные примеры: _ х _= 0, _ х _= 7, _0=_, _х 1=_.

На этом этапе закреплялись, обобщались и систематизировались знания об алгоритмах действий с числами, используя совместное и одновременное рассмотрение взаимообратных действий, которое планировалось широко применять при изучении действий с многозначными числами. Например,

6+2=8                       8 2=6                 4х2=8                   8:2=4

Тройки и пары примеров сравнивались, устанавливались обобщающие связи, затем по горизонтали взаимно-обратные связи.

Уделялось большое значение формированию у школьников при решении примеров ориентировочной основы действия. При этом мы исходили из положения, выдвинутого отечественными психологами (Б.И. Пинский), что чем лучше проанализирована задача, тем в большей степени она определяет характер актуализируемых связей и процесса их обобщения. Нами была разработана па­мятка "Как решать пример" [2]:

1. Прочитай и запиши пример.

2. Определи, какое действие требуется выполнить.

3. Проанализируй компоненты.

4. Сделай прикидку ответа.

5. Вспомни правило и произведи действие.

6. Выполни проверку.

Сначала учащиеся читали каждое задание вслух и выполняли его. Затем задания читали про себя, а рассуждения проводили вслух. Постепенно школьники приучились применять памятку при самостоятельном решении примеров.

Выводы по главе 2.

Нами было установлено, что обучение детей с умственной отсталостью сопряжено с рядом трудностей, и требует от педагога специальных навыков, специально разработанной методики обучения. В частности, необходимо обеспечить последовательность, наглядность информации, доступность изложения, часто повторение пройденного материала. В разработанной нами методике обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифметическим действиям с числами первого десятка, широко используются алгоритмы действий, опорные схемы и конспекты.

Обучение необходимо начинать с подготовительного периода, в ходе которого проводится обобщение и систематизация знаний по нумерации чисел. Опираясь на имеющиеся знания детей, учитель знакомит учащихся с нумерацией чисел в следующей последовательности:

1. Ознакомление со структурой чисел.

2. Образование, чтение, запись, чисел первого порядка. Счёт в прямой и обратной последовательности числового ряда, от заданного до заданного числа в пределах класса.

5. Сравнение чисел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленной цели удалось достичь. Все задачи решены в полном объеме. В ходе выполнения работы, нами были решены следующие вопросы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...