Особенности организации педагогического процесса при работе с детьми, страдающими умственной отсталостью
Занятие для детей с умственной отсталостью имеет свою специфику. В частности, отличается продолжительность занятия. С такими детьми занимаются примерно 20-30 минут. Затем нужно сменять вид деятельности, поскольку наступает пресыщение и запредельное торможение в коре головного мозга. Важно правильно и равномерно распределить нагрузку. При этом необходимо соблюдать основные принципы работы – последовательность, постепенность. Важно обеспечить последовательный переход от простых приемов и упражнений к более сложным. При этом должны соблюдаться и другие принципы: доступность информации, ее адекватность и соответствие возрасту и уровню развития ребенка, степени его отсталости [3]. Важно чередовать различные виды деятельности, равномерно распределять нагрузку в течение занятия. Применяют различные способы подачи информации. Чаще всего умственную деятельность чередуют с подвижными играми и физическими упражнениями. В том случае, если нагрузка оказывается слишком большой для ребенка, и по каким-то причинам он не справляется, проводится индивидуальная работа. В ходе работы умственно отсталых детей обязательно нужно поощрять. Особенно значимо для них словесное поощрение [6]. Также важно постоянно стимулировать интерес и стремление к познанию у детей с умственной отсталостью. В ходе реализации непосредственно учебного и коррекционного процесса рекомендуется следующее [13]: - использовать новейшие методики обучения; - применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости; - применять рациональные методики проверки домашнего задания; - задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий.
Применяются следующие основные принципы работы с детьми, страдающими умственной отсталостью [13]: Принцип коррекционно-развивающего обучения. Принцип практической направленности обучения. Принцип расширения социальных связей. Принцип педагогического оптимизма. Принцип педагогического оптимизма. Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств. Важным компонентом работы с детьми, имеющими умственную отсталость, является проведение коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими умственной отсталостью, весьма актуальна, поскольку она обеспечивает социализацию, развитие учебной деятельности ребенка, формирует готовность к усвоению новых знаний. В основном применяются игровые технологии. Это связано с тем, что у ребенка с умственной отсталостью, игра является основным, ведущим видом деятельности. При этом игра позволяет максимально активировать познавательную деятельность, повышает познавательную активность [5]. В связи с тем, что у детей с умственной отсталостью еще практически не сформирована учебная деятельность, а ведущей деятельностью, по-прежнему является игровая деятельность, вместо традиционных уроков математики рекомендуется проводить следующие формы уроков [4]: 1. Урок – викторина 2. Урок – конкурс 3. Урок – сказка 4. Урок – путешествие 5. Урок – аукцион 6. Урок – встреча 7. Интегрированный урок 8. Урок – игра 9. Комбинированный урок 10. Урок – деловая игра. В ходе обучения преподаватель обязательно должен проводить контроль знаний, в ходе которого определяются те моменты, на которых стоит акцентировать внимание для достижения целей. Также выясняются моменты, которые остаются сложными и непонятными для учащегося. Применяются нестандартные методы проверки домашнего задания [10]:
- Прием «активного слушания», в ходе которого отвечает один ученик. Остальные учащиеся выступают в роли «Экспертов». При этом они внимательно слушают, обобщают данные, заполняют карту ответа одноклассника. В карте отмечают плюсом и минусом правильные и неправильные ответы. Учащиеся в своих картах оценивают ответ товарища, выставляют общий балл за ответ. Затем учитель собирает бланки ответа и в результате дальнейшего анализа видит основные проблемы учащихся, возникшие в ходе выполнения домашнего задания. - «Блиц – опрос по цепочке». Суть этого метода состоит в том, что один школьник задает вопрос второму, второй – следующему и так по цепочке. Учитель контролирует корректность заданных вопросов, степень соответствия теме. Отводится время на ответ – несколько секунд. Если ученик не отвечает, право ответа переходит к следующему учащемуся. Рекомендуется выяснить, кто желает принять участие в опросе. Необходимо предоставлять школьникам право отказаться от участия в таком опросе. Также рекомендуется выбрать из учащихся «судью», который будет контролировать правильность ответов и время, затраченное на ответ. - «Верю – не верю» - прием, который находит применение на любом этапе урока. Один из учащихся или учитель приводит высказывание, а остальные учащиеся (или один учащийся) должен согласиться либо опровергнуть приведенное высказывание, приведя аргументы в пользу своей точки зрения. - «Да - нет» - игра, в ходе которой учитель загадывает какое – либо утверждение или определяет для себя ход решения задачи. Учащиеся задают наводящие вопросы и получают от учителя ответ: да или нет. Таким образом, ученики могут оценить правильность выполнения заданий, проверить ход своих мыслей. Основной задачей является необходимость систематизировать имеющуюся информацию, выделить главное, составить корректный вопрос, позволяющий получить максимум необходимой информации. Здесь важна стратегия, задавать огромное множество вопросов, не имеющих отношения к задаче бессмысленно. Для усиления способности к мышлению и выработки стратегии, рекомендуется ограничить количество вопросов, которые могут быть заданы в ходе решения задачи, что позволит учащемуся более тщательно подойти к анализу информации, более четко сформулировать вопрос.
- Диктант «Для шпиона» - средство, позволяющее развить зрительную память, провести тренировку внимания, выработать умение отвечать за принятое решение и конечный результат. Класс разделяют на несколько групп, диктант также разделяют на несколько частей. Листок с текстом задачи помещают на стене как можно дальше от команды, для которой он предназначен. Каждый из членов команды подходит к стене и начинает читать и запоминать задачу. Потом задачу решает команда. Команды соревнуются. Выигрывает та команда, которая максимально быстро и максимально точно решит задачу. Огромным потенциалом в стимуляции процесса обучения, играет групповая работа. Групповая работа представляет собой такую форму организации занятия, при которой учащихся разделяют на несколько групп. В основе такого разделения могут лежать различные факторы. В первую очередь, занимаясь организацией групповой работы учащихся, необходимо провести тщательный анализ, составить план работы. Важно учесть множество различных нюансов, в том числе, особенности организации групп. При этом следует распределить не только участников, но и роли и обязанности между ними. Образуется несколько групп. Они отличаются по различным признакам. Соответственно, разнится и объем и формы выполняемых работ каждой из групп [18]. Размер групп может варьировать в широких пределах. Обычно размер этих групп может колебаться в пределах от 2 до 6 человек. Оптимальным размером группы считается группа от 4 до 6 человек. Состав групп может быть как постоянным, так и изменчивым. Все зависит от того, какое содержание выполняемой работы, каков ее объем [13]. Обычно в каждой группе есть лидеры. Их выбирают из общего числа учащихся. На различных предметах это могут быть различные люди. Основным принципом подбора учащихся для каждой из групп служит принцип объединения учащихся по успеваемости и уровню обученности. Также учитывается внеурочная информированность и занятость учащихся по данному предмету, общий спектр интересов участников группы, отношение к предмету. Все это является решающим фактором, который определяет совместимость учащихся, а также позволяет взаимно дополнять друг друга, компенсировать как достоинства, так и недостатки участников. Важно распределить участников таким образом, чтобы между ними не было негативных взаимоотношений и вражды [9].
Различают однородную и неоднородную групповую работу. Под однородной работой подразумевают выполнение определенного объема работы, при котором все участники в равной доле получают задания, выполняют их. При дифференцированной (неоднородной) форме организации занятий различные группы выполняют различные по сложности задания. Это определяется в первую очередь, уровнем успеваемости школьников. Полномочия в группе разделяются между участниками. В пределах одной группы можно вести диалог, дискуссию, обсуждать различные вопросы и задания. Обсуждения можно вести на различных этапах работы. Можно планировать, обсуждать текущий ход работы, результаты работы. Можно советоваться как по теме в целом, так и по отдельным ее нюансам. Особую значимость при групповой форме работы приобретает индивидуальная помощь тем учащимся, которые нуждаются в этой помощи. При этом такая помощь осуществляется не только со стороны учителя, но и со стороны других участников группы. В некоторых случаях с этой целью назначают учащихся-консультантов, которые ведут консультативную работу, поддерживая, таким образом, отстающих учащихся. Это существенно влияет на взаимоотношения в группе, помогает развить коммуникативные навыки, поддерживает дружеские отношение как внутри группы, так и между участниками различных групп [7]. На уроках математики групповая работа может быть применена на этапе отработки вычислительных навыков, при закреплении знаний некоторых теоретических фактов (связи между компонентами арифметических действий, решение уравнений, действия с величинами). В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении правил, исторических документов и т.п. Выводы по главе 1. У детей с нормой развития в школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, тогда как игровая уходит на второй план. У детей с умственной отсталостью учебная деятельность не сформирована. Более того, у них наблюдается несформированность игровой деятельности. Дети с умственной отсталостью не способны самостоятельно организовать игру, не могут распределить роли. У них часто возникают конфликты. Большая часть конфликтов связана с тем, что дети не могут договориться, так как не могут в полной мере высказать свою мысль, не понимают собеседника.
Как показывает обобщение и анализ педагогического опыта работы с детьми, имеющими умственную отсталость, их поведение не соответствует возрасту. Преобладающими являются мотивы игровой деятельности. Именно это является основным затруднением, поскольку не появляется возможностей для перехода игровой деятельности в учебную. В результате, нарушается социализация ребенка, отмечается отставание в социальной сфере. У младших школьников с умственной отсталостью выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. При работе с детьми, страдающими умственной отсталостью, необходимо задействовать игровые технологии. Это объясняется тем, что игра – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Игра может быть охарактеризована как основной вид деятельности, поскольку при помощи игры происходит формирование и становление личности школьника, формируется готовность к школьному обучению, познавательный интерес. Таким образом, принципы организации педагогического процесса при работе с детьми с умственной отсталостью, определяются в зависимости от особенностей проявления нарушений, от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья. Особенности работы заключаются в том, что при работе с такими детьми важно соблюдать последовательность и систематичность обучения, постепенно проводить усложнение заданий. Организовывать занятия лучше в форме игровой деятельности. Нужно все время активизировать познавательную активность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|