Требования к результатам освоения учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова
|
| «____»_________________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория языка
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: «Русский язык», «Литература»
Форма обучения: очная, заочная
Срок освоения ООП: очная –5 лет, заочная – 5,5 лет
Кафедра: теории, истории и методики преподавания русского
языка и литературы
Разработчики:
Профессор кафедры теории, истории и методики
преподавания русского языка и литературы __________________ Е.Б. Артеменко
Заведующий кафедрой теории, истории и методики
преподавания русского языка и литературы, доцент __________________ С.И. Доброва
Начальник учебно-методического управления __________________ Т.В. Майзель
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры теории,
истории и методики преподавания русского языка и литературы
от «___» ________________ 2011 г. Протокол № ___
Заведующий кафедрой __________________ С.И. Доброва
Воронеж – 2011
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины «Теория языка»:
· ознакомление студентов-филологов с общетеоретическими проблемами науки о языке (знаковый характер языка, язык и речь, язык и мышление, системная организация языка, язык и общество, развитие языка);
· подготовка специалистов, способных осмыслять отдельные узкопрофессиональные вопросы с позиций фундаментальной науки;
· преодоление опасности узкого прагматизма и ограниченного эмпиризма в подготовке учителя-словесника и, шире, преподавателя языка вообще;
· формирование у студентов-филологов определенных мировоззренческих позиций;
· выработка навыков самостоятельного анализа и оценки литературы по теоретическим вопросам языкознания;
· выявление методической зависимости объема школьного курса языка и методики его преподавания от состояния и уровня развития науки о языке.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2).
Специальные:
способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);
способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);
владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);
способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);
способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Теория языка» входит в модуль «Теория языка и литературы» и относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3. В. ОД 1.3.).
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: философия, культурология, введение в языкознание, история русского языка, современный русский язык, русская диалектология, исторический комментарий к современному русскому языку, семиотика искусства, устная речь.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: современный русский язык, языковой анализ в школе и вузе, стилистика русского языка, комплексный анализ текста, методика и методология филологических исследований.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Теория языка» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками.
Знания:
- основных проблем современного языкознания;
- основных направлений и школ в лингвистике;
- основных понятий и терминов науки о языке;
- специфики системного характера языка;
- основных функций языка, знаковых основ коммуникативных процессов, вербальных и невербальных средств передачи информации;
- философских концепций соотношения языка и речи, языка и мышления, психофизиологических и нейролингвистических исследований проблемы соотношения языка и мышления;
- специфики становления языковой системы в филогенезе;
- основных особенностей языка как средства коммуникации и мыслительно-познавательной деятельности;
- характера обусловленности особенностей форм существования языка формами общественной жизни на различных этапах развития социума;
- о развитии и эволюции в языке как результате действия в нем внешних и внутренних законов.
Умения:
- анализировать языковые явления;
- освещать основные вопросы общего языкознания;
-сопоставлять разные концепции и объяснять причины различной интерпретации однотипного языкового материала;
- работать со словарями и справочной литературой.
Навыки:
- владениянаучной терминологией и основными понятиями научного языковедческого аппарата;
- интерпретации языковых явлений;
- самостоятельной работы с лингвистической литературой;
- репрезентации знаний в вербальной форме;
- интерпретации знаний предметной области;
- демонстрации лингвистической компетентности в междисциплинарных исследованиях;
- представления результатов проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания.
3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.
Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1
Структура компетенции
| Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
Знает:
|
- объём и смысл понятий, определяющих культуру мышления
| - знает сущность понятий: информация, культура мышления, восприятие, анализ, синтез, обобщение
| - знает основные методы доказательного построения умозаключений
|
- имеет базовые представление о взаимосвязи языка и мышления
|
|
- общие закономерности познания и переработки информации
| - знает сущность основных мыслительных операций, специфику теоретического мышления
| - знает различные методы обработки информации
|
| - знает содержание понятий опыта, памяти, воображения, мышления; четко различает понимание, объяснение, рефлексию
|
- имеет представление о естественнонаучных и гуманитарных методах и формах научного познания (философские, общенаучные, специальные)
| - знает содержание и специфику различных способов познания мира; сущность основных методов научного познания
|
- знает различные методы исследования условия поставленной задачи
| - знает диалектику цели и средств
|
| - знает особенности соотношения различных единиц языка и единиц мышления, различных способов и приемов восприятия, анализа и обобщения информации, передаваемой в языковой форме
|
- основные научные понятия изучаемых дисциплин
| - знает основные этапы развития изучаемых дисциплин;
- знает факты, события, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность и целостность изучаемых дисциплин
| - знает предмет, цель, задачи и методы изучаемых дисциплин, их место в системе наук, фундаментальные теории и законы;
- понимает сущность явлений и процессов, изучаемых в рамках дисциплин,
- знает приёмы и методы решения предметных задач
|
- различает и объясняет основные понятия, категории и закономерности изучаемых дисциплин
| - отбирает и классифицирует основные понятия, категории и закономерности изучаемых дисциплин
|
- использует основные понятия, категории при изложении тем изучаемых дисциплин
| - экстраполирует, модифицирует и адекватно использует в зависимости от целей деятельности основные понятия, категории и закономерности изучаемых дисциплин
|
Умеет:
| |
- обобщать, анализировать и воспринимать информацию, делать выводы
| - обобщает, анализирует и структурирует информацию и учебный материал, историю развития понятий и обозначений из предметной области, в том числе, используя современные информационные и коммуникационные технологии;
- анализирует источники, работает с литературой, грамотно оформляет список литературы;
- обобщает и классифицирует изучаемый материал; разбирает по смысловым единицам учебный текст, классифицирует аргументы;
- логически верно строит устную и письменную речь;
- находит информацию на заданную тему, готовит сообщение;
- учитывает различные мнения, суждения, концепции при объяснении явлений, объектов, процессов изучаемых дисциплин;
- анализирует основные формы и виды получения, анализа и обобщения вербальной информации и использует их для решения образовательных и профессиональных задач;
- умеет анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов
| - умело применяет пройденный материал к анализу источников;
- оценивает степень релевантности собранных материалов, уточняет спорные моменты и проверяет достоверность материала;
- интерпретирует противоречия на основе известных элементов и свойств контекстов, имеющих отношение к изучаемому предмету;
- анализирует особенности различных форм и видов восприятия, анализа и обобщения вербальной информации и использует наиболее адекватные из них для решения тех или иных образовательных или профессиональных задач;
- использует в профессиональной деятельности междисциплинарные подходы и знания, сформировавшиеся в процессе изучения дисциплины; выносит аргументированные суждения;
- способен к познанию себя и окружающего мира, к рефлексии самооценке уровня культуры собственного мышления
|
- ставить цели и выбирать пути их достижения
| - умеет формулировать цели, соотносить их с потребностями и условиями; выбирать средства, соответствующие целям;
- создает и использует информационные модели изучаемых явлений и процессов
| - способен формулировать проблемы и находить адекватные варианты их разрешения;
- использует информационное моделирование при решении образовательных или профессиональных задач;
- умеет применять методы доказательств при построении умозаключений
|
Владеет:
| |
- методами мышления, соответствующими нормам «культуры мышления»
| - способен использовать понятийный аппарат профессиональной деятельности;
- владеет технологиями приобретения, использования, структурирования и обновления знаний в соответствии со спецификой актуального пространства (среды);
- владеет принципами диалектической логики
| - владеет приемами сравнения, сопоставления, систематизации, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации информации;
- владеет научными достижениями современных наук, современными методами интеллектуального развития;
- владеет комплексом различных способов получения, анализа и обобщения информации и обладает способностью к их эффективному использованию
|
- методами и средствами постановки цели, выбора пути её достижения
| - владеет системным подходом при решении прикладных задач, связанных с профессиональной деятельностью
| - применяет различные методы и приемы для решения поставленной задачи
- владеет методами доказательства от противного, методом логического следования, методом силлогизма, методом исключенного третьего;
- владеет способностью сочетания теоретического мышления с прагматическим поиском оптимального способа решения проблемы
|
- современными методами исследования и получения с их помощью достоверных и надежных знаний
| - владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
- владеет навыками применения знаний для решения прикладных задач, навыками проведения наблюдений и экспериментов
| - владеет навыками применения методов обработки информации при формализации условия
|
Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-2
Знает:
Структура компетенции
| Основные признаки уровня
| |
Базовый уровень
| Повышенный уровень
| |
Знает:
| | |
- основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
| - знает научную терминологию гносеологии, онтологии, социальной философии и основные типы мировоззрений, этапы развития и направления философской мысли
| - знает способы постановки и решения философских проблем, теорию и историю их осмысления, парадигмальную принадлежность направлений и школ, специфические особенности авторских решений
| |
- знает взаимосвязь естественнонаучных представлений и социально значимых философских и мировоззренческих проблем;
|
| |
- знает основные методы научно-философского анализа
| - знает методы теоретических и эмпирических исследований;
| |
- знает выдающихся представителей изучаемых наук, основные достижения их научного творчества и роль в развитии знания
| - знает основные этапы развития и достижения наук, включая современную научную картину мира;
| |
Умеет:
| | |
- сравнивать содержание понятий; оперировать философскими категориями
| - дает определение основного вопроса философии, базовых философских понятий
| - разбирается в ключевых проблемах и концепциях современной философии
| |
- умеет применять категориальный аппарат философии к анализу поставленных проблем и делать выводы
| - умеет применять принципы диалектической логики к анализу философских идей и прослеживать их преемственность
| |
- проводить логический анализ мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем
| - умеет анализировать мировоззренческие и социально значимые проблемы с использованием различных философских подходов, прибегая к теориям и концепциям, необходимым для их постановки и решения
| - умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследований для внедрения современных технологий в процессы решения мировоззренческих и социально значимых философских проблем;
| |
- способен логически анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы на основе последних научных достижений в контексте педагогической деятельности
| |
- умеет переходить от общих закономерностей к конкретным мировоззренческим и социально-философским проблемам
| |
Владеет:
| | |
- методами и способами анализа мировоззренческих и социально значимых философских проблем
| - владеет способами анализа фундаментальных законов и принципов современной научной картины мира
|
| |
- методами системного анализа для выявления сущности проблемы
| - находит и выделяет сущностные моменты проблемы
| - владеет особенностями индуктивного и дедуктивного методов познания, содержанием и спецификой принципов верификации и фальсификации
| |
- владеет сущностным содержанием философских проблем и способностью проводить аналогии с современной действительностью
| |
- находит сущностное содержание проблемы и проводит аналогии с современной действительностью
| |
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-1
Структура компетенции
| Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка
| Знает основные этапы развития русского языка; разбирается в вопросах происхождения русского литературного языка
Умеет определять рефлексы исторических и доисторических процессов в современном русском языке
Владеет основными приёмами перспективного и ретроспективного анализа языковых явлений
| Имеет целостную систему знаний о происхождении русского литературного языка как феномена русской национальной культуры
Умеет определять функцию рефлексов исторических и доисторических процессов в современном русском языке
Владеет навыками перспективного анализа языковых явлений
|
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-2
Структура компетенции
| Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
Способен выделять и анализировать единицы различных уровней системы современного русского языка (СРЯ) в единстве их содержания, формы и функций
| Знает основные типологические признаки и основные особенности функционирования единиц русского языка различных уровней.
| Имеет целостную систему знаний и представлений о типологических признаках и особенностях функционирования единиц русского языка различных уровней.
|
Знает основные понятия, относящиеся к лексическому, фонетическому и грамматическому уровням системы СРЯ; основные методы и приемы лексического, фонетического, грамматического и стилистического анализа единиц СРЯ.
| Имеет целостную систему знаний и представлений о методах и приемах лексического, фонетического, грамматического и стилистического анализа единиц СРЯ.
|
Умеет выделять единицы современного русского языка различных уровней; выполнять лексический, фонетический, грамматический и стилистический анализ единиц СРЯ (с точки зрения синхронии и диахронии).
| Умеет проводить различные виды полного лексического, фонетического, грамматического и стилистического анализа единиц СРЯ (с точки зрения синхронии и диахронии).
|
Владеет основными приемами выделения и разбора единиц СРЯ различных уровней в единстве их содержания, формы и функций (с точки зрения синхронии и диахронии).
| Владеет методикой разбора единиц русского языка различных уровней в единстве их содержания, формы и функций (с точки зрения синхронии и диахронии); способен объяснить природу языковых явлений различных уровней системы СРЯ и системные отношения между единицами СРЯ
|
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-3
Структура компетенции
| Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
Знает основные особенности языка как средства коммуникации и мыслительно-познавательной деятельности;
основы научных представлений о соотношении языка и мышления;
основные закономерности эволюции и развития системы языка
| Имеет представление о знаковых основах коммуникативных процессов;
знает характеристики языковых и неязыковых знаков;
знает основные функции языка; знает общественные функции языка;
понимает связи между общественными функциями, формами существования языка и формами общественной жизни;
имеет представление о речи как процессе и продукте порождения и восприятия на базе единиц языка конкретных высказываний;
имеет представление об отражательной и познавательной функциях языка, о системе языковых знаков как генетически и онтологически базовой знаковой субстанции абстрактного мышления;
знает основные единицы абстрактного мышления в их соотношении с единицами языка;
знает основные концепции соотношения языка и мышления;
владеет информацией о психофизиологических и нейролингвистических исследованиях по проблеме языка и мышления;
имеет представление о концептосфере (когнитивной картине мира) народа и языковой картине мира (ЯКМ);
владеет информацией о становлении языковой системы в филогенезе;
понимает характер обусловленности особенностей форм существования языка формами общественной жизни на различных этапах развития социума;
имеет представление о развитии и эволюции в языке как результате действия в нем внешних и внутренних законов
| Устанавливает связи между знаниями о языковой системе и информацией других наук коммуникативного цикла;
знает законы трансляции информации в социуме;
оценивает особенности различной информации в СМИ с точки зрения соответствия требованиям коммуникационного канала;
знаком с результатами современных лингвокогнитивных исследований;
имеет представление о проблеме вербальности / невербальности мышления;
знает топологию головного мозга как материального субстрата мышления;
знает о влиянии структурно-семантической организации языка (ЯКМ) на мыслительно-познавательную деятельность народа;
дифференцирует внешние и внутренние причины (законы) языкового развития;
имеет представление о проблеме активного вмешательства человека в развитие языка;
понимает границы и возможности сознательного прогнозирования и регулирования языковых процессов
|
Умеет освещать основные вопросы общего языкознания
| Умеет корректно излагать основные вопросы предметной области знаний в устной и письменной формах;
выделяет главные смысловые аспекты в доказательстве;
распознает ошибки в рассуждениях
| Представляет информацию лингвистического характера в различных графических формах;
умеет сопоставлять различные научные концепции и выявлять особенности аргументации в их рамках;
оценивает сильные и слабые стороны той или иной лингвистической концепции;
понимает различие требований, предъявляемых к доказательствам в естественных, социально-экономических и гуманитарных науках
|
Владеет научной терминологией и основными понятиями научного языковедческого аппарата
| Владеет терминологией предметной области знания;
способен корректно представить знания в вербальной форме;
интерпретирует знания предметной области
| Корректно употребляет термины, обозначающие соотносительные понятия в разных научных традициях;
критически осмысляет полученные знания;
способен проявить лингвистическую компетентность в междисциплинарных исследованиях;
способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания
|
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-4
Структура компетенции
| Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
Знает: генеалогическую и типологическую классификации языков, характеристику славянских языков и их объединений в составе индоевропейской семьи языков
| Дает определения основных понятий;
раскрывает принципы генеалогической и типологической классификаций языков;
имеет представление о составе индоевропейской семьи языков;
определяет место славянских языков в составе индоевропейской языковой семьи;
воспроизводит генеалогическую и типологическую классификации славянских языков
| Определяет генеалогические и типологические связи и соотношения между языками индоевропейской семьи;
понимает способы реконструкции и изучения праязыков;
имеет представление о времени, обстоятельствах и целях создания генеалогической и типологической классификаций индоевропейских языков
|
Умеет: находить сходства и различия славянского и неславянского языков индоевропейской семьи
| может объяснить причины возникновения и развития индоевропейской семьи языков;
может объяснить причины возникновения и развития славянской группы языков
| Различает сходства и различия между индоевропейскими языками, обусловленные разными факторами (генетическими, типологическими, социокультурными, контактированием языков и др.);
умеет определять с помощью словарей и научной литературы происхождение и исторические изменения тех или иных языковых явлений
|
Владеет терминологией предметной области знания
| Интерпретирует знания предметной области
| Владеет профессиональным языком предметной области знания;
способен проявить лингвистическую компетентность в различных ситуациях (работа в междисциплинарной команде)
|
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-5
Структура компетенции
| Основные признаки уровня
|
Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
Знает: основные научные парадигмы в языкознании, методы лингвистических исследований и основные этапы развития науки о языке.
| Имеет представление об основных этапах истории развития языкознания и основных достижениях каждого из них;
ориентируется в основных направлениях и школах лингвистики;
воспроизводит имена крупнейших представителей основных лингвистических направлений и школ, названия и темы их главных научных трудов;
имеет представление об основных лингвистических методах, средствах и приёмах изучения языка и их возможностях;
ориентируется в основных дискуссионных проблемах лингвистики, этапах развития лингвистики, современных представлениях о языке и принципах его изучения
| Знает основные научные парадигмы в языкознании, методы лингвистических исследований и основные этапы развития науки о языке;
понимает специфику языка и объективные трудности его изучения;
понимает различия в изучении живых и мёртвых языков;
понимает границы применения к исследованию языка и речи основных лингвистических методов;
устанавливает связи между лингвистическими идеями, теориями, дисциплинами и т.д.
|
Умеет: применить полученные знания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности (при подготовке научных докладов, написании научных статей, при написании курсовых и дипломных работ).
| Понимает особенности современного языкознания;
может найти и отобрать необходимую научную информацию по определённой теме (проблеме);
может выявить и сопоставить разные точки зрения учёных на определённую проблему, оценить характер приводимой аргументации;
умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения, высказываемые в своей научно-исследовательской работе
| Умеет применить полученные знания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности (при подготовке научных докладов, написании научных статей, при написании курсовых и дипломных работ);
может оценить соотношение конкретной научной информации с теми или иными областями и научными направлениями лингвистики;
способен определить соответствие тех или иных методов и приёмов исследования конкретному материалу;
критически осмысливает полученные знания;
видит перспективы своего научного исследования
|
Владеет: методами и приёмами изучения проблем языкознания
| Владеет терминологией предметной области знания; способен корректно сформулировать объект, предмет, цели и задачи лингвистического научного исследования;
владеет техникой сбора и обработки языкового материала;
способен применить в своей научной работе основные методы и приёмы лингвистического исследования;
интерпретирует знания предметной области
| Владеет профессиональным языком предметной области знания;
способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания;
способен проявить лингвистическую компетентность в различных ситуациях (работа в междисциплинарной команде)
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: