Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем учебной дисциплины и Виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов  
 
Очная ФО 9сем. Заочная ФО 9, 10 сем.  
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа студента (СРС)      
СРС в период промежуточной аттестации      
Вид промежуточной аттестации зачет (З)      
экзамен (Э) Э Э, к.р.  
ИТОГО: Общая трудоемкость часов      
зач. ед.      

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

Дневное отделение (9 семестр)

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Форма текущего контроля
Л ЛР ПЗ СРС всего
1. Введение.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
2. Знаковая концепция языка.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
3. Язык как система.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
4. Язык и речь как аспекты речемыслительной деятельности человека.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
5. Генетическое и онтологическое единство языка и мышления.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
6. Генетическое единство языка и мышления: происхождение языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека в процессе антропосоциогенеза.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
7. Развитие языка.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
8. Развитие языка. Язык как конкретно-историческое явление.           Контрольная работа, тестирование, экспресс-опросы

Заочное отделение (9 семестр; 10 семестр)

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Форма текущего контроля
Л ЛР ПЗ СРС всего
1. Введение.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
2. Знаковая концепция языка.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
3. Язык как система.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
4. Язык и речь как аспекты речемыслительной деятельности человека.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
5. Генетическое и онтологическое единство языка и мышления.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
6. Генетическое единство языка и мышления: происхождение языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека в процессе антропосоциогенеза.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
7. Развитие языка.           Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
8. Развитие языка. Язык как конкретно-историческое явление.           Контрольная работа, тестирование, экспресс-опросы

Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах
1. Введение. Периодизация науки о языке. Традиции и новаторство в науке.
2. Знаковая концепция языка. Понятие о знаке. Свойства знака. Знаковые основы коммуникативных процессов. Признаки и искусственные коммуникативные знаки. Типология знаковых систем, место в ней языковых знаков. Знак и его означаемое. Вопрос о структуре знака. Понятие о знаковой ситуации. Сравнительная характеристика языковых и неязыковых знаков. Основные отличия языковых и неязыковых коммуникативных знаков. Типология языковых знаков. Знаки и субзнаки. Семиотика и лингвосемиотика.
3. Язык как система. Понятие о системе. Принцип системности как ведущий принцип современной науки. Система как диалектическое единство субстанции (элементов) и структуры (отношений между элементами, их организации). Несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов. Элементы и структура в системе языка. Системообразующие, системонейтральные, системоприобретенные свойства языковых элементов. Универсальные типы отношений элементов – парадигматический, синтагматический, иерархический (гиперо-гипонимический). Типы систем. Системы гомогенные и гетерогенные. Язык как гетерогенная система. Уровневая модель языковой системы. Основные уровни: фонологический, морфологический, лексический, синтаксический. Промежуточные уровни: морфонологический, словообразовательный, фразеологический. Полевая, ассоциативно-вербальная и другие модели языковой системы.
4. Язык и речь как аспекты речемыслительной деятельности человека. Язык как система единиц общения; речь как процесс и продукт порождения и восприятия на базе единиц языка конкретных высказываний (речевых произведений, текстов). Аспекты экзистенции языка – стоический (психический) и динамический (психофизический). Аспекты речи: речь как процесс порождения и восприятия речевых произведений (речевая деятельность) и продукт этого процесса (текст). Первый аспект как предмет психолингвистики (теории речевой деятельности), второй как предмет лингвистики текста. Речь как явление, социальное по функции и индивидуальное по исполнению. Речевая деятельность в ее соотнесении с системой, нормой, узусом. Неразрывная связь языка и речи. Вопрос о специфике речи. Единицы языка и единицы речи. Проблема языка и речи в истории языкознания. Актуальность и проблемы языка и речи для преподавания языка в средней школе.
5. Генетическое и онтологическое единство языка и мышления. Мышление и сознание. Типология мышления. Знаковый субстрат абстрактного мышления. Система языковых знаков как генетически и онтологически базовая знаковая субстанция абстрактного мышления и единицы языка. Отражательная и познавательная функции языка. Язык как орудие формирования в филогенезе и онтогенезе абстрактного мышления. Методика обучения глухонемых и слепоглухонемых детей языку как подтверждение положения о единстве языка и абстрактного мышления. Головной мозг человека как материальный субстрат мышления. Данные нейролингвистики о локализации в головном мозгу мыслительных и речевых функций. Психолингвистическая схема порождения и восприятия речи. Внутренняя речь как механизм мышления, ее структура. Внешняя и внутренняя речь, их соотношение в филогенезе и онтогенезе. Концепт как глобальная мыслительная единица, квант структурированного знания. Концепты общеэтнические, групповые, индивидуальные. Содержательная типология концептов: представление, схема, понятие, фрейм, сценарий (скрипт), гештальт. Понятие и прототип понятия. Вопрос о средствах объективации концепта. Концептосфера (картина мира) народа и языковая картина мира (ЯКМ). Своеобразие концептуализации (семантической репрезентации) языком объективной действительности как результат воздействия на него условий жизни народа (природных, исторических, производственных, политических и др.), resp.его социально-исторического опыта (культуры). Вопрос о влиянии структурно-семантической организации языка (ЯКМ) на мыслительно-познавательную деятельность народа.
6. Генетическое единство языка и мышления: происхождение языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека в процессе антропосоциогенеза. Космические и геофизические факторы, способствовавшие прогрессивной, на основе естественного отбора, биологической эволюции обезьяноподобных предков человека и формированию предпосылок гоминидной триады как системы специфических биологических свойств человека. Общественно-историческая трудовая деятельность формировавшихся людей (коллективный труд) как фактор преобразования окружающей среды в интересах общества и преобразующий самого человека. Изготовление и использование искусственных орудий труда как явление, обусловившее выделение человека из животного мира и его социально-биологическую эволюцию (антропосоциогенез): в биологическом плане – формирование гоминидной триады (прямохождение, свободная от ходьбы рука, дифференциация функций больших полушарий головного мозга); в социальном плане – становление общества и человека как социального существа с присущими ему социальными свойствами и функциями. Этапы эволюции: архантроп, палеоантроп (неандерталец), неоантроп; в рамках этих этапов – становление и эволюция языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека: от коммуникации неинтенциональной (животное) к коммуникации интенциональной (собственно человеческой), от звука-стимулятора (животные) к звуку-регулятору (ситуативно ограниченному общению побудительного типа на базе практического и наглядно-образного мышления: архантроп, палеоантроп) и звуку-знаку (слову-названию, обеспечившему передачу информации о предметах и явлениях, удаленных во времени и пространстве на рубеже «палеоантроп – неоантроп»); общение типа «звук-знак» и становление основ абстрактного (понятийного) мышления; от речи нечленораздельной к речи членораздельной (с эпохи палеоантропа). Вопрос о роли кинетической («ручной») речи в процессе эволюции звукового языка. Стадии языкового развития ребенка в онтогенезе и этапы развития языка и мышления человека в филогенезе.
7. Развитие языка. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Внешние законы как тенденции изменений в языке, обусловливаемые воздействием на него экстралингвистических (социальных) факторов. Ограниченность действия внешних законов определенными конкретно-историческими условиями общественной жизни. Внутренние законы развития как тенденции изменений во внутриструктурной организации языковой системы, вызываемые действием собственно лингвистических причин. Внутренние законы общие и частные. Общие (универсальные) – законы, свойственные всем языкам и обусловливаемые свойствами языка как орудия общения (устойчивость языковой системы и постепенность ее изменения; закон антиномий; тенденция к экономии языковых средств; давление системы и др.). Панхронический характер общих законов. Частные законы – тенденции, проявляющиеся в одном языке или в группе родственных языков в виде конкретных изменений в структуре уровней языковой системы (звуковые изменения, перестройки в системах склонения и спряжения, изменения состава лексико-семантических групп и т.п.). Прогресс (развитие) и эволюция в языке как результат действия в нем внешних и внутренних законов. Вопрос о влиянии на развитие языка биологического фактора.
8. Развитие языка. Язык как конкретно-историческое явление. Основные формы языковой экзистенции, обусловливаемые действием социальных факторов. Язык: формы существования, общественные функции, процессы диалектной/ языковой дифференциации и интеграции в их обусловленности формами общественной жизни на различных этапах развития социума – в условиях первобытнообщинного строя, феодальной и капиталистической формаций. Этноязыковое состояние эпохи глобализации. Языки межэтнического общения (макропосредники) и международные языки. Глобализация и перспективы развития языков мира. Социальная дифференциация языка. Языковая ситуация как функциональная общность языков и форм существования языка, обслуживающих социум. Контакты языков. Социолингвистический аспект изучения языковых контактов – под углом зрения обусловливающих их социальных факторов. Маргинальное и внутрирегиональное контактирование. Разновидности языковых контактов, определяемые их характером и результатами. Объективный характер законов языкового развития. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Вопрос о возможности сознательного прогнозирования и регулирования языковых процессов. Роль выдающихся представителей общественной мысли, науки, литературы, искусства в становлении национальных литературных языков. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...