Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
Дневное отделение (9 семестр)
№ п/п
Наименование раздела учебной дисциплины
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Форма текущего контроля
Л
ЛР
ПЗ
СРС
всего
1.
Введение.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
2.
Знаковая концепция языка.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
3.
Язык как система.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
4.
Язык и речь как аспекты речемыслительной деятельности человека.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
5.
Генетическое и онтологическое единство языка и мышления.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
6.
Генетическое единство языка и мышления: происхождение языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека в процессе антропосоциогенеза.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
7.
Развитие языка.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
8.
Развитие языка. Язык как конкретно-историческое явление.
Контрольная работа, тестирование, экспресс-опросы
Заочное отделение (9 семестр; 10 семестр)
№ п/п
Наименование раздела учебной дисциплины
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Форма текущего контроля
Л
ЛР
ПЗ
СРС
всего
1.
Введение.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
2.
Знаковая концепция языка.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
3.
Язык как система.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
4.
Язык и речь как аспекты речемыслительной деятельности человека.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
5.
Генетическое и онтологическое единство языка и мышления.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
6.
Генетическое единство языка и мышления: происхождение языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека в процессе антропосоциогенеза.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
7.
Развитие языка.
Тестирование, рефераты, выступления с докладами, экспресс-опросы
8.
Развитие языка. Язык как конкретно-историческое явление.
Контрольная работа, тестирование, экспресс-опросы
Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п
Наименование раздела учебной дисциплины
Содержание раздела
в дидактических единицах
1.
Введение.
Периодизация науки о языке. Традиции и новаторство в науке.
2.
Знаковая концепция языка.
Понятие о знаке. Свойства знака. Знаковые основы коммуникативных процессов. Признаки и искусственные коммуникативные знаки. Типология знаковых систем, место в ней языковых знаков.
Знак и его означаемое. Вопрос о структуре знака. Понятие о знаковой ситуации.
Сравнительная характеристика языковых и неязыковых знаков. Основные отличия языковых и неязыковых коммуникативных знаков. Типология языковых знаков. Знаки и субзнаки. Семиотика и лингвосемиотика.
3.
Язык как система.
Понятие о системе. Принцип системности как ведущий принцип современной науки. Система как диалектическое единство субстанции (элементов) и структуры (отношений между элементами, их организации). Несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов. Элементы и структура в системе языка. Системообразующие, системонейтральные, системоприобретенные свойства языковых элементов. Универсальные типы отношений элементов – парадигматический, синтагматический, иерархический (гиперо-гипонимический).
Типы систем. Системы гомогенные и гетерогенные. Язык как гетерогенная система. Уровневая модель языковой системы. Основные уровни: фонологический, морфологический, лексический, синтаксический. Промежуточные уровни: морфонологический, словообразовательный, фразеологический.
Полевая, ассоциативно-вербальная и другие модели языковой системы.
4.
Язык и речь как аспекты речемыслительной деятельности человека.
Язык как система единиц общения; речь как процесс и продукт порождения и восприятия на базе единиц языка конкретных высказываний (речевых произведений, текстов).
Аспекты экзистенции языка – стоический (психический) и динамический (психофизический).
Аспекты речи: речь как процесс порождения и восприятия речевых произведений (речевая деятельность) и продукт этого процесса (текст). Первый аспект как предмет психолингвистики (теории речевой деятельности), второй как предмет лингвистики текста. Речь как явление, социальное по функции и индивидуальное по исполнению.
Речевая деятельность в ее соотнесении с системой, нормой, узусом. Неразрывная связь языка и речи. Вопрос о специфике речи. Единицы языка и единицы речи.
Проблема языка и речи в истории языкознания.
Актуальность и проблемы языка и речи для преподавания языка в средней школе.
5.
Генетическое и онтологическое единство языка и мышления.
Мышление и сознание. Типология мышления. Знаковый субстрат абстрактного мышления. Система языковых знаков как генетически и онтологически базовая знаковая субстанция абстрактного мышления и единицы языка. Отражательная и познавательная функции языка. Язык как орудие формирования в филогенезе и онтогенезе абстрактного мышления. Методика обучения глухонемых и слепоглухонемых детей языку как подтверждение положения о единстве языка и абстрактного мышления.
Головной мозг человека как материальный субстрат мышления. Данные нейролингвистики о локализации в головном мозгу мыслительных и речевых функций. Психолингвистическая схема порождения и восприятия речи.
Внутренняя речь как механизм мышления, ее структура. Внешняя и внутренняя речь, их соотношение в филогенезе и онтогенезе.
Концепт как глобальная мыслительная единица, квант структурированного знания. Концепты общеэтнические, групповые, индивидуальные. Содержательная типология концептов: представление, схема, понятие, фрейм, сценарий (скрипт), гештальт. Понятие и прототип понятия. Вопрос о средствах объективации концепта. Концептосфера (картина мира) народа и языковая картина мира (ЯКМ).
Своеобразие концептуализации (семантической репрезентации) языком объективной действительности как результат воздействия на него условий жизни народа (природных, исторических, производственных, политических и др.), resp.его социально-исторического опыта (культуры). Вопрос о влиянии структурно-семантической организации языка (ЯКМ) на мыслительно-познавательную деятельность народа.
6.
Генетическое единство языка и мышления: происхождение языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека в процессе антропосоциогенеза.
Космические и геофизические факторы, способствовавшие прогрессивной, на основе естественного отбора, биологической эволюции обезьяноподобных предков человека и формированию предпосылок гоминидной триады как системы специфических биологических свойств человека.
Общественно-историческая трудовая деятельность формировавшихся людей (коллективный труд) как фактор преобразования окружающей среды в интересах общества и преобразующий самого человека. Изготовление и использование искусственных орудий труда как явление, обусловившее выделение человека из животного мира и его социально-биологическую эволюцию (антропосоциогенез): в биологическом плане – формирование гоминидной триады (прямохождение, свободная от ходьбы рука, дифференциация функций больших полушарий головного мозга); в социальном плане – становление общества и человека как социального существа с присущими ему социальными свойствами и функциями. Этапы эволюции: архантроп, палеоантроп (неандерталец), неоантроп; в рамках этих этапов – становление и эволюция языка и абстрактного мышления как социальных свойств человека: от коммуникации неинтенциональной (животное) к коммуникации интенциональной (собственно человеческой), от звука-стимулятора (животные) к звуку-регулятору (ситуативно ограниченному общению побудительного типа на базе практического и наглядно-образного мышления: архантроп, палеоантроп) и звуку-знаку (слову-названию, обеспечившему передачу информации о предметах и явлениях, удаленных во времени и пространстве на рубеже «палеоантроп – неоантроп»); общение типа «звук-знак» и становление основ абстрактного (понятийного) мышления; от речи нечленораздельной к речи членораздельной (с эпохи палеоантропа). Вопрос о роли кинетической («ручной») речи в процессе эволюции звукового языка.
Стадии языкового развития ребенка в онтогенезе и этапы развития языка и мышления человека в филогенезе.
7.
Развитие языка.
Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения.
Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Внешние законы как тенденции изменений в языке, обусловливаемые воздействием на него экстралингвистических (социальных) факторов. Ограниченность действия внешних законов определенными конкретно-историческими условиями общественной жизни. Внутренние законы развития как тенденции изменений во внутриструктурной организации языковой системы, вызываемые действием собственно лингвистических причин.
Внутренние законы общие и частные. Общие (универсальные) – законы, свойственные всем языкам и обусловливаемые свойствами языка как орудия общения (устойчивость языковой системы и постепенность ее изменения; закон антиномий; тенденция к экономии языковых средств; давление системы и др.). Панхронический характер общих законов. Частные законы – тенденции, проявляющиеся в одном языке или в группе родственных языков в виде конкретных изменений в структуре уровней языковой системы (звуковые изменения, перестройки в системах склонения и спряжения, изменения состава лексико-семантических групп и т.п.).
Прогресс (развитие) и эволюция в языке как результат действия в нем внешних и внутренних законов.
Вопрос о влиянии на развитие языка биологического фактора.
8.
Развитие языка. Язык как конкретно-историческое явление.
Основные формы языковой экзистенции, обусловливаемые действием социальных факторов.
Язык: формы существования, общественные функции, процессы диалектной/ языковой дифференциации и интеграции в их обусловленности формами общественной жизни на различных этапах развития социума – в условиях первобытнообщинного строя, феодальной и капиталистической формаций. Этноязыковое состояние эпохи глобализации. Языки межэтнического общения (макропосредники) и международные языки. Глобализация и перспективы развития языков мира.
Социальная дифференциация языка.
Языковая ситуация как функциональная общность языков и форм существования языка, обслуживающих социум.
Контакты языков. Социолингвистический аспект изучения языковых контактов – под углом зрения обусловливающих их социальных факторов. Маргинальное и внутрирегиональное контактирование. Разновидности языковых контактов, определяемые их характером и результатами.
Объективный характер законов языкового развития. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Вопрос о возможности сознательного прогнозирования и регулирования языковых процессов. Роль выдающихся представителей общественной мысли, науки, литературы, искусства в становлении национальных литературных языков. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.