Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
В ходе психологического просвещения педагогов, администрацию дошкольных образовательных организаций и родителей(законных представителей) в ходе консультирования, педагогических советов знакомят с основными условиями психического развития ребенка, с факторами, препятствующими развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи, с особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Разрабатываются и реализовываются программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с воспитанниками, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психологическое просвещение в педагогическом коллективе направлено на создание условий для профессионального саморазвития педагогов и повышения профессиональной компетентности в системе методической работы ДОО, связанной с развитием личностных компетенций педагога (рефлексивной, коммуникативной компетенций, потребности в саморазвитии и др.) через систему семинаров, тренинговых и практических занятий. Примерная тематика: - Психолого-педагогическое сопровождение игры как ведущей деятельности дошкольников - Психолого-педагогические основы и методы организации взаимодействия и общения участников образовательного процесса и их роль в социально-коммуникативном развитии ребенка. - Семья и ее роль в воспитании личности ребенка. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями.
- Предметная развивающая образовательная среда детского сада: требования и принципы организации. - Понятие культурных практик как сквозных видов деятельности нового стандарта и их роли в развитии инициативного поведения детей. - Содержание, методы и условия осуществления культурных практик как сквозных видов деятельности нового стандарта: игровой, продуктивной творческой и познавательно-исследовательской. Сущность, функции, характеристики и модели партнерского взаимодействия взрослых с детьми дошкольного возраста при реализации культурных практик. - Различные виды игровой деятельности дошкольников и методы их психолого-педагогического сопровождения и организации со стороны взрослых. - Изучение и практическое освоение педагогами психолого-педагогических закономерностей, возрастных особенностей, лежащих в основе системно-деятельностного подхода к обучению (теоретических положений концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Психолого-педагогические основы и методы организация взаимодействия и общения участников образовательного процесса и их роль в социально-коммуникативном развитии ребенка. - Коммуникация, взаимодействие и общение как психологический и педагогический феномен. - Психологические механизмы возникновения моральных чувств, представлений и поведения ребенка в дошкольном возрасте. - Психологический конфликт у дошкольников - Роль взрослого в пространстве детского взаимодействия и методы ее реализации. - Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений и взаимодействия со сверстниками у дошкольников. - Переход в школу: решение проблем преемственности образовательных программ, проблем перехода и адаптации выпускников детского сада в начальной школе. - Социально-психологический подход в изучении взаимодействия детей и отношений в детской группе.
Психопрофилактика В этом разделе планируется профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях. Используются превентивные методы работы с воспитанниками «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства) Субъектам образовательного процесса разъясняется необходимость применения здоровьесберегающих образовательных технологий, даются рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе, по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательное учреждение и др.), планируется и организуется работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников. Выявляются причины возникновения «профессионального выгорания» и используются методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива. С педагогическим коллективом проводятся занятия по следующим темам: «Психологическое здоровье педагога как необходимое условие психологического здоровья детей», «Саморегуляция эмоциональных состояний», «Как не сгореть на работе» и т.п.
Литература: · Асмолов А.Г. Интервью журналу «Управление ДОУ»//Управление ДОУ № 10, 2013 · Асмолов: в дошкольном образовании экзамены исключены/ http://ria.ru/society/20130301/925353566.html · Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
· Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдения за развитием детей в дошкольных группах. Пособие для дошкольных педагогов и психологов М., 2002 · Материалы Всероссийского съезда дошкольных работников http://www.bookunion.ru./news/congress.html · Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384); · Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС · Солдаткина Л. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии// http://festival.1september.ru/articles/605073/ · Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» Приложения Приложение 1 ( Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. Наблюдения за развитием детей в дошкольных группах. Пособие для дошкольных педагогов и психологов М., 2002) Таблица 1 Творческая инициатива
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|