Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

В ходе психологического просвещения педагогов, администрацию дошкольных образовательных организаций и родителей(законных представителей) в ходе консультирования, педагогических советов знакомят с основными условиями психического развития ребенка, с факторами, препятствующими развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи,  с особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Разрабатываются и реализовываются программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с воспитанниками, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Психологическое просвещение в педагогическом коллективе направлено на создание условий для профессионального саморазвития педагогов и повышения профессиональной компетентности в системе методической работы ДОО, связанной с развитием личностных компетенций педагога (рефлексивной, коммуникативной компетенций, потребности в саморазвитии и др.) через систему семинаров, тренинговых и практических занятий.

Примерная тематика:

- Психолого-педагогическое сопровождение игры как ведущей деятельности дошкольников

- Психолого-педагогические основы и методы организации взаимодействия и общения участников образовательного процесса и их роль в социально-коммуникативном развитии ребенка.

- Семья и ее роль в воспитании личности ребенка. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями.

- Предметная развивающая образовательная среда детского сада: требования и принципы организации.

- Понятие культурных практик как сквозных видов деятельности нового стандарта и их роли в развитии инициативного поведения детей.

- Содержание, методы и условия осуществления культурных практик как сквозных видов деятельности нового стандарта: игровой, продуктивной творческой и познавательно-исследовательской. Сущность, функции, характеристики и модели партнерского взаимодействия взрослых с детьми дошкольного возраста при реализации культурных практик.

- Различные виды игровой деятельности дошкольников и методы их психолого-педагогического сопровождения и организации со стороны взрослых.

- Изучение и практическое освоение педагогами психолого-педагогических закономерностей, возрастных особенностей, лежащих в основе системно-деятельностного подхода к обучению (теоретических положений концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Психолого-педагогические основы и методы организация взаимодействия и общения участников образовательного процесса и их роль в социально-коммуникативном развитии ребенка.

- Коммуникация, взаимодействие и общение как психологический и педагогический феномен.

- Психологические механизмы возникновения моральных чувств, представлений и поведения ребенка в дошкольном возрасте.

- Психологический конфликт у дошкольников

- Роль взрослого в пространстве детского взаимодействия и методы ее реализации.

- Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений и взаимодействия со сверстниками у дошкольников.

- Переход в школу: решение проблем преемственности образовательных программ, проблем перехода и адаптации выпускников детского сада в начальной школе.

- Социально-психологический подход в изучении взаимодействия детей и отношений в детской группе.

 

Психопрофилактика

В этом разделе планируется профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях. Используются превентивные методы работы с воспитанниками «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства)

     Субъектам образовательного процесса разъясняется необходимость применения здоровьесберегающих образовательных технологий, даются рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе, по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательное учреждение и др.), планируется и организуется работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников. Выявляются причины возникновения «профессионального выгорания» и используются методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива.   С педагогическим коллективом проводятся занятия по следующим темам: «Психологическое здоровье педагога как необходимое условие психологического здоровья детей», «Саморегуляция эмоциональных состояний», «Как не сгореть на работе» и т.п.

 

Литература:

· Асмолов А.Г. Интервью журналу «Управление ДОУ»//Управление ДОУ № 10, 2013

· Асмолов: в дошкольном образовании экзамены исключены/ http://ria.ru/society/20130301/925353566.html

· Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

· Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдения за развитием детей в дошкольных группах. Пособие для дошкольных педагогов и психологов М., 2002

· Материалы Всероссийского съезда дошкольных работников http://www.bookunion.ru./news/congress.html

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

· Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС

· Солдаткина Л. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии// http://festival.1september.ru/articles/605073/

· Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Приложения

Приложение 1

( Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. Наблюдения за развитием детей в дошкольных группах. Пособие для дошкольных педагогов и психологов М., 2002)

Таблица 1

Творческая инициатива

1 уровень: 2 уровень: 3 уровень:
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.   Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я -шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно • используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).   Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку "под замысел"; комбини­рует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки  Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте(словесном -история, предметном -макет, сюжетный рисунок).

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...