Критерии оценки организованной образовательной деятельности
(разработаны Л.Н.Прохоровой, к.п.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образовании ВИРО) | |||||
показатель | Низкий уровень | Достаточный уровень | Оптимальный уровень | ||
Психологи-ческий климат | Общение в группе постоянно осуществляется как однонаправленная передача информации от воспитателя к детям в информационной форме | Общение в основном направлено от воспитателя к детям; Дети изредка задают вопросы воспитателю и комментируют высказывания друг друга | Воспитатель обычно переадресует комментарии детей другим детям, которые часто обращаются друг к другу | ||
Воспитатель требует формального воспроизведения правильного ответа | Воспитатель допускает некоторое разнообразие в ответах | Воспитатель поощряет широкое разнообразие ответов на вопрос | |||
Дети либо участвуют во фронтальной работе всей группы, либо выполняют задания индивидуально под руководством воспитателя | Дети иногда работают в парах или в малых группах | Дети часто работают в парах и группах разного состава | |||
Организация учебного пространства не меняется в зависимости от форм и видов организованной деятельности | Воспитатель иногда организует учебное пространство в соответствии с формами и видами деятельности | Воспитатель обычно организует учебное пространство в соответствии с формами и видами деятельности | |||
Работы детей демонстрируются лишь в редких случаях | Работы детей демонстрируются время от времени | Работы детей занимают видное место в группе и используются при обучении | |||
Постановка детей в субъектную позицию | Воспитатель занимает доминирующую позицию, дети находятся в позиции объекта | Воспитатель иногда применяет приемы субъект-субъектных взаимодействий с детьми | Воспитатель всегда выстраивает субъект-субъектные взаимодействия | ||
Цели организованной деятельности называются воспитателем, дети не осознают целей своей деятельности | Цели организованной деятельности выдвигает воспитатель, дети частично участвуют в обсуждении ближайших и перспективных целей своей деятельности | Дети участвуют в выдвижении (или обсуждении) ближайших и перспективных целей своей деятельности совместно с воспитателем | |||
Метод решения проблемы предложен воспитателем | Способ решения проблемы предложен воспитателем, дети осознанно и осмысленно решают проблемы под руководством воспитателя | Способ решения проблемы выбран или предложен детьми самостоятельно, при тактичном руководстве со стороны воспитателя | |||
Дети действуют преимущественно по инструкции, данной педагогом | Дети действуют по инструкции, данной педагогом, иногда самостоятельно | Дети действуют преимущественно на основе самостоятельно принятого решения | |||
Планирова-ние и организация педагогического процесса
| Воспитатель редко использует приемы создания мотивации | Воспитатель время от времени использует приемы создания мотивации | Воспитатель строит обучение на основе создания мотивации | ||
Тематика содержания организованной деятельности не связана с другими видами деятельности | Тематика содержания частично связана с другими видами организованной деятельности, но мало связана с самостоятельной деятельностью и игрой | Интегрированный подход в организации педагогического процесса, все виды организованной деятельности связаны с игрой и находят отражение в самостоятельной деятельности | |||
Содержание организованной деятельности не находит отражения в оформлении группы и центрах развития | Содержание организованной деятельности частично находит отражение в оформлении группы и некоторых центрах развития | Содержание организованной деятельности находит отражения и продолжение в оформлении группы и центрах развития | |||
Задания детям сосредоточены на передаче содержания и в них придается особое значение формальной стороне | Задания сосредоточены на передаче содержания, но они также побуждают к размышлениям и личностному отклику | Задания предназначены для того, чтобы помочь детям лучше понять изучаемый материал и поддержать их интерес к его дальнейшему изучению | |||
Тематика и содержание организованной деятельности не находит отражения во взаимодействии с семьями воспитанников | Тематика и содержание организованной деятельности иногда (частично) находит отражение во взаимодействии с семьями воспитанников | Воспитатель осуществляет взаимодействие с семьями детей по реализации программы: тематика и содержание организованной деятельности находит отражение во взаимодействии с семьями | |||
Характер вопросов | Воспитатель в основном задает вопросы на запоминание и обращает внимание на формальную правильность ответа | Воспитатель в процессе организованной деятельности иногда начинает задавать вопросы на понимание | Воспитатель задает вопросы всех уровней, большинство из которых - открытые вопросы и вопросы проблемного характера | ||
Умение держать паузу | Воспитатель редко дает детям, неспособным ответить сразу, время подумать над ответом | Воспитатель иногда дает детям, неспособным ответить сразу, время подумать над ответом | Воспитатель всегда дает детям, неспособным ответить сразу, время подумать над ответом | ||
Методы оценки | Воспитатель оценивает знания детей, используя однообразные приемы поощрения | Воспитатель иногда разнообразит методы оценки действий и успехов детей | Воспитатель регулярно использует разнообразные методы поощрения детей | ||
Личностные и профессиональные качества | Воспитатель не способен обдуманно строить обучение, выбирать соответствующие приемы и методы, он не пытается установить обратную связь с детьми и коллегами | Воспитатель строит обучение и выбирает приемы и методы однобоко, исходя лишь из одной из возможных точек зрения; использует лишь некоторые приемы рефлексии, основанные на откликах детей и коллег | Воспитатель строит обучение осознанно и разнообразно, выбирает приемы и методы, исходя из многих возможных точек зрения; всячески поощряет детей и коллег на отклики и учитывает их мнение в дальнейшей работе | ||
Общая оценка | Воспитатель имеет слабое представление или совсем не разбирается в психологии, принципах и методах развития познавательных способностей детей, не реализует ФГОС | Воспитатель хорошо понимает психологию, принципы и методы развития познавательных способностей детей и начинает применять их в процессе обучения, частично реализует ФГОС | Воспитатель последовательно и эффективно реализует основные положения ФГОС, проявляет психологическую компетентность, умело реализует большинство принципов и методов развития познавательных способностей и творческого мышления в процессе обучения |
В качестве приложения к методическим рекомендациям разработаны системы психолого-педагогического сопровождения по наиболее значимым проблемам дошкольного образования, среди которых:
|
|
|
|
1. Программа психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ДО - Никитина О.Н., методист по дошкольному образованию управления образования администрации Кольчугинского района; Титова С.В. - педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №1 «Радость» г. Кольчугино.
2. Психолого-педагогическое сопровождение поддержки и развития детской инициативы в условиях введения ФГОС ДО - Клюшникова Елена Анатольевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГКОУ ВО «Владимирский детский дом им.К.Либкнехта».
3. Система психолого-педагогического сопровождения обеспечения эмоционального благополучия дошкольников - Ольга Евгеньевна Девятова, педагог-психолог высшей квалификационной категории, Семенова Елена Владимировна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 5» ЗАТО г. Радужный.
4. Система психолого-педагогического сопровождения детей с ярко выраженными способностями в условиях введения ФГОС дошкольного образования - Сибиричева Наталья Владимировна, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МБДОУ «Детский сад № 15» г. Кольчугино.
|
|
5. Мастер-класс для родителей «Дарите детям свою любовь!» - презентация и текст выступления Евграфова Елена Алексеевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» г.Кольчугино.
6. Система психолого-педагогического сопровождения сотрудничества ДОО с родителями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО - Садертинова Л.В., старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 16» г.Кольчугино.
7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (детей с ОВЗ) - Рыбина Наталья Владимировна, заведующая, Душина Екатерина Юрьевна, старший воспитатель, Коссаковская Наталья Николаевна, педагог-психолог, Маркова Надежда Александровна, учитель- логопед МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 40» г. Гусь-Хрустальный.
8. Семинар-практикум «Организация образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» - Деловая игра «Интеллектуальное кафе» - Максимова Анна Евгеньевна - старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 26 комбинированного вида" о. Муром, д еловая игра «Планета маленькой Розы»- Лифанова Светлана Владимировна, учитель-дефектолог ДООЦ г. Муром.
9. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС дошкольного образования - Крюкова О.В., педагог – психолог МДОУ детский сад №4 п.Ставрово Собинский район, Менщикова Л.Н. -методист кафедры дошкольного образования ВИРО имени Л. И. Новиковой г. Владимир.
10. Перспективное планирование по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в ДОО - Зотова Т.В., воспитатель МБДОУ детский сад № 4 «Колосок» п. Ставрово Собинский район.
11. Психологическое здоровье дошкольников (памятка для педагогов), методические рекомендации по созданию психологического комфорта в группах детского сада - Васина Т.В. педагог-психолог МБДОУ г.Владимира «ЦРР детский сад №127».
12. Развитие волевых качеств дошкольника - Шарун А.Н., педагог-психолог МБДОУ г.Владимира «ЦРР детский сад №127».
Все материалы с приложениями размещены на сайтах ГАО УДПО Владимирской области «Владимирский институт развития образования им Л.И. Новиковой» http://www.viro33.ru/ и ГБУВО «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» http://familycenter33.ru
|
|
Т.А.Панкратова
42 10 72
[1] Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
[2] Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО
[3] Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО
|
|