О психике малой группы людей
Как мы могли заметить, люди, принадлежащие к разным системам общества, в частности, к разным профессиональным группам, неодинаково «квантуют» окрестный мир на различимые существенные явления, события: разное замечают, ценят. И если при этом очи, сами юго не замечая, недостаточно хорошо осоч-нают, например, социальный или природный, или технический, или эстетический, или метрический и т п аспекты окружающего, это ставит задачи их компенсаторной информационной поддержки. Последнее важно для взаимного понимания, профилактики непродуктивных конфликтов: ведь часто те или иные совместные работы имеют междисциплинарный характер и должны выполняться группами из разнопрофильных специалистов; например, при проектировании пусть коровника или пульта управления энергосистемой должны участвовать не только инженеры-проектировщики, но и животноводы или электрики, экономисты, дизайнеры, специалисты по психологии операторского труда; и важно, чтобы в группе складывалось взаимопонимание. Каждый человек одновременно включен в многие общественные системы – он представитель народа, нации, его так или иначе «цепляют» процессы экономики, политики, государственного управления, развития культуры, образования, производства, обороны страны и внутренней безопасности, семейно-бытового уклада. И суперсистемы указанного рода не могут не влиять на психическую регуляцию его поведения. Правда, вся сложная система систем общества касается определенного человека обычно не непосредственно, а через диалектику контактов с людьми, через повседневные события, протекающие в так называемой малой группе – в своем кругу. Хотя физическим носителем психики является отдельный человек с его нервной системой, мозгом, его не следует понимать по аналогии, скажем, с компьютерной дискетой (как носителем информации). Лежит ли дискета одна или в коробке с другими, она остается неизменной. А активность человека даже в случайной и временной группе (например, в очереди за билетом, в кинозале и пр.) закономерно отличается от той, которая складывается в удалении от людей. Если же речь идет об организованной группе или собравшейся большой толпе, то эти множества людей могут при некоторых условиях функционировать как групповые субъекты, отличающиеся по направленности и содержанию переживаний от того, что типично для отдельных людей. Группа – это нечто большее, чем простая сумма индивидов.
Возможно, по опыту общения с подростками вы замечали, что каждый «тет-а-тет» вполне поддается здравым увещеваниям, а собравшись вместе, они вдруг превращаются в каких-нибудь «разведчиков» или в ватагу с непредсказуемым поведением. Взрослые тоже меняются на людях: иначе протекают переживания, возникает иной ход мыслей, изменяется поведение; иначе оформляется внешность. Диалектику этого рода явлений подметила и народная мудрость: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», «Не место человека красит, а человек место», «На миру и смерть красна», «В людях Илья, а дома – свинья», «На Руси не все караси, есть и ерши». Упражнение. Приведите примеры внутригрупповых процессов, по сути подобные тем, которые вы сможете выделить в приводимом условном описании: «... в купе поезда. Ушли провожающие,... и начинается дорожная жизнь. Начинается она с установления отношений между пассажирами. Почти всегда найдется человек, который возьмет на себя функцию лидера. Он станет инициатором какого-либо развлечения (... от партии в шахматы до предсказания исходов спортивных состязаний). Другой выступит в роли рассказчика забавных историй. Третий окажется объектом насмешки со стороны четвертого за явно выраженную грусть от разлуки, а этот четвертый молчаливо (или не молчаливо порицается кем-либо за шумливость... словом, роли распределились, линии отношений наметились – группа возникла. И как ни кратковременно ее существование, на этот период именно она во многом определит настроение людей, эмоциональную атмосферу, в которой они будут жить. Для одних поездка окажется легкой и приятной, для других – утомительной... невыносимой...»1.
Несмотря на разнообразие «устройства» и динамики межлюдских отношений в малых группах (в которых люди контактируют лицом к лицу), полезно составить представление о некоторых типичных особенностях этих общностей (это могут быть производственные бригады, учебные группы, предпринимательские «творения» – фирмы, подразделения предприятий, антиобщественные объединения – шайки, банды и пр.). В любой группе обычно можно различить как бы два слоя распределения ролей, характеризующих структуру группы: заданные (официальные, предписанные, формальные) и фактические (теневые, неофициальные, неформальные) роли. Для краткости обычно говорят о формальной и неформальной структурах группы. Например, для выполнения монтажных работ набрали бригаду, состоящую из машиниста крана, стропальщика, сварщиков, слесарей-сборщиков; назначили бригадира. Формальная структура группы записана на бумаге. Но на деле в группе могут обнаружиться «[енераторы напряженности» (в просторечии – бузотеры), в противовес выделятся миротворцы – люди с наиболее конструктивным складом ума, от которых дельные предложения поступают даже чаще, чем от бригадира. В результате группа сильно ориентируется на авторитетного для них члена бригады, который в ее структуре занимает положение (статус) неформального руководителя (лидера). В ходе контактов членов группы возникают отношения симпатии или антипатии, сходства или противоположности интересов; кто-то из членов группы может оказаться неприятным для многих или вообще отвергаемым, кто-то – предметом восхищения, «звездой» и т.п. Поскольку в группе неизбежны отношения ответственной зависимости, возникают и феномены власти, подчинения или неповиновения, следования складывающимся групповым нормам морали, поведения или борьбы с ними.
Хорошая малая группа, сложившись, занята не только собственно работой, но и, возможно, совместным отдыхом, участием в общественных мероприятиях. В разные периоды жизни группы лидерство могут осуществлять разные ее члены (один – хороший затейник, другой – лучше других ориентируется в законах, третий – с актерскими способностями, четвертый – непревзойденный балагур, тамада и пр.). Члены группы, в том числе и официальный руководитель (в служебной обстановке он может быть и признанным неформальным лидером), учитывая это, должны не только хорошо проводить мысленную грань между официальными и неофициальными ситуациями общения, но и четко представлять область действия своих «лидерских чар». На работе формальный лидер отдает распоряжения, а при неформальной встрече он может подать подчиненному стул или пальто, не опасаясь, что тот завтра на работе займет по отношению к нему панибратскую позицию хама. Группы, как и люди, уникальны, и всякий раз надо разбираться в особенностях внутригрупповой ситуации (ставить своего рода диагноз). Наиболее общие структурные характеристики малых групп таковы: наличие формальных и неформальных лидеров, актива, ведомых, относительно пассивных, потенциальной оппозиции лидерам, отверженных или «звезд». Упражнение. Как известно, воспитанниками А.С. Макаренко (бывшими правонарушителями) и им самим выделялись в разновозрастной среде трудовой колонии следующие типы людей: 1) выбранные на три–шесть месяцев командиры отрядов, 2) актив (люди, хорошо относящиеся к задачам учреждения, принимающие участие в работе органов самоуправления), 3) «гниющий» актив (часть актива, к которой предъявляются пониженные требования и которая получила незаслуженные привилегии), 4) резерв актива («подрастающие пацаны, действительная смена, уже и теперь часто показывающая зубы хороших организаторов»), 5) «болото» (пока ничем себя не проявившие; это состояние временное), 6) «шпана» (те немногие, за которыми группа установила наличие «бьющего в глаза порока», – обжоры, лодыри, болтуны и пр.). «Примерьте» эту классификацию к какой-либо известной вам группе, уточните для вашего конкретного случая и постройте вместо нее более истинную для вашего случая (т.е. попытайтесь поставить «диагноз» устройства выбранной для рассмотрения группы). Задание. Какие типичные «персонажи» вы бы выделили в известных вам студенческих группах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|