Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обший обзор некоторых основных проявлений праксиса и гнозиса человека




Праксис – активность людей по оказанию влияния на что-то в среде или в самом субъекте (индивидуальном или групповом); гнозис – познавательные процессы, действия.

Взглянем на человека (или группу) как на технический автомат или черный ящик, у которого есть входы, выходы и некоторое внутреннее устройство, от которого пока отвлечемся.

Прежде всего заметны движения, изменяющие положения нашего тела или внешних предметов в пространстве. Они разнообразны – от чесания затылка или нажатия пусть ядерной кнопки, до движений электросварщика или балерины. Движения могут быть строго дозированы по признакам пространства, времени, усилий.

Устная речь – это тоже, в конечном счете, очень тонкая работа рече-двигательных органов, колеблющих воздух. Далее, нетрудно еще и еще раз убедиться, что, прислушиваясь, присматриваясь, принюхиваясь, оценивая вкусовое достоинство пищи, шероховатость или температуру поверхности предметов, мы совершаем движения настройки органов чувств и обслуживания всего процесса познания. В частности, глаз не просто блуждает по окружающему, а как бы ощупывает контуры и детали выделяемых предметов; ему свойственна и некоторая микроритмика движений; а обездвиженный глаз в отличие от фотоаппарата не способен отобразить объект, хотя мы в этом не отдаем себе отчета. Восприятие музыки, речи сопровождается незаметными для нас микродвижениями голосовых связок и т.д. Иначе говоря, движения участвуют и в познании.

Итак, думая о выходах, мы не миновали и входы. Не редкость и то, что за внешне простыми движениями (пусть нажатия кнопки) стоят сложные процессы психической регуляции.

При рассмотрении исполнительной активности (праксиса) человека на первое место часто выступают для нас не сами по себе движения, а такие сложные системные целостности, которые и поведением-то назвать можно с большой натяжкой; иногда хочется сказать: деяния, стратегии или даже образ жизни как, скажем, «уход за молодняком молочного стада», «борьба за очистку сточных вод», «сборка гидротурбин», «доведение товаров до потребителя», «концертное выступление», «улыбка», «поступок», «разработка программ для компьютера», «ведение хозяйственной документации». Для ориентировки в разнообразии возможных выходов и входных процессов, характеризующих человека, группу людей, построим хотя бы очень приблизительные их классификации.

Можно основать классификацию на признаках результата деятельности, изделия, творения (это полезно каждому для обоснования самоуважения в связи с ответами на такие, например, вопросы: «А я что произвожу?» или «Делателем чего меня следует считать?»).

Можно выделить такие более или менее различимые таксоны (подразделения) классификации.

• Создание относительно устойчивых целостностей, существующих: а) во внутреннем мире людей (учитель делает отношение учеников к учению, их знания о природе; черный маг или политик – некоторые представления в сознании людей); б) в мире культуры (архитектор делает проект жилого дома, предприимчивый кондитер – какой-нибудь «сникерс», инженер – более удобную модель машины); в) в мире, подчиненном в основном законам природы (сделали водохранилище; вывели новый сорт пшеницы, и хотя это явления культуры, они сильно «повязаны» законами природы).

• Создание процессуальных целостностей, временных полезных эффектов (артист эстрады или культорганизатор в санатории создают хорошее настроение у людей; дирижер хора или оркестра – звучание; оператор энергоблока электростанции – электроток определенной стандартной частоты заданного напряжения и т.п.).

• Создание информационных продуктов (оперативной осведомленности людей в незнакомой им обстановке, книг, статей и других материалов по вопросам природы, общества и человека).

Упражнение.

Представьте изложенную выше группировку результатов в виде прямоугольной таблицы (три основных столбца на три пересекающие их строки). Приведите свои примеры. Хорошо, если вы улучшите эту или построите другую классификацию.

Интересующую нас группировку можно построить на признаках процесса активности (Какие действия человек выполняет?).

Люди могут выполнять: а) социальные действия (установить, поддерживать или прервать контакт с человеком, группой; выразить свое отношение; предложить, принять или отвергнуть помощь, убедить, поручить, приказать, посоветовать, сплотить людей для дела и т.д.; всему этому приходится специально учить себя); б) логические и имажинитивные (от лат. imago – образ, подобие, воображаемое) действия (преобразовать мысленные представления об объектах, идеи; расчленить или соединить их в уме, сравнить, сделать вывод, дать оценку, отбросить предвзятое мнение, придумать новую комбинацию мыслимых объектов); в) мнемические (от греч. корня mnem, указывающего на память) – выделить в своем сознании и удержать для будущего идеи, представления; узнать ранее встречавшийся объект или преднамеренно воспроизвести его образ в сознании без внешней поддержки); г) действия по выделению, субъективному структурированию объектов в воспринимаемой среде (что-то заметить, выделить, опознать, различить, сосредоточиться, отвлечься, переключиться на другое) – это действия внимания и восприятия (аттенционные и перцептивные); д) двигательные действия (переместить, ударить, нажать, прыгнуть, уменьшить крен самолета, бросить мяч).

В описанных явлениях трудно разграничить практические эффекты (выходы) и познавательное их обеспечение (входы) или, наоборот, познавательные эффекты и их двигательное обеспечение. Скажем, логические или мнемические действия, будучи познавательными, меняют ориентированность человека среде, т.е. приводят к изменениям в самом субъекте; не случайно, например, говорят о практике исследовательской (познавательной) работы. Праксис невозможен без гнозиса, и наоборот.

Упражнение.

Постройте на основе жизненного опыта мысленные образы-примеры, иллюстрирующие каждый из пунктов приведенного выше перечня разновидностей действий. Ценно, если вы дополните или перестроите приведенную классификацию.

Задания.

1. В каких из перечисленных ниже пунктов описаны показатели, по которым человек, по вашему мнению, превосходит машину (технический автомат), и в каких – машина человека: а) выполнение однообразных очень точных операций в течение длительного времени; б) обнаружение очень слабых полезных сигналов; в) обнаружение сигналов при высоком уровне шумов (помех); г) учет прошлого опыта и изменение в соответствии с ним способов действия; д) нечувствительность к многим посторонним воздействиям; е) плавное и точное приложение больших физических усилий; ж) опознавание образов; з) нахождение новых решений задач, проблем; и) нахождение правильных решений при неполных сведениях о событиях; к) выполнение сложных вычислений с большой точностью и быстротой; л) работа при высоких и низких температурах, в разных химических средах; м) выполнение операций в непредвиденных обстоятельствах; н) способность продолжать действия в условиях перегрузок.

2. Прокомментируйте приводимые ниже отрывки диалога из книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» с точки зрения проявлений в нем гнозиса и праксиса:

«В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал:... Вот ищу, ищу, тут такое дело большое: босяков этих самых развелось, мальчишек – по улице пройти нельзя, и по квартирам лазят.. Ну? – А что «ну»9 – Да вот это самое» никто не хочет, кому ни говорю, – руками и ногами, зарежут, говорят. Вам бы это кабинетик, книжечки... Очки вон надел... Я рассмеялся: – Смотрите, уже и очки помешали! – Я ж и говорю, вам бы все читать, а если вам живого человека дают, так вы, это самое, зарежет меня живой человек. Интеллигенты! – Вот послушайте... Ведь и до революции с этими босяками справлялись... – Это не то, знаешь... – Правильно. Значит, нужно нового человека по-новому делать... А никто не знает – как – И гы не знаешь? – И я не знаю. – А вот у меня это самое... есть такие в губнаробразе, которые знают.. – А за дело браться не хотят. – Не хотят, сволочи, это ты верно... Все равно всем учиться нужно. И ты будешь учиться. Это хорошо, что ты в глаза сказал, не знаю. –Ну, добре, сказал я...– Вот это молодец! – сказал завгубнаробразом. – Действуй1 Дело святое!».

О чувствах и потребностях

В предыдущих главах мы редко вспоминали о том, что соответствует словам радость, печаль, гнев, страх, удивление, сомнение, уверенность, симпатия, антипатия, усталость, бодрость, презрение, восхищение, – речь идет о чувствах, эмоциональных переживаниях

Мы мало уделяли внимания человеку и со стороны того, в чем он испытывает нужду: потребностей, потребностных состояний, неразрывно связанных с чувствами, эмоциями (скажем, симпатия – это и подъем чувств по отношению к человеку, и выражение потребности быть рядышком).

Словесное определение чувств мало что сообщает; чтобы дать человеку о них представление, надо найти способ вызвать у него соответствующие переживания (дать почувствовать...). Припомнить чувство – это значит его заново пережить; в ином случае происходит не припоминание самих чувств, а обозначающих их слов (впрочем, слова-названия влекут из памяти и представления и хотя бы слабые тени чувств). Положимся здесь на жизненный и общеязыковой опыт.

Чувства выступают в функции интегральных показателей, сигналов благополучия или неблагополучия чего-то для человека. А именно раньше, чем человек рассудит «что и как», переживание приятного или неприятного, спокойствия или тревоги, уверенности или сомнения как бы подсказывает ему некую вероятность блага или вреда. В этом смысле чувства отображают некоторые особенности отношения субъекта и среды, дают своего рода образы субъектно-средовых отношений. Эта система отображения совершенствуется с опытом. Возможно, вам приходилось замечать, что чувства реже обманывают опытного человека, чем новичка. Как вы догадались, чувства составляют важную часть того таинственного личного качества, которое именуют интуицией. В частности, интуиция профессионала – это не дар, а естественное следствие многотрудных столкновений с разнообразными задачами в определенной области.

Чувства сопровождают наш праксис и гнозис, хотя это не всегда сознается. При взгляде на окружность и треугольник нам труднее оценить, какой из этих хорошо различимых объектов приятнее, чем в случае, если нам попадет (шибанет) в нос «дух» тухлого окуня или тухлой щуки; тут на первом месте осознаются не тонкости ароматических различий, а острое переживание: «это противно!».

Эмоциональное сопровождение непосредственного познания (отображения в сознании отдельных прикосновений, запахов, звуков, цветов, болевых воздействий) давно называют аффективным тоном ощущений (от лат. affektus – душевное волнение, страсть). Но аффективный тон сопровождает и более сложные (в конечном счете все) формы познания и практической активности. В этих случаях часто употребляют термин «чувства» (интеллектуальные чувства как, скажем, переживание сомнения, уверенности; моральные чувства, эстетические, праксические, если речь идет соответственно о включенности человека в совершение поступков, восприятие художественных образов, какую-либо практику).

Эмоциональные переживания группируют, в частности, и по их длительности, нечетко выделяя относительно краткие эмоциональные реакции (минуты), эмоциональные состояния (часы, дни), эмоциональные отношения (годы, вся жизнь). Примерами отношений (это одновременно и черты характера) могут быть патриотизм, трудолюбие, человеколюбие, скромность. Эмоциональные отношения не демонстративны внешне, но глубоко укоренены в психическом складе человека.

Примеры состояний – удовлетворенность жизнью, тоска, бодрость, усталость. Состояния более демонстративны, чем отношения, и возникают на стыке сложившегося отношения и определенной жизненной ситуации (тоска из-за разлуки; бодрость как следствие сносного здоровья и оптимистического отношения к будущему, усталость после отдачи сил). Эмоциональные реакции – наиболее демонстративные, иногда бурные проявления чувств; они также зависят от ситуации и сложившихся эмоциональных отношений. Скажем, факт воровства глубоко возмутит, выведет из себя одного человека, а другого восхитит – «ловко обтяпал и не попался!», третьего оставит равнодушным – «сроду так было, никуда не денешься: диалектика».

Потребность включает:

а) переживание человеком напряжения, беспокойства;

б) более или менее ясное представление его о своем желаемом состоянии;

в) некоторые представления о видах активности, предметах, посредством которых может быть улучшено актуальное переживание и достигнуто желаемое состояние.

Потребности варьируют в зависимости от множества факторов – общественного положения, профессиональной, национальной, микрогрупповой принадлежности, уровня и стиля полученного

воспитания, образования, привычного семейного уклада, от пола, возраста, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, состояния здоровья человека. Например, один тяготится без частых контактов с людьми, у него обострена потребность в общении, желание побыть на людях, поговорить. Другого как раз тяготят частые контакты, шумная компания; ему важно побыть одному, иначе он быстро утомляется. С точки зрения профессиональной пригодности, разные варианты могут быть равно благоприятны (скажем, склонность к риску – это внутренняя помеха для взрывника на геофизических работах и в то же время желательное качество для пожарного при боевой работе).

Изменение потребностей сильно зависит от доступных способов их удовлетворения. Так, потребность в новых сведениях у одного может развиться за счет чтения, у другого – за счет слушания пересудов окружающих, у третьего – в ходе самочинных попыток разобраться в природе вещей. Нет смысла требовать проявления каких-то потребностей; надо доставлять человеку доажные способы удовлетворения имеющихся у него побуждений.

Есть врожденные (природные) и социогенные (прижизненно формирующиеся) потребности. К числу врожденных отнесем такие: влечение к новизне (любопытство), влечение к двигательной активности, влечение к пище, влечение к противоположному полу, влечение самосохранения. Направленность влечений обычно не вполне осознается. При хорошем воспитании они включаются в систему социогенных потребностей, меняя при этом формы своего проявления (съесть не как попало, а чтобы было приготовлено красиво; казалось бы, жиры, белки и углеводы не изменяются от красоты блюда. А вот извольте удовлетворить эстетическую потребность). Включение природных потребностей в системы социогенных называют одухотворением первых.

К группе социогенных отнесем следующие разновидности их: потребности в определенных, излюбленных предметах питания, одежды, условиях быта (материальные потребности). Далее следует подгруппа социальных потребностей: потребность занять достойное место среди людей и реализовать свое к ним отношение; потребность принять моральные нормы, идеалы, образ мыслей определенной общественной группы, избранной в качестве образцовой (эталонной, референтной) для себя; потребность в продуктивной общественно-ценной деятельности, в труде (толочь воду в ступе, оказывается, очень тягостно; и это было наказанием у монахов-иезуитов); потребность создать семью, воспитать детей.

Потребности следующей группы иногда называют духовными: потребность в более или менее самостоятельном упорядочении картины мира, в выработке системы убеждений – мировоззрения; потребность в познании какой-либо специальной области явлений действительности (один ненасытно и бескорыстно интересуется технологией плазменного нанесения жаростойких материалов на металлические поверхности, другой – закулисной жизнью актеров, третий – категорией дательного самостоятельного в грамматике древнерусского языка и т.п. без видимого конца); потребность h творческой, преобразующей, созидательной деятельности в какой-либо специальной области; потребность в восприятии красивого, прекрасного и в эстетическом оформлении среды обитания; потребность в овладении все более высокими уровнями мастерства, продуктивности в своем деле.

Особенность социогенных потребностей – в том, что хотя одной из основ, на которых они возникают, являются врожденные влечения, они в отличие от последних связаны с достаточно полным, ясным осознанием предпочитаемых объектов, действий.

Потребности – побудители поведения, источник активности. Поэтому всегда важен вопрос об их воспитании, самовоспитании.

Упражнение.

Рассмотрите комплект своих потребностей.

Задание.

Отметьте сходство и различие двух знакомых вам людей по признакам их типичных чувств и потребностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...