Непосредственное (чувственное) знание об объекте
Человек оперирует многими и разными знаниями. Можно выделить два их вида, на основе которых происходит принятие решений, регулирование поведения, построение профессионального жизненного пути, управление действиями: • непосредственное, возникающее в ходе взаимодействия объектов с нашими органами чувств; • опосредованное рассуждениями, речью (рассудочное, мысленное). В процессе приобретения опыта знания этих двух видов могут и противоречить один другому, и находиться в согласии, хотя мы часто этого не замечаем или не дооцениваем. Простейший пример: глядя на часовую стрелку, мы не воспринимаем ее движения; как честные очевидцы мы должны были бы сказать, что движения нет, хотя по косвенным данным мы имеем более достоверное знание и утверждаем, что движение есть. Такие не простые отношения между непосредственным и рассудочным знанием значимы, с точки зрения взаимопонимания людей в важных делах; они существенны для оценки любой информации, построения методов обучения. Различают два основных вида непосредственного знания: • сенсорные образы – отображение в голове человека разрозненных признаков объектов. Речь, как помним, идет о признаках, доступных нашим органам чувств. Но некоторые отдельные признаки объектов – производительность труда, сплоченность коллектива – открываются не работой органов чувств, а усилиями мысли (но об этом позднее,); • перцептивные образы, образы восприятия – отражение в сознании целостных, более или менее сложных предметов, явлений опять-таки в той части, в какой они доступны органам чувств; дело в том, что многие реальные целостности восприятию недоступны; их можно только мыслить: вы, например, можете воспринять только внешние проявления, признаки, симптомы породы животного или художественного стиля писателя; сами же эти реальности можно отобразить достаточно полно лишь мысленно, построив некоторую конструкцию, или, как говорят, «конструкт» в своем сознании.
Особо оговоримся, что границы между простотой и сложностью объектов, а, следовательно, и между сенсорным и перцептивным знанием подвижны и зависят не только от объекта, но и от человека (субъекта познания), в частности, от его профессиональной подготовки. Так, например, яблоко, казалось бы, – не слишком сложный объект. Для обычного потребителя оно может выступать с такими простыми отдельными свойствами, как цвет, аромат, твердость, вкус. Чего же еще? Между тем, для профессионала (товароведа, дегустатора) вкус, аромат уже перестают быть отдельными и простыми свойствами. Они выступают, в свою очередь, как сложное предметное целое с многими признаками, например, большей или меньшей однородностью, гармоничностью вкуса, наличием пресных, горьковатых, кислых, кисло-сладких и других привкусов. Цвет яблока для профессионала уже не просто цвет, а сочетание основной и покровной окраски (особенности румянца) с их тонкими и разнообразными оттенками и соотношениями. Твердость – мягкость (консистенция) мякоти яблока имеет для профессионала с десяток характеристик: от плотной до мучнистой и тающей. Следовательно, будет ли объект (материал, машина, рабочие приемы, описание профессии, наблюдаемая живая деятельность профессионала) отражаться в сознании человека в виде сенсорных, перцептивных или мысленных образов (т.е. в виде разрозненных, «клочковатых» признаков или в виде чего-то целостного, связного и даже отвлеченного от несущественных деталей, абстрактного), зависит не только от объекта, но, в частности, и от того, насколько человек (субъект познания, отражения) подготовлен к восприятию и пониманию данной области явлений, предметов, насколько умело руководили его познанием, наблюдением за окружающим, умственным развитием.
Доброкачественное непосредственное знание не возникает автоматически под действием внешних предметов, явлений, раздражителей. Этим познанием надо управлять, а для этого полезно изучать его психологические закономерности. Сенсорные образы, знания называют нередко ощущениями, а перцептивные – восприятием. Однако важно помнить, что термины «ощущение» и «восприятие» скрывают в себе по два смысла каждый: знание о чем-то объективном и процесс постепенного возникновения, изменения этого знания. Если не забывать, о чем идет речь, можно пользоваться любым термином. Поскольку психика есть процесс, то часто и говорят, и пишут о так называемых познавательных процессах, в частности, ощущениях и восприятиях, о чем можно почитать в любом учебнике для высших или средних специальных учебных заведений (например, педагогических). Выше были противопоставлены чувственное и мысленное знание; и не только второе, но и первое может быть основой заблуждений и ошибок. Как же согласовать это с известным положением о том, что ощущения – первый и важнейший источник нашего знания о мире, в том числе, конечно, и любого профессионального знания? Правильные мысленные знания возникают на основе непосредственных знаний, но не тех, которые появляются на первый взгляд, а более широких, разнообразных. Если не «вложить» в голову человека нужные впечатления, образы, непосредственные знания, если он не приобретет их в процессе своей самостоятельной работы, активности, то не появятся ни простые, ни сложные, ни чувственные, ни рациональные (от лат. ratio – разум) знания. Не всякое заметное опытному человеку воздействие на органы чувств и не всякое изменение величины такого воздействия заметно также и новичку, неопытному, нетренированному. Например, мастер взял в руки проволоку, чуть погнул, посмотрел и определил, что это за металл (олово, цинк, алюминий или сталь), а для новичка и олово, и цинк могут быть неразличимы. Также обстоит дело с оценкой на ощупь влажности, толщины и других качеств некоторых материалов, с оценкой на слух тонкостей работы двигателей внутреннего сгорания, с оценкой вкусовых достоинств пищевых продуктов кулинаром, оценкой выразительности гаммы цветов картины, оркестрового звучания и т.д.
Минимальные величины воздействий на органы чувств или величины минимальных изменений этих воздействий, вызывающие едва заметные ощущения (т.е. знание об этих воздействиях или их различиях), называются сенсорными порогами. Если воздействие на орган чувств слабее некоторой (так называемой пороговой) величины для данного человека, то у него нет ощущения, нет знания, хотя воздействие физически (на самом деле) и есть. Измерения сенсорных порогов дают возможность узнать о чувствительности «приемников» нашего организма (органов чувств, связанных с нервными центрами). Чувствительность поддается тренировке. Рассматривая органы чувств как первые источники знаний, обратимся к вопросам психологии наглядности в образовании, самообразовании. В процессе обучения некоторым предметам как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе предпочтительная и иной раз исключительная апелляция к зрению и слуху обучаемых может быть более или менее оправдана. Так обстоит дело в отношении некоторых гуманитарных, общетехнических дисциплин, преподавания общих вопросов специальной технологии во многих случаях. Что же касается практического производственного (в широком смысле) обучения многим специальностям, то здесь большое место должно быть отведено ощущениям и восприятиям не только зрительным и слуховым, но и многим другим. Например, обоняние (нюх) дает профессионально важную информацию не только химику, кулинару, дегустатору, парфюмеру и пр. Столяр по специфическому запаху (наряду со зрительными, слуховыми, кожно-кинестетическими сигналами) судит о виде, сорте, качестве, состоянии древесины, электромонтер – о состоянии оборудования (улавливает, как он выражается, «запах ионизации», запах нагретой или горелой изоляции электропроводов; это ему важно). В специальностях, связанных с работой ручными инструментами (хирургия, микробиология, регулировка, наладка, сборка технологического оборудования, работа с точной измерительной техникой, реставрация художественных ценностей), важную и незаменимую роль играют кинестетические (мышечно-двига-тельные) и кожные ощущения и восприятия, их сложные комплексы, отражающие «мелодии рабочих движений», сопротивление материала обработке, положение и движение орудий и предметов труда, органов управления оборудованием. Зрительный показ обучающим рабочих приемов и аудиовизуальные технические средства в этих случаях создают лишь видимость наглядности, а на деле могут приводить к дезинформации. В ряде случаев для усвоения требуется включение других органов чувств – не зрительных, а кожных, кинестетических, вкусовых, обонятельных ощущений.
Из сказанного следует, что так называемый принцип наглядности при усвоении человеком опыта, знаний (будь то самообучение, обучение других, профессиональное просвещение молодежи или другие формы сообщения информации, включая и стратегию практических трудовых проб, которую рекомендовал еще в XVIII в. В.Н. Татищев для учебного процесса в уральских горнозаводских школах) должен пониматься в широком смысле не как собственно принцип «глядения», а как принцип сенсорно-перцептивных опор в учебном познании. Упражнение. Какие сенсорно-перцептивные знания сопутствуют, по вашему мнению, решению следующих задач: а) агроном по поведению мошкары и цвету заката пытается предвидеть погоду на завтра; б) критик вырабатывает оценку выступления хора; в) организатор торговли оценивает выкладку товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|