Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н. М. Карамзин в истории Русской литературы и культуры. Личность и творчество Карамзина как мера методологического развития Русской литературной науки




Правительство Москвы

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Города Москвы

«Московский государственный областной университет»

Кафедра русской классической литературы

 

 

Т.А. Алпатова

 

Н.М. КАРАМЗИН: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

 

Учебное пособие по спецкурсу

 

 

Москва 2011

 

 


УДК 821.166.1.09 «18»

ББК 84.3(2Рос)4я73

Печатается по решению Редакционно-издательского совета факультета русской филологии МГОУ

 

 

Т.А. Алпатова. Н.М. Карамзин: Проблемы творчества: учебное пособие по спецкурсу. – М.: МГОУ, 2011. – 70 с.

Подготовлено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России», ГК № 14.740.11.0562.

 

Авторский цикл лекций представляет для студентов возможность более глубокого знакомства с творчеством Н.М. Карамзина, литературой о писателе, его произведениями и эпохой. Издание призвано быть дополнением к существующим учебникам и учебным пособиям по русской литературе XVIII века. Приводимые в конце каждой темы вопросы и задания для студентов, а также методический аппарат в конце книги расширяет возможности для организации самостоятельной работы студентов. Книга также может использоваться при организации занятий в магистратуре, при подготовке аспирантов, специализирующихся по русской литературе конца XVIII в. и творчеству Н.М. Карамзина.

 

Рецензенты: к.ф.н. И.А.Киселева (МГОУ)

д.ф.н. С.А. Джанумов (МГПУ)

 

© Т.А. Алпатова

© МГОУ, 2011

 


Содержание:

Тема 1. Н.М. Карамзин в истории русской литературы и культуры. Личность и творчество Карамзина как мера методологического развития русской литературной науки………………..

Тема 2. Периодизация творчества. Начало творческого пути писателя. Сотрудничество в журналах Н.И. Новикова……..

Тема 3. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина: художественные искания и обретения……..

Тема 4. Жанрово-тематическое и стилевое новаторство поэзии Карамзина……………..

Тема 5. Эстетика Карамзина…………….

Тема 6. Жанр повести в творчестве Карамзина: пути эволюции……..

Тема 7. Карамзин на рубеже XVIII – XIX вв. Творчество писателя в новом веке: итоги и перспективы……………….

Задания для самостоятельной работы …………

Темы научных докладов, рефератов, курсовых работ………

Рекомендуемая литература…………..

 

 


Тема 1.

Н.М. КАРАМЗИН В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КАРАМЗИНА КАК МЕРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ НАУКИ

 

Сегодня уже невозможно представить нашу литературу, журналистику, литературную и театральную критику, философскую мысль, «диалог» с другими культурами и народами, русскую историю и самосознание русского человека без того уникального художественно-философского, историко-политического и нравственного феномена, имя которому – Карамзин. Его творческая деятельность продолжалась более 40 лет; писатель прошел путь от ранних переводов и бессюжетных сентиментальных пейзажных зарисовок до глубочайших историко-политических размышлений «Записки о древней и новой России» и «Истории государства Российского», по справедливости названной А.С. Пушкиным «подвигом честного человека». И практически все, созданное им на этом пути, стало подлинным открытием – не только в рамках собственной художественной системы, но и для всей русской литературы. Изображение «жизни сердца» в лирических стихах и повестях, итоги развития многовековой истории и культуры Европы, увиденной глазами европейски образованного русского человека в «Письмах русского путешественника», новые принципы прозаического повествования, открывшие путь русскому классическому роману XIX столетия, история отечества, сделавшаяся благодаря Карамзину живой и интересной для современников, – все это и многое другое – щедрый дар писателя русской культуре и всем нам. Дар, так в полной мере и не освоенный, – ведь в массовом сознании читателей личность Карамзина – человека, судьба которого во многом загадочна, исследовать мировоззрение которого возможно только с учетом множества направлений европейской мысли не только XVIII века, но и всего Нового времени, – нередко «подменяется» маской поверхностно понятого «чувствительного», наивно-сентиментального юноши, а из разнообразного и богатейшего творческого наследия вспоминается лишь сюжетная схема «Бедной Лизы». И все же, уходя все дальше и дальше от истоков культуры той России, которую мы потеряли, каждый из нас рано или поздно начинает остро чувствовать, как необходимы становятся та душевная открытость и в то же время трезвость взгляда на мир, то внутреннее спокойствие и уравновешенность, что определяли внутренний строй русской души Карамзина. «Карамзин возвращается», – несколько десятилетий назад именно так назвал статью об этом писателе В.Э. Вацуро; безусловно, возвращается, и процесс этого возвращения способен многое прояснить не только в наших представлениях о русском сентиментализме, о литературной ситуации рубежа XVIII–XIX вв., о сюжетах и героях повестей писателя, о развитии русской историографии и т.п. Возвращение Карамзина может многое открыть нам (выросшим на постклассицистской, посттрадиционалистской культуре, истоки которой восходят в том числе и к карамзинскому наследию), в нас самих, в нашем отношении к миру, окружающим людям и самим себе.

История изучения. Уже практически с первых самостоятельных публикаций писателя на страницах «Московского журнала» творчество Карамзина вызывало противоречивые суждения и споры. Не прекращаются они и по сей день. История изучения карамзинского наследия (как и творчества других писателей-классиков) сама по себе уже стала полноправной частью русской культуры. Поэтому, прежде чем говорить о творческом вкладе Карамзина в нашу литературу и культуру, необходимо хотя бы обзорно представить ту бесконечно разнообразную мозаику оценок, которая сложилась за годы читательского интереса к произведениям писателя.

На раннем этапе знакомства с ними, в 1790-е годы, ситуация вокруг Карамзина оказалась поистине парадоксальной. С одной стороны, необыкновенно активный читательский интерес, которого не знал ни один из писателей – предшественников Карамзина; однако этот интерес зачастую сопровождался столь же бурным и эмоциональным неприятием. Бывшие друзья Карамзина из кружка московских масонов в переписке строго осуждали молодого писателя за «дерзость» творить самостоятельно, не полагаясь на руководство тех, кто некогда считался его «братьями»[1].

В некоторых журналах появлялись сатирические «портреты» Карамзина в виде чувствительного автора, который отвергает общепринятые правила, поскольку из-за недостаточного образования не имеет о них понятия, не подражает древним, потому что не способен уважать чужое дарование. Таким предстает писатель новой школы сентиментализма в сатирической статье И.А. Крылова «Похвальная речь Ермалафиду, говоренная в собрании молодых писателей»[2]. Еще более острыми были высказывания П.И. Голенищева-Кутузова, который обвинял Карамзина-писателя не только в недостаточной образованности, непомерной гордости и авторском самомнении, но и прямо в развращенности нрава, безбожии и вредном влиянии на читателя. Таким предстает Карамзин в полемическом стихотворении «Ода в честь моему другу» (1799)[3]; высказанные в стихотворении упреки в адрес Карамзина Голенищев-Кутузов позднее повторил в письме к министру народного просвещения графу А.К. Разумовскому (1810): «Карамзин явно проповедует безбожие и безначалие. <…> Не хвалить его сочинения, а надобно бы их сжечь»[4]. Критические оценки давали и первые иностранные рецензенты Карамзина, ознакомившиеся с переводами «Писем русского путешественника» на английский и немецкий языки – переводами неполными и не отражавшими всего содержательного богатства, и тем более художественного своеобразия этой книги[5].

Осуждение творчества Карамзина его первыми критиками было столь резким, что писатель оказался вынужден выступить в журнале «Spectateur du Nord» («Северный зритель», выходил в Петербурге на французском языке и предназначался в первую очередь для иностранцев, стремящихся лучше узнать культуру России) с анонимной статьей о русской литературе и под видом «разбора» «Писем русского путешественника» объяснить те творческие принципы, которым следовал в своей работе[6].

В начале XIX в. споры вокруг произведений Карамзина продолжились. Импульсом для их обострения стала публикация брошюры А.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803), и особенно его следующей работы – «Рассуждение о красноречии Священного Писания» (1810). Шишков и его сторонники (получившие прозвище «шишковистов») обвиняли Карамзина в подражательности и в том, что основой «нового слога» стала не церковнославянская традиция, а «средний стиль», разговорный язык образованного общества. Объектом критики Шишкова был не только сам Карамзин, но и писатели-карамзинисты, последователи его литературной манеры – И.И. Дмитриев, В.Л. Пушкин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский и др. Из их среды и вышли первые литературно-критические статьи и заметки в поддержку творческих принципов Карамзина. «Карамзин открыл тайну в прямом значении – ясности, изящества и точности»[7], – утверждение этой истины одушевляло сторонников писателя в период полемики о старом и новом слоге русского языка.

Новый виток споров вокруг творчества Карамзина начался в 1818 г., после выхода в свет первых восьми томов «Истории государства Российского». Широкий читательский интерес к этой книге (по свидетельствам современников, тираж в три тысячи экземпляров разошелся всего за месяц) вновь сочетался с разнообразными критическими выступлениями против исторической концепции Карамзина (М.Т. Каченовский), его политических взглядов (М.Ф. Орлов. Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев), даже стиля писателя[8].

Смерть Карамзина в 1826 г., по мнению его ближайших друзей, не вызвала в обществе резонанса, достойного масштабов этого горестного события. 10 июля 1826 г. А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому из Михайловского: «Читая в журналах статьи о смерти Карамзина, бешусь. Как они холодны, глупы и низки. Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти?»[9]. Почти сразу же после смерти писателя его друзья – Жуковский, Вяземский, Пушкин – начинают думать о создании его биографии. Так, Пушкин считал, что написать такой труд следовало бы Вяземскому – с 15 лет росший на руках Карамзина (тот в 1804 г. женился на сводной сестре Вяземского), он как никто знал и обстоятельства жизни, и характер своего старшего наставника. Однако память о Карамзине оказалась для Вяземского слишком личным душевным переживанием; он так и не смог написать биографию, хотя в записных книжках, которые Вяземский писал всю жизнь как своеобразный историко-культурный и историко-литературный труд, имеющий мозаичную композицию, довольно много ценных сведений и о жизни, и о характере Карамзина, и главное – о том великом значении, которое имел для России свет его «…прекрасной, ясной души, исполненной веры в Провидение»[10].

Отдельные ценные высказывания о значении творчества Карамзина рассыпаны в статьях и заметках Пушкина. Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев, А.А. Григорьев, К.С. Аксаков, П.А. Плетнев в своих печатных выступлениях утверждали мысль о непреходящем значении художественного наследия Карамзина, о том, сколь важна память о нем для современной русской культуры. В противовес им снова и снова звучали голоса критиков Карамзина, отказывавших произведениям писателя в возможности быть интересными для сегодняшнего читателя, в оригинальности и самобытности (Н.А. Добролюбов, В.Н. Майков, А.М. Скабичевский и др.).

Первый биографический труд о жизни и творчестве Карамзина был создан М.П. Погодиным к 100-летию со дня рождения писателя, в 1866 г.: «Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников»[11]. К этой же дате была приурочена публикация неизданных ранее сочинений и писем Карамзина[12] и большого труда – «Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву», подготовленного к печати видным представителем культурно-исторической школы в литературоведении Я.К. Гротом[13]. Эти труды отвечали общему пафосу юбилейных торжеств 1866 г. – своеобразного нового открытия Карамзина для России, которая обретает в нем живую нравственную опору посреди тяжких исторических испытаний. Эту мысль глубоко выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении, прочитанном 3 декабря 1866 г. на вечере памяти Карамзина в Обществе пособия нуждающимся литераторам и ученым:

Мы скажем – будь нам путеводной,

Будь вдохновительной звездой,

Свети в наш сумрак роковой,

Дух целомудренно-свободный <…>

 

Умевший, не сгибая выи

Пред обаянием венца,

Царю быть другом до конца

И верноподданным России[14].

В конце XIX – начале ХХ в. начинается новый этап изучения карамзинского наследия. В центре внимания ученых оказываются уже не только общие вопросы биографии писателя, историко-литературного значения его прозы, но и проблемы художественной формы, поэтики карамзинских текстов, открытия писателя в области литературного языка и стиля. Начало этому подходу положил фундаментальный труд В.В. Сиповского «Н.М.Карамзин, автор “Писем русского путешественника”» (СПб., 1899), в котором «Письма…» впервые рассматривались не как реальный жизненный документ, источник сведений о биографии Карамзина (как, например, оценивал их ранее М.П. Погодин), но как художественный текст, строящийся по своим законам. На широком историко-культурном и литературном фоне В.В. Сиповский подробно рассматривал историю создания «Писем…», возможные источники литературных влияний, которые испытывал Карамзин в период работы над ними. Анализ различных редакций позволил исследователю сделать выводы об особенностях творческой эволюции Карамзина-писателя. В целом книга В.В. Сиповского стала основой исследования карамзинского творчества и не потеряла своего значения и по сей день.

Важный вклад в изучение поэтики Карамзина в 1910 – нач. 1920-х гг. внесли представители сформировавшейся в ту пору формальной школы русского литературоведения. Основные направления для таких исследований карамзинского творчества определил Б.М. Эйхенбаум в программной статье «Карамзин» (1916)[15]. Интерес формалистов к наследию Карамзина был связан в первую очередь со смелыми экспериментами в области художественной формы, которые в свое время столь часто приводили к неприятию карамзинского творчества современниками. Услышать это чрезвычайно живое начало в произведениях писателя, по мнению Эйхенбаума, и есть главная задача литературной науки: «Мы еще не вчитались в Карамзина, потому что неправильно читали. Искали буквы, а не духа. А дух реет в нем, потому что он, “платя дань веку, вторил и для вечности”»[16]. Над решением этой задачи трудились ученики и единомышленники Эйхенбаума – в сборнике «Русская проза», подготовленном под его редакцией, появились две статьи, представлявшие наиболее значительные и плодотворные жанровые формы, созданные Карамзиным для русской литературы, – путешествие и повесть[17].

Новый всплеск интереса к Карамзину приходится на начало 1960-х гг. Это время было ознаменовано прежде всего публикациями целого ряда произведений писателя, что позволило начать его «возвращение» к читателям не только как чувствительного автора «Бедной Лизы», но и серьезного политического мыслителя, литературного критика, яркого и оригинального художника слова. Это было двухтомное издание избранных сочинений писателя (самое полное из доступных читателю в то время), подготовленное к печати П.Н. Берковым и Г.П. Макогоненко[18], и полное собрание стихотворений, изданное Ю.М. Лотманом[19]; несколько позднее Ю.М. Лотманом, Б.А. Успенским и Н.А. Марченко было подготовлено и академическое издание «Писем русского путешественника»[20]. С этого времени и до наших дней Карамзин становится предметом серьезных многосторонних историко-литературных штудий. В трудах П.А. Орлова, Г.П. Макогоненко, Ф.З. Кануновой, Л.Г. Кислягиной, В.В. Виноградова, В.И. Федорова, Е. Осетрова, Н.Я. Эйдельмана, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова. В.Э. Вацуро, И.З. Сермана, Н.Д. Кочетковой, Л.А. Сапченко и многих других ученых. Художественное и историческое наследие Карамзина, его биография и творческое общение с современниками, влияние карамзинского наследия на писателей XIX – ХХ вв. и целый рад других серьезных вопросов становятся предметом научного интереса. Произведения Карамзина привлекают внимание и зарубежных ученых – Ханса Роте, Энтони Кросса и др.

Необыкновенно живое, изменчивое, рожденное духом смелого творческого поиска наследие Карамзина никогда не разочарует обратившихся к нему в поисках тайн и загадок, размышления над которыми помогут лучше понять не только художественный мир и эпоху самого писателя, но и мир вокруг нас, не только жизнь души карамзинских героев, но и нашу собственную душу. Именно поэтому столь справедливы по отношению к карамзинскому наследию слова Д.С. Лихачева: «Предстоит еще многое узнать о той роли, которую играл Карамзин в истории русской культуры. Но уже сейчас видно, что она была исключительно велика и благородна. Благородство – именно та черта, которая свойственна деятельности Карамзина во всех сферах и его убеждениям. Редкий человек прожил свою жизнь с таким достоинством, как это сделал Карамзин»[21].

Вопросы и задания:

1. Какие можно выделить этапы в изучении творчества Н.М. Карамзина русской литературной наукой?

2. Кто из современников Карамзина в конце XVIII – начале XIX в. выступал в защиту его литературной позиции?

3. Какие труды о Карамзине вышли к 100-летнему юбилею со дня его рождения (1866 г.)? Какое значение они имели?

4. Назовите исследователей творчества Карамзина, работавших в XХ в. Укажите известные вам труды этих авторов.

5. Пользуясь антологией «Карамзин. Pro et Contra» и библиографическими справочниками, составьте библиографию по одной из тем: а) «Противники Карамзина в русской критике и публицистике конца XVIII – начала XIX в.»; б) «Карамзин в трудах критиков-славянофилов»; в) «Личность и творчество Карамзина в высказываниях современников писателя».

6. Сделайте выписки высказываний о Карамзине из «Старой записной книжки» П.А. Вяземского. Письменно сформулируйте вывод: каким предстает Карамзин в записях поэта?

7. Прочитайте статью П.Н. Беркова и Г.П. Макогоненко к сборнику избранных сочинений Карамзина. Письменно ответьте на вопрос: в чем видели составители задачи подготовленного ими издания.

8. Напишите аннотацию к сборнику «Державин и Карамзин в литературном движении конца XVIII – начала XIX в. (XVIII век. Сб. 8. – Л., 1969).

9. Прочитайте вступительную статью Л.А. Сапченко к сборнику «Карамзин: Pro et Contra». Составьте письменно развернутый план статьи и подготовьте устно пересказ по этому плану.

10. Напишите рецензию на одну из статей о творчестве Карамзина, вышедшую в последние 5–10 лет.

 

Тема 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...