Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанрово-тематическое и стилевое новаторство поэзии Карамзина




 

После возвращения из поездки по Европе Карамзин начинает активную журналистскую деятельность. В 1791–1792 годы он издает «Московский журнал», затем альманахи «Аглая» (1796–1799), «Аониды» (1796–1799), журнал «Вестник Европы» (1802–1803). На страницах этих изданий были опубликованы многочисленные литературные произведения писателя: стихотворения, литературно-критические статьи, театральные рецензии и повести.

Журналистская и издательская деятельность Карамзина впервые по-настоящему открыла его русскому читателю – не только как прозаика, но и как поэта. И хотя новаторство карамзинской поэтики ярче и полнее всего реализовалось в прозе, нельзя не согласиться с мнением Ю.М. Лотмана, утверждавшего, что «понять Карамзина-прозаика, игнорируя Карамзина-поэта, нельзя. <…> Проза и поэзия Карамзина в это время, взаимодополняя друг друга, составили как бы два полюса – повествовательный и лирический – единой творческой позиции писателя»[32].

Хотя Карамзин вошел в русскую литературу в первую оче­редь как прозаик, поэзия сопровождала его на протяжении всей творческой жизни. Оригинальные и переводные стихотворения иной раз включались им в прозу (особенно в «Письмах русского путешественника»); писал Карамзин и самостоятельные поэтиче­ские произведения (в 1794 г. ряд стихотворений вошел в сборник писателя — «Мои безделки»).

Карамзин-поэт часто обращался к жанрам интим­ной лирики: песне, дружескому или любовному посланию («Ве­селый час», «Послание к Дмитриеву», «Послание к женщинам», «К неверной» и др.), стихотворениям «на случай», «в альбом». Они обращены к небольшому кругу близких людей, понимаю­щих поэта с полуслова; по мысли Карамзина, именно такая по­эзия открывает «...тайну, как струною // С сердцами можно го­ворить...» — подобная цель отвечала общему стремлению сенти­ментализма обрести понимание и сочувствие, пробудить лучшие начала в душе человека. Даже когда Карамзин обращался к бо­лее традиционным «высоким» жанрам классицизма (такова его философская ода «Поэзия» или проникнутая духом гражданст­венного классицизма ода «К Милости»), все равно, и образный строй его стихотворений, и система ценностей, представления о том, что есть добро и зло, остаются выражением внутреннего ми­ра «чувствительного человека»:

Что может быть тебя святее,

О Милость, дщерь благих небес?

Что краше в мире, что милее?

Кто может без сердечных слез,

Без радости, без восхищенья,

Без сладкого в крови волненья

Взирать на прелести твои?

Стихотворение «К милости» было написано после ареста Н.И. Новикова, последовавшего в 1792 г., когда под влиянием событий Французской революции Екатериной II было ужесточено отношение к масонству. Ода Карамзина была призвана пробу­дить «милость», милосердие в императрице. Современники восприняли оду мо­лодого поэта как проявление большого гражданского мужества.

Декларация поэтических «безделок» была для Карамзина скорее эпатажем, подчеркнуто новаторским выражением оригинальной литературной позиции: за этим скрывалась сложная и зачастую противоречивая жизненная философия поэта, стремление в лаконичных, нарочито свободных от поэтических «украшений» стихах понять себя самого, обрести нравственную опору в изменчивом, трагически-противоречивом мире.

Особое значение приобретает при этом сама поэзия. К осмыслению нравственной и эстетической ценности творчества Карамзин-поэт обращается достаточно рано – в стихотворении «Поэзия» (1787–1791 гг.) он создает миф о рождении поэзии на заре человеческого существования. В концепции Карамзина поэзия – отрада «невинных чистых душ», ее изначальное и высшее призвание – быть гимном «Царю царей», Богу. Поэзия вместе с первым человеком была в раю - с ним же она и отпала от первичной гармонии существования, и лишь совершив круг земных странствий, вместе с человеком отправится она к первичному источнику своего бытия – Творцу.

И позднее, размышляя о роли поэзии в жизни человека, Карамзин будет подчеркивать, что существование ее – залог самой возможности обрести гармонию и счастье, красоту и отзывчивость среди жизненных испытаний. Потому-то поэзия – «бог чувствительных сердец», «цветник чувствительных сердец», она едва ли не выше всех других искусств, наиболее живо проникнута искренне-человеческим началом, ибо само слово в поэзии – связующее звено между плотью и духом, творением и его Творцом. Никогда не бывший мистиком, Карамзин тем не менее сохранил сформировавшееся у него еще в юности, в масонском окружении умение видеть в материалоном скрытое духовное начало, но, в отличие от масонов, он не превращал это видение живой картины в сухую морально-дидактическую аллегорию, смысл которой недоступен профанам и может быть внятным лишь «посвященным». Сама мудрость для Карамзина-поэта – залог сочувственного отношения ко всем и ко всему в мироздании, залог открытия человеческой души:

Чем глубже око проницало,

Тем боле сердце обретало

Приятных чувств в себе самом…

И даже познание Бога, Его мудрости, силы и благости осуществляется в художественном мире Карамзина-поэта не только и не столько благодаря отвлеченным рассуждениям, сколько именно в сочувственном внимании ко всему живому – творению Божию. Карамзин переосмысливает поэтическую традицию XVIII столетия, берущую начало еще в стихотворениях М.В. Ломоносова, для которого постигаемая разумом ученого гармония мироздания и есть лучшее доказательство бытия Бога. Карамзинский лирический герой тоже созерцает гармонию вселенной и тоже видит в ней доказательство воли Того,

…Кто свод небес рукой Своею

Шатром раскинул над землею,

Как искру солнце воспалил,

Украсил ночь луной, звездами,

Усеял шар земной цветами,

Древа плодами озлатил…

Но все же не эти гармоничные картины, а в первую очередь «сердца людей», их чувства, бесконечность и неисчерпаемость эмоциональной жизни становятся в сознании Карамзина высшим доказательством не только премудрости, но и доброты Создателя. Он, Творец,

…Для чувства, разума яснее

Открыл Себя в сердцах людей:

В веселье кротком душ правдивых,

В слезе любовников счастливых,

В улыбке нежных матерей,

В стыдливом взоре дев смущенных,

В чертах невинности младой

И старцев, жизнью утружденных,

Идущих в вечность на покой.

Сам Творец предстает в осмыслении поэта своего рода идеалом чувствительности, Он – Тот,

…Кто любит все Свое творенье,

И с чувством жизни наслажденье

Соединил во всех сердцах <…>

Кому служить – есть быть счастливым,

Кого гневить – себя терзать <…>

Так чувствительность открывает карамзинскому герою возможность не только строить отношения с ближними, не только находить радость, живо откликаясь красоте природы, но приближаться к высшей мудрости, скрытой для холодных, бесчувственных, мертвых душой.

Безусловной ценностью, опираясь на которую, человек способен выстоять в жизненных испытаниях, выступает в осмыслении Карамзина-поэта и любовь. И пусть человек в карамзинских стихах осознает горькие истины («Любви покорно все, любовь… одной судьбе…», «За счастье должно нам несчастьями платить…», «Любовь питается слезами…»), но все же именно она открывает истинный смысл бытия:

Любовь есть прелесть, жизнь чувствительных сердец;

Она ж поэзии начало и конец…

Появляются в творчестве Карамзина и совсем новые жанры и мотивы, открывавшие дорогу романтизму. Одним из первых в России он пишет баллады, в динамичных и нередко трагических событиях раскрывая богатый и сложный внутренний мир героев («Граф Гваринос», «Раиса», «Алина»), пытается создать изящную стихотворную сказку на почве фольклорного сюжета (такова пронизанная легкой иронией незавершенная «богатырская сказка» «Илья Муромец», которую исследователи считают одним из прообразов пушкинской поэмы «Руслан и Людмила»). Чувствую­щий влияние нового, романтического направления в поэзии, Ка­рамзин воспевает особые состояния человека: глубокую задумчи­вость, меланхолию («Сравнится ль что-нибудь с твоею красо­тою, // С твоей улыбкою и с тихою слезою? // Ты первый скор­би врач, ты первый сердца друг...» — «Меланхолия»), волнение, даже муки ревности («К неверной», «К самому себе»). В его сти­хах появляется и присущий романтизму взгляд на мир как бес­конечный спор двух начал: света и тьмы, бесконечного и конеч­ного, природного и человеческого. Природа вечно возрождается, человек же обречен смерти (стихотворение «Осень»); присутству­ет в стихах Карамзина и романтическая, по существу, попытка философски осмыслить смерть человека: два голоса спорят в его стихотворении «Кладбище» (вольный перевод с немецкого):

Странник боится мертвой юдоли;

Ужас и трепет чувствуя в сердце,

Мимо кладбища спешит.

Странник усталый видит обитель

Вечного мира — посох бросая,

Там остается навек.

Все же не ужас перед небытием, хладной могилой, а светлое упо­ванье на то, что «обитель вечного мира» дарует покой и воссое­динение с милыми сердцу, но ушедшими навек друзьями, стано­вится своеобразным финалом духовного поиска поэта.

Лирика Карамзина в основном создавалась в конце 1780-х и в 1790-е годы. Как и его проза, она в первую очередь была при­звана открыть читателям и поэтам-последователям сферы новых, прежде незнакомых душевных движений, пробуждала сочувст­вие, звала за собой. Мотивы лирики Карамзина, творчески пре­образованные, будут звучать позднее в поэзии В.А. Жуковского и в ранней лирике А.С. Пушкина.

Вопросы и задания:

 

1. Какие поэтические жанры наиболее привлекали Карамзина? Приведите примеры стихотворений в различных жанрах.

2. Почему сборник «Мои безделки» стал выражением эстетической позиции Карамзина-поэта? Прокомментируйте название сборника.

3. В чем новизна трактовки в стихах Карамзина традиционных для поэзии XVIII в. жанрово-тематических комплексов хвалебной и духовной оды?

4. Законспектируйте статью Ю.М. Лотмана «Поэзия Карамзина».

5. Подберите материал для лабораторной работы «Поэтические вставки в “Письмах русского путешественника”». Прокомментируйте каждый выбранный отрывок: какую художественную роль он играет в книге Карамзина?

6. Подготовьте письменный анализ одного из стихотворений Карамзина: «Поэзия», «Анакреонтические стихи А*А*П*», «Осень», «Раиса», «К Милости», «Кладбище», «Странность любви, или Бессонница», «Послание к Дмитриеву…», «Илья Муромец», «К бедному поэту».

 

 

Тема 5

ЭСТЕТИКА КАРАМЗИНА

 

На страницах «Московского журнала», а также других периодических изданий Карамзина, выходивших в последующие годы, – альманахов «Аглая» (1794-1795, 1796), «Аониды» (1796-1799) формировалась сама концепция литературного творчества, столь важная для писателя-реформатора.

Особенность выражения творческого кредо Карамзина состояла в том, что несмотря на четкость и глубокую продуманность всех положений своей эстетики писатель избегал чересчур формального ее изложения. Серьезные проблемы искусства, художественного творчества, восприятия читателя часто появляются у него как будто непреднамеренно – либо на страницах художественных произведений (особенно часто – в «Письмах русского путешественника»), либо в небольших по объему литературно-критических статьях, редакторских обращениях к читателю, в которых и выстраивается карамзинская концепция искусства.

Пожалуй, ее главной особенностью было утверждение ключевой роли субъекта – художника-творца либо сочувственно внимающего читателя. Именно поэтому такое значение в концепции Карамзина имеет понятие вкуса – индивидуального чувства прекрасного, которое живет в душе автора, в душе читателя, и которое выше и значительнее рациональных, холодных «правил» классицизма, уже безнадежно устаревших. Эта смена нормативных критериев оценки произведений искусства на критерии эстетические происходила в течение XVIII столетия по всей Европе – под влиянием английской эстетики лорда Шефтсбери, Д. Юма, У. Хатчесона, а также идей немецкого теоретика искусства А.-Г. Баумгартена. Вкус воспринимался как индивидуальное, субъективное чувство прекрасного, которое зависит от чувственного опыта человека, от эмоционального восприятия искусства, способности живого сочувствия прекрасному[33].

Стремясь обозначить для читателя основы своего взгляда на искусство, Карамзин даже включил в «Письма русского путешественника» краткое изложение новых эстетических позиций. Его герой слушает лекцию немецкого ученого Платнера, излагающего основные идеи Баумгартена: «Эстетика есть наука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Баумгартен первый предложил ее как особливую, отделенную от других науку, которая, оставляя логике образование высших способностей души нашей, то есть разума и рассудка, занимается исправлением чувств и всего чувственного, то есть воображения с его действиями. Одним словом, эстетика учит чувствовать изящное и наслаждаться им».

Подтверждая принципиальную для автора мысль о свободе субъективного восприятия искусства, для которого нисколько не важны правила, карамзинский повествователь-путешественник на протяжении всей книги высказывает достаточно смелые суждения – предпочитает признанной трагедии классицизма сентиментальную драму («мещанскую драму») Ф. Шиллера и А. Коцебу, превозносит английских авторов – Дж. Томсона, А. Поупа, Л. Стерна, доказывает величие стоявшего вне всяких норм и правил В. Шекспира.

Вообще Шекспир занимает особое место в эстетической концепции Карамзина. Это великий драматург, как нельзя лучше знавший человеческое сердце, – чем он близок позиции Карамзина-сентименталиста. Кроме того, всегда бывший вне любых сковывающих барьеров, Шекспир становится высшим воплощением принципа свободы творчества: «Дух его парил, яко орел, и не мог парения своего измерять тою мерою, которою измеряют полет свой воробьи». Эта шекспировская свобода становится главным его уроком для писателей-потомков.

Идеалом писателя для Карамзина становится творец, для которого прекрасное и доброе, прекрасное и истинное существуют нераздельно. Главное требование, которое адресует он авторам (статья «Что нужно автору?») – искренность; ведь «…слог, фигуры, метафоры, образы, выражения – все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством». Карамзин уверен, что писателю «надлежит иметь доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов». Не разум, а прежде всего живое чувство и чистая душа отличают истинно великого художника. Язык писателя должен определяться не правилами, а просвещенным индивидуальным вкусом, ибо красота и совершенство, по мнению писателя, – «нечто весьма относительное» и нельзя диктовать художнику, что и как следует писать. Только сердце способно почувствовать это.

Большое внимание Карамзин уделял проблеме писательской этики, философии жизни поэта. Идеал жизни писателя, по мысли Карамзина, – чередование творческого уединения и светского, любезного и дружелюбного общения. Без уединения невозможен сосредоточенный вдумчивый труд, но писатель не должен и замыкаться в себе – он творит для людей, постигает людские судьбы и потому должен быть открыт живой жизни вокруг. Принципиальным положением эстетики Карамзина и его последователей стала идея «светскости», «общежительности» поэзии, ибо сердце человека «…образовано чувствовать с другими и наслаждаться их наслаждением. Отделяясь от света, оно иссыхает, подобно растению, лишенному животворных влияний солнца».

Таким образом, светскость писателя становится для Карамзина и его последователей залогом способности сочувствовать людям и пробуждать сочувствие в их сердцах. Этот принцип оказался и в основе языковой программы писателя.

Стремясь достичь читательского сочувствия, Карамзин решает приблизить литературный язык к разговорному языку образованного общества; предлагает своеобразную «языковую реформу», не в отвлеченных рассуждениях, а в живом литературном творчестве, которое вызвало волну подражаний и действительно преобразовало художественный стиль на рубеже XVIII – XIX вв. Суть реформы состояла в отказе от деления слов языка (и, соответственно, явлений окружающего мира) на «высокие» «средние» и «низкие» (деление это было эстетически оформлено в России благодаря теории «трех штилей» М.В. Ломоносова и сопровождалось требованием писать произведения «высоких», «средних» и «низких» жанров с использованием соответствующих слов). Единственное, что может диктовать писателю выбор стилевых средств, – ощущение выразительности живого текста, эмоциональный ореол, с которым связано для него каждое слово.

Самый известный пример, по традиции иллюстрирующий, насколько важным было в эстетике Карамзина понятие вкуса, ореол индивидуального ассоциативного восприятия, окружающий для человека каждое слово, – находим в письме писателя к И.И. Дмитриеву от 22 июня 1793 г. «То, что не сообщает нам дурной идеи, не есть низко. Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе отвратительно. При первом слове воображаю красной летний день, зеленое дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую малиновку или пеночку, и покойного селянина, которой с тихим удовольствием смотрит на природу и говорит: вот гнездо! вот пичужечка! При втором слове является моим мыслям дебелый мужик, который чешется неблагопристойным образом или утирает рукавом мокрые усы свои, говоря: ай, парень! Что за квас! Надобно признаться, что тут нет ничего интересного для души нашей!»[34].

Карамзин отказывается от обильного уснащения произведений церковнославянской лексикой, вводит много слов и выражений, созданных по образцам французского языка, которые были близки и понятны образованным людям той поры. Эти нововведения были отрицательно приняты некоторыми современниками Карамзина – литературными «архаистами», стоявшими за верность принципам классицизма. Позднее полемикой вокруг карамзинской реформы во многом определялось развернувшееся в начале XIX в. противостояние литературных обществ «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас», членом которого был и юный А.С. Пушкин.

«Доброе, нежное сердце» писателя, с точки зрения Карамзина, – прежде всего неравнодушие, готовность откликнуться всем впечатлениям бытия, умение сострадать, сочувствовать ближнему. Эти качества в полной мере были реализованы в собственных повестях писателя, ставших значительным вкладом в развитие русской классической прозы.

Вопросы и задания:

1. Какое значение имело понятие «вкус» в эстетике Карамзина?

2. Найдите в энциклопедических, философских и др. словарях статьи, посвященные представителям западноевропейской эстетики, оказавшим наиболее значительное влияние на Карамзина (Шефтсбери, Д. Юм, У. Хатчесон, А. Баумгартен). Выпишите основные сведения об их жизни и творчестве; составьте краткую библиографию их произведений, опубликованных на русском языке.

3. Подберите в «Письмах русского путешественника» материал для лабораторной работы на тему: «Западноевропейские писатели в оценках Карамзина» (не менее 8-10 примеров).

4. Сделайте выписки из писем Карамзина к И.И. Дмитриеву, представляющие взгляд писателя на искусство.

5. Сделайте выписки из статей Карамзина «Что нужно автору?», «Мысли об уединении», «Отчего в России мало авторских талантов», «О книжной торговле и любви к чтению в России», «О Богдановиче и его сочинениях». На основе собранного материала подготовьте письменное обобщение: в чем состояла эстетическая позиция Карамзина, выраженная в этих работах.

6. Составьте конспект главы «Пути формирования и основные принципы эстетики сентиментализма» из книги Н.Д. Кочетковой «Литература русского сентиментализма» (СПб., 1994) (см. примечания к теме).

 

Тема 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...