Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм интерпретации факторов опросника Кеттелла

Факторы Баллы Краткое описание
1 2 3
    A-, F-, Н-     A = 0-6 F = 0-5 H = 0-6 Социально-психологические особенности: экстраверсия - интраверсия Сдержанность в межличностных контактах, трудности в не посредственном и социальном общении, склонность к ин дивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир. Интроверсия.
A-, F+, Н- A = 0-6 F = 6-12 H = 0-6   Сдержанность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении - экспрессивность, импульсивность; в характере проявляются застенчивость и внешняя активность, склонность к индивидуальной деятельности. Склонность к интроверсии.
A+, F-, H- A = 7-12 F = 0-5 H = 0-6 Открытость в межличностных контактах, способность к непосредственному общению, сдержанность и рассудительность в установлении социальных контактов, осторожность и застенчивость.
A+, F-, Н+ A = 7-12 F = 0-5 H = 7-12   Открытость в межличностных контактах, активность, общительность, готовность к вступлению в новые группы, сдержанность и рассудительность в выборе партнеров по общению. Склонность к экстраверсии.
A-, F+, H+ A = 0-6 F = 6-12 H = 7-12   Сдержанность в непосредственных межличностных контактах, активность, экспрессивность в социальном общении, готовность к вступлению в новые группы, склонность к лидерству. Склонность к экстраверсии.
A-,F-,H+   A = 0-6 F = 0-5 H = 7-12 Сдержанность и рассудительность в установлении межличностных контактов, активность в социальной сфере; может проявляться деловое лидерство.  
А+, F+, Н-   A = 7-12 F = 6-12 H = 0-6   Открытость, экспрессивность, импульсивность в межличностном общении. Трудность в установлении социальных контактов, проявление застенчивости в новых, незнакомых обстоятельствах, затруднения при принятии социальных решений.
А+, F+, H+     A = 7-12 F = 6-12 H = 7-12     Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы, быть лидером. Направленность вовне, на людей. Экстраверсия.   Социально-психологические особенности: коммуникативные свойства  
Е+, Q2+, G+, N+, L+     E = 6-12 Q2 = 7-12 G = 7-12 N = 6-12 L = 6-12   Независимость характера, склонность к доминантности, авторитарности, настороженность по отношению к людям, противопоставление себя группе, склонность к лидерству, развитое чувство ответственности и долга, принятие правил и норм, самостоятельность в принятии решений, инициативность, активность в социальных сферах, гибкость и дипломатичность в межличностном общении, умение находить нетривиальные решения в практических, житейских ситуациях.
E-, Q2+, L+, N+, G+     E = 0-5 Q2=7-12 L = 7-12 N = 6-12 G = 7-12   В характере проявляется мягкость, податливость. Эти особенности компенсируются в социальном поведении противопоставлением себя группе, настороженностью по отношению к людям, гибкостью и дипломатичностью в общении, развитым чувством долга и ответственностью, принятием общепринятых моральных правил и норм.
E+, Q2-, G+, L+, N+     E = 6-12 Q2=0-6 G = 7-12 L = 7-12 N = 6-12   Независимость характера, настороженность по отношению к людям, гибкость и дипломатичность в общении, проявление конформных реакций: подчинение требованиям и мнению группы, принятие общепринятых Моральных правил и норм, стремление к лидерству, доминированию (авторитарности) как проявление конформности.
E+, Q2-,G+, L-, N+     E = 6-12 Q2=0-6 G = 7-12 L = 0-6 N = 6-12   Независимость характера, открытость, дипломатичность по отношению к людям, принятие общепринятых правил и норм, развитое чувство долга и ответственности. Подчинение требованиям и мнению группы, способность к принятию самостоятельных и оригинальных решений как в интеллектуальных, так и в житейских ситуациях.
Е+, Q2-, G+, L-, N-   E = 6-12 Q2 = 0-6 G = 7-12 L = 0-6 N = 0-5   Независимость в принятии интеллектуальных решений, открытость и прямолинейность по отношению к людям.
E+, L-, Q2+, G+, N+   E = 7-12 L = 0-6 Q2=7-12 G = 7-12 N = 6-12     Проявление конформности: принятие общепринятых моральных правил и норм, развитое чувство долга и ответственности, подчинение требованиям и мнению группы.Независимость характера, открытость и дипломатичность по отношению к людям, развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, склонность к лидерству, доминированию (авторитарности), уверенность в социальных ситуациях.
E+, L-, N+, Q2+, G-     E = 7-12 L = 0-6 N = 6-12 Q2=7-12 G = 0-6   Независимость характера, проявление нонконформных реакций: свободное отношение к общепринятым правилам и нормам, склонность к противопоставлению себя группе, автономность в социальном поведении, некоторая безответственность, склонность к нарушениям традиций, принятию неординарных решений. По отношению к людям - открытость, доверчивость, дипломатичность (при высоком уровне интеллекта можно предполагать высокий творческий потенциал личности).
Е+, Q2-, G+, L+, N+   E = 7-12 Q2=0-6 G = 7-12 L = 7-12 N = 6-12     Независимость характера, настороженность и проницательность по отношению к людям, зависимость от группы и общественного мнения, конформность и некоторая социальная незрелость. Могут быть невротические реакции (при низких оценках по фактору MD и высоких - по фактору О).
E+, L-, Q2-, G+, N-   E = 7-12 L = 0-6 Q2=0-6 G = 7-12 N = 0-5     Независимость характера, по отношению к людям -- открытость, доверчивость и прямолинейность. Развитое чувство долга, ответственности, приверженность общепринятым правилам и нормам, зависимость от мнения и требования группы. В экстремальных ситуациях может проявляться доминантность.
E+, L+, Q2-, G+, N-   E= 7-12 L= 7-12 Q2=0-6 G = 7-12 N = 0-5     Независимость характера, настороженность по отношению к людям, прямолинейность. В социальной сфере проявляются конформные реакции: зависимость от мнения и требования группы, приверженность общепринятым моральным правилам и нормам, некоторая социальная несамостоятельность; независимость проявляется в мотивации и чувстве долга и ответственности.
E-, L-, Q2-, N-, G-   E = 0-6 L = 0-5 Q2=0-6 N = 0-5 G = 0-6     Мягкость, уступчивость и открытость, приверженность мнению и требованию группы, прямолинейность и доверчивость по отношению к людям, свободное отношение к общепринятым моральным правилам и нормам. Отмечается конформность поведения, социальная несамостоятельность и незрелость.
E-, L+, Q2+, N+, G+     E = 0-6 L = 6-12 N = 6-12 Q2=7-12 G = 7-12   Природная мягкость и уступчивость характера компенсируется настороженным отношением к людям, стремлением к независимости и противопоставлению себя группе. Полное принятие общепринятых моральных правил и норм, дипломатичность и проницательность в отношениях с людьми. Возможно проявление делового лидерства.
E-, L+, Q2-, N+, G+     E = 0-6 L = 6-12 Q2=0-6 N = 6-12 G = 7-12     Мягкость, уступчивость, по отношению к людям отмечается настороженность, дипломатичность, житейская проницательность. Социальное поведение характеризуется конформными реакциями: приверженностью общепринятым моральным правилам и нормам, зависимостью от мнения и требований группы, несамостоятельностью в принятии решений.
Е-, L-, Q2+, N+, G+     E = 0-6 L = 0-5 Q2=7-12 N = 6-12 G = 7-12   Мягкость, уступчивость по отношению к людям, открытый и проницательный. В малой группе - стремление к независимости, некоторому противопоставлению себя группе. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм. Возможно проявление волевых качеств и некоторое стремление к лидерству.
Е-, L-, Q2-, N+, G+   E = 0-6 L = 0-5 Q2=0-6 N = 6-12 G = 7-12     Мягкость, податливость, уступчивость. По отношению к людям - открытость и проницательность. В социальном поведении отличается конформизмом, зависимостью от мнения и требований группы, принятием общепринятых моральных правил и норм, несамостоятельностью и нерешительностью в принятии решений.
E-, L-, Q2+, N-, G+     E = 0-6 L = 0-5 Q2= 7-12 N = 0-5 G = 7-12   Мягкость, уступчивость, открытость и прямолинейность. В малых группах отмечается стремление к независимости и самостоятельности. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм.
E-, L+, N-, Q2-, G+     E = 0-6 L = 6-12 N = 0-5 G = 7-12 Q2 = 0-5   Мягкость, уступчивость, бесхитростность, но есть настороженность по отношению к людям. В социальном поведении - конформность, зависимость от мнения группы, принятие общепринятых моральных правил и норм, несамостоятельность в принятии решений.
E-, L+, N+, Q2-, G+   E = 0-6 L = 6-12 N = 6-12 Q2=0-5 G = 7-12     Мягкость, уступчивость, по отношению к людям - настороженность и проницательность. В социальном поведении — конформность, развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, умение находить правильный выход из трудных житейских ситуаций.  
E-, L+, N-, Q2+,  G+     E = 0-6 L = 6-12 N = 0-5 Q2=7-12 G = 7-12 Мягкость, уступчивость, прямолинейность; в малой группе стремление к независимости, к противопоставлению себя по отношению к ней. Настороженность по отношению к людям, развитое чувство долга и ответственности.
Е-, L-, N-, Q2+, G -   E = 0-6 L = 0-5 N = 0-5 Q2=7-12 G = 0-6   Мягкость, доверчивость, уступчивость, прямолинейность. В социальном поведении отношение к общепринятым моральным правилам и нормам. Можно предполагать личностную и социальную незрелость.
Е-, L-, N+, Q2+, G-     E = 0-6 L = 0-5 N = 6-12 Q2= 7-12 G = 0-6   Мягкость, открытость, по отношению к людям - проницательность, дипломатичность. В социальном поведении нонконформность: независимость от мнения группы, свобода от давления общепринятых моральных правил и норм, склонность к самостоятельности.
E-, L+, N-, Q2+, G+     E = 0-6 L = 6-12 N = 0-5 Q2 = 7-12 G = 7-12   Мягкость, по отношению к людям - настороженность, прямолинейность, стремление к противопоставлению себя группе. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству.
  C+, O-, Q3+,  Q4-, (L-, G+)       С = 7-12 O = 0-6 Q3= 7-12 Q4 = 0-8 (L = 0-6) (G = 7-12)   Эмоциональные характеристики личности: Эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и в своих силах, спокойное адекватное восприятие действительности, умение контролировать свои эмоции и поведение, стрессоустойчивость. В поведении - уравновешенность, направленность на реальную действительность. (Низкие оценки по фактору L подтверждают спокойную адекватность; высокие оценки по фактору G вместе с фактором Q3 подчеркивают развитие волевых качеств.)
C, O, Q3, С-, О+, Q3-,  Q4,+,  (L+)     C = 0-6 С = 0-6 O = 7-12 Q3=0-6 Q4=9-12 (L = 7-12)     Эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений. Сочетание факторов О+, Q4+, L+ свидетельствует о невротическом синдроме тревожности, направленности на разрешение внутренних конфликтов.
С+, О+, Q3-, Q4+, (L+)   С = 7-12 О = 7-12 Q3= 0-6 Q4= 9-12 (L = 7-12)   Сильная нервная система, природная эмоциональная устойчивость. Сниженная волевая активность, повышенная тревожность, мнительность, низкий контроль эмоций и поведения, зависимость от настроений, фрустрированность, низкая стрессоустойчивость Во внешнем поведении может производить впечатление достаточно уравновешенного человека (импульсивность проявляется в стрессовых ситуациях). В сочетании О+, Q4+, L+ -- диагностируется невротический синдром тревожности, направленность на разрешение внутренних конфликтов.
С-, О-, Q3-, Q4-, (N-)     C = 0-6 О = 0-6 Q3=0-6 Q4=0-8 (N = 0-5)   Эмоциональная пластичность, генетическая неустойчивость эмоций (биологическая зависимость), низкая волевая регуляция: неумение контролировать свои эмоции и поведение, зависимость от настроений, импульсивность, аффективность. При этом может быть стрессоустойчивым. В сочетании N- и Q4- (0-6), О- диагностируют низкую мотивационность, довольство собой, внутреннюю расслабленность. Низкая эффективность в профессиональной деятельности.
С+, O-, Q3-,  Q4-, (N-)   С = 7-12 O = 0-6 Q3=0-6 Q4=0-8 (N = 0-5)   Генетическая эмоциональная устойчивость (биологическая зависимость), уверенность в себе, спокойное адекватное восприятие действительности; такой человек не нуждается в волевой регуляции своих эмоций и поведения, стрессоустойчив, ригиден. В поведении может быть уравновешен, спокоен. Низкие оценки по факторам N, О, Q4 предполагают низкую мотивационность, довольство собой, внутреннюю расслабленность (недостаточная эффективность в профессиональной деятельности).
С+, О+, Q3+,  Q4-, (N+)     С = 7-12 О = 7-12 Q3=7-12 Q4=0-8 (N = 7-12)     Генетическая эмоциональная стабильность, высокий контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость, определенное недовольство собой, некоторая неудовлетворенность, что обеспечивает стремление к самоактуализации (при высоких оценках по фактору N можно предположить завышенный уровень притязаний). В поведении — уравновешенный, стабильный, устремленный на реальную действительность и социальный успех.
С+, О+, Q3-, Q4-   С = 7-12 О = 7-12 Q3=0-6 Q4=0-8   Генетическая эмоциональная стабильность, низкий контроль эмоций и поведения, низкая саморегуляция порождает недовольство собой. Однако в экстремальных ситуациях проявляются природные качества, обеспечивающие стрессоустойчивость и достаточную уравновешенность поведения. Отмечается эмоционально-волевая незрелость личности.
С+, О-, Q3+, Q4+         С = 7-12 О = 0-6 Q3 = 7-12 Q4= 8-12   Генетическая стабильность, высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения обеспечивают уравновешенность, внутреннюю уверенность в себе и в своих силах, спокойное восприятие действительности, но может наблюдаться низкая ситуативная стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, однако это касается только сложных значимых ситуаций и может поддаваться контролю. Личность эмоционально зрелая.  
С+, О+, Q3+, Q4+, (N+, L+)     С = 7-12 О = 7-12 Q3=7-12 Q4=8-12 (N = 7-12) (L = 7-12)     Генетическая эмоциональная стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения, выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенность поведения. Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость. При высоких оценках по факторам N и L можно говорить об определенном невротическом синдроме и завышенном уровне притязаний.
I+, М+, О+     I = 7-12 M = 6-12 О = 7-12     Запрограммированная эмоциональная чувствительность, утонченность, богатство эмоциональных переживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенные тревожность и интуитивность. Диагностируется направленность на свой внутренний мир, художественный тип личности и тревожность как свойство личности.
I-, M-, O-   I = 0-6 М = 0-5 O = 0-6   Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, рациональность, практичность, уверенность в себе, спокойная адекватность в восприятии действительности, уравновешенность и стабильность в поведении, направленность на конкретную практическую деятельность (прагматизм) и на реальную действительность.  
I+, M+, O-   I = 7-12 М = 6-12 О = 0-6   Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность, широкая эмоциональная палитра. Отмечается уверенность в себе, спокойное восприятие действительности, направленность на решение конкретных практических задач (прагматизм). У мужчин высокие оценки по фактору I указывают на художественный тип личности. Высокая чувствительность,. эмоциональная утонченность, богатство эмоциональной палитры, склонность к рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенная тревожность. Конкретное воображение, ориентация на реальную действительность. При низких оценках по факторам L и Q4 высокая тревожность (фактор О) интерпретируется как свойство личности и поэтому при сочетании с I+ может характеризовать художественный тип личности.
I-, М+, О+     I = 0-6 М = 7-12 О = 7-12     Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность. Развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, недовольство собой, подверженность сомнениям, стремление к самосовершенствованию, поискам стимулов для воображения. Направленность на свой внутренний мир, низкая прагматичность в поведении, затруднения при решении практических задач.  
I-, M-, O+, (N+, Q4+)     I = 0-6 М = 0-6 О = 7-12 (N = 6-12 Q4= 8-12)   Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, прагматичность, ориентированность на объективную реальность, следование земным принципам. При этом личности присущи неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах. (При высоких оценках по факторам N и Q4 можно диагностировать невротический синдром.)
I-, M+, O-(N+)     I = 0-6 М = 7-12 О = 0-6 (N = 7-12)     Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, спокойное восприятие действительности, уверенность в себе и в своих силах, определенное самодовольство. Такой человек обладает развитым воображением, может претворять в реальность свои мечты, ориентирован на действительность и достаточно предприимчив. (Высокие оценки по фактору N подчеркивают практическую предприимчивость личности.)
I+, M-, O+, (L+, Q4+)   I = 7-12 М = 0-6 О = 7-12 (L = 6-12 Q4= 8-12)   Неуверенность в себе, направленность на свой внутренний мир. Такой человек обладает конкретным воображением, ориентацией на земные принципы, однако высокая тревожность не дает ему возможности быть предприимчивым и решительным. При сочетании высоких оценок по факторам О, L и Q4 диагностируется невротический синдром тревожности. Интеллектуальные характеристики личности
В +, М +, Q1+, (Е+)     В = 4-8 М = 7-12 Q1= 7-12 (Е = 7-12)   Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, развитые интеллектуальные интересы, стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов. (При высоких оценках по фактору Е отмечается самостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач.)
В+, М-, Q1+, (Е+)   В = 4-8 М = 0-6 Q1 = 7-12 (Е = 7-12)   Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным новым знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов. Конкретное воображение, направленность на решение конкретных интеллектуальных задач. Гармоничность развития интеллекта. (При высоких оценках по фактору Е отмечается самостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач.)
В+, М+, Q1+,   (N+, Е+)     В = 4-8 М = 7-12 Q1 = 7-12 (N = 7-12 Е = 7-12)     Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. При высоких оценках по фактору N - умение переводить абстрактные понятия в практическое воплощение (качество, необходимое руководителю). При высоких оценках по фактору Е склонность к самостоятельным оригинальным решениям. Гармоничность развития интеллекта.
В+, М+, Q1-, (Е+)     В = 4-8 М = 7-12 Q1 = 0-6 (Е = 7-12)     Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. Критичность и консерватизм в принятии нового, сниженные интеллектуальные интересы, низкая аналитичность мышления. (При высоких оценках по фактору Е - склонность к принятию самостоятельных, неординарных интеллектуальных решений.)
В +, М -, Q1-,  (N+)   В = 4-8 М = 0-6 Q1 = 0-6 (N = 7-12)   Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такой человек обладает конкретным воображением, критичностью и консервативностью в принятии нового, направлен на конкретное практическое мышление. (Высокие оценки по фактору N характеризуют направленность на практическую деятельность.)
В-, М+, Q1+, (Е+)   В = 0-3 М = 7-12 Q1 = 7-12 (Е- 7-12)   Невысокая оперативность мышления, недостаточно развитая общая культура. Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, умением оперировать абстрактными понятиями, развитым воображением. (Высокие оценки по фактору Е говорят о склонности принимать самостоятельные оригинальные интеллектуальные решения). Низкие оценки по фактору В при таком сочетании факторов могут объясняться рядом причин: недостаточным уровнем образования; низкой cтрессоустойчивостью, фрустрированностью, ситуативной тревожностью (сниженной оперативностью в реализации знаний); плохим физическим самочувствием на момент выполнения теста.
В -, М -, Q1+ (Е+, N+)   В = 0-3 М = 0-6 Q1 = 7-12 (Е = 7-12 N = 7-12)   Невысокая оперативность мышления, недостаточно развитый общий уровень культуры, эрудированности (возможно по причинам фрустрированности или невысокого уровня образования). Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, склонностью к свободомыслию, радикализму. Отмечается конкретное воображение (При высоких оценках по фактору Е - склонность к принятию самостоятельных оригинальных интеллектуальных решений; пo фактору N -развитый практический интеллект.)
В -, М+, Q1-, (Е+, N+)     В = 0-3 М = 7-12 Q1 = 0-6 (Е = 7-12 N = 7-12)     Невысокая оперативность мышления, невысокий уровень общей культуры и эрудиции, критичность и консерватизм в принятии нового, сниженный интерес к новым интеллектуальным знаниям. Такой человек обладает развитым воображением, умением оперировать абстракциями - данное свойство влияет на такую черту личности, как мечтательность. Решение интеллектуальных задач затруднено. Высокие оценки по факторам Е и N компенсируют трудности в принятии интеллектуальных житейских решений. Высокая оценка по фактору Е и низкая - по фактору N характеризуют склонность к доминантности и консервативному упрямству.
В-, М-, Q1-, (Е+, N+)   В = 0-3 М = 0-6 Q1= 0-6 (Е = 7-12 N = 7-12)     Невысокая оперативность мышления, неумение актуализировать свои знания, низкая общая культура и эрудированность, консерватизм и критичность в принятии новых интеллектуальных знаний, сниженные интеллектуальные интересы, конкретность воображения, направленность на практическую, конкретную деятельность. (Высокие оценки по факторам Е и N не влияют на интеллектуальные, но обостряют негативные свойства личности: доминированность, житейская изворотливость, упрямство.)
MD-   MD = 0-3   Заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.
MD   MD = 4-8   Адекватная самооценка, знание себя и своих качеств, принятие себя (индикатор личностной зрелости).
MD+   MD = 9-14   Завышенная самооценка, некритическое отношение к себе, принятие себя и своих качеств (индикатор лично­стной незрелости.)
MD, G+, Q3+, C+, М-     MD = 4-8 G = 7-12 Q3=7-12 С = 7-12 M = 0-6     Адекватная самооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственность поведения, са­модисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмо­циональная стабильность и конкретность воображения образуют симптомокомплекс, характеризующий саморегуляцию и зрелость личности.

Формулы расчета вторичных интегральных факторов1

 

Интроверсия - экстраверсия

F1={(2A+3E+4F+5H)-(2Q2+11)}:10

 

Тревожность

F2= {(38+2L+3O+4Q4)-(2C+2H+2Q3)}/10

 

Порог фрустрации

F3= {(77+2C+2E+2F+2N)-(4A+6I+2M)}/10

 

Покорность – независимость (конформизм)

F4= {(4E+3M+4Q1+4Q4)-(3A+2G)}/10

____________________________________________________________________________________________

1 Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. М., 1989. С. 42.


 Пример психографирования


Личность характеризуется адекватностью самооценки, знанием самого себя, своих качеств и адекватной оценкой своих поступков. Коммуникатив­ные свойства личности характеризуются ярко выраженной общительностью как на межличностном уровне, так и на социальном. Отмечается высокая спо­собность к установлению непосредственных контактов с людьми и социальных контактов. Процесс общения характеризуется активностью, яркостью, откры­тостью, эмоциональной насыщенностью, экспрессивностью. В новых, незна­комых обстоятельствах отмечается готовность взять принятие решения на себя, склонность к риску, смелость как в социальных поступках, так и в принятии решений.

По отношению к людям доверчивость, уступчивость, прямолинейность, готовность подчиняться мнению и требованиям группы. Однако такой чело­век свободен от давления общепринятых моральных правил и норм, склонен к импульсивным поступкам.

Эмоциональная среда характеризуется гибкостью, высокой чувствитель­ностью, богатством эмоциональной палитры, достаточным контролем своих эмоций и поведения, стрессоустойчивостью. Отмечается некоторое недоволь­ство собой, внутреннее беспокойство, стремление к самосовершенствованию.

В поведенческом рисунке может наблюдаться проявление импульсивнос­ти, ярких эмоциональных реакций, повышенной активности, лидерских ка­честв. При этом отмечается недостаточно сформированное «сверх-я», что от­ражает недостаточную эмоциональную зрелость и некоторую «наивность» социального поведения.

Интеллектуальная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем и гармоничностью структуры. Отмечается оперативность мышления, способ­ность оперировать абстрактными понятиями, достаточно развитое воображе­ние и склонность к аналитической деятельности.

В целом личность можно диагностировать как ярко выраженного экстра­верта: направленность вовне - на людей и на процесс общения.

Личность относится к художественному типу: высокая чувствительность, эмоциональная гибкость, тревожность как свойство личности, проявляющая­ся в определенном недовольстве собой; яркость эмоциональных проявлений. Диагностируется способность к эмоциональному лидерству, творческий по­тенциал личности: высокая чувствительность, радикализм и склонность к на­рушению традиций, стандартов, непредвзятому отношению к общепринятым понятиям и нормам.

 

 

13. методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг),

 

методика рисуночной фрустрации розенцвейга1

Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а потому весьма необходимой для качественного изучения личности испытуемых.

 Теория фрустрации С. Розенцвейга, как и многие научные теории вообще, разумеется, не свободна от расширительного понимания ее значения в диагнозе и прогнозе личностного развития и роста. Но в целом опыт применения данной методики свидетельствует о ее цен­ности в дифференциальной диагностике акцентуаций характера, на­рушений поведения (в том числе и социально опасных), невротиче­ских состояний, а также и в положительном плане установления оп­тимального состояния психического здоровья детей и взрослых.

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций

Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном ри­сунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором. Изображенные персонажи могут разли­чаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной си­туации.                

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основ­ные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препят­ствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает человека с тол­ку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуа­ций - рисунки 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом об­винения. Их восемь: рисунки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фру-стратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый мо­жет интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препят­ствия» или наоборот.

1 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб, 2000. С. 327 – 334, 359-382.

 


Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух кри­териев: направления реакции и типа реакции.

1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение — подчеркивается степень фрустрирующей ситу­ации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение дан­ной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).

2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматри­вается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит толь­ко подождать и подумать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуе­мого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как пре­пятствие, не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в от­вете испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответствен­ность за фрустрацию никому не может быть приписана).  

3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход со­бытий приведут к ее исправлению).

Р1з сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М:

Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные; М —импунитивные.      

Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD — «с фик­сацией на препятствии», ЕD — «с фиксацией на самозащите», и NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности».

Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добав­ляется значок «прим» (Е', I', М'). Тип реакции «с фиксацией на само­защите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строч­ными буквами е, i, m.

В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальней­шей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Дан­ный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...