Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание смыслового содержания факторов

    ОD «с фиксацией на препят­ствии»   ЕD «с фиксацией на самозащите»   NP «с фиксацией на удов­летворении потребно­стей  
Е     Е' — в ответе подчер­кивается наличие препятствия. Пример: «Эта ситуа­ция определенно фрустрирует меня (досаж­дает, беспокоит)». Встречается главным образом в ситуациях с препятствием   Е — враждебность, по­рицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Пример: «Пошел к чер­ту!», «Вы виноваты!» Испытуемый актив­ но отрицает свою вину за совершенный проступок.. Пример: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете».­ е — требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту си­туацию. Пример: «Это вам надо решить этот вопрос».    
  I     I' — фрустрирующая ситуация интерпрети­руется как благоприят­но-полезная, как при­носящая удовлетворе­ние (или заслужи­вающая наказания).     I — порицание, осужде­ ние направлено на само­го себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угры­зения совести.   i — субъект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или на­ мекая на свою ви­новность.

М

 

 

М' — трудности фрустрирующей ситуации

не замечаются или сво­дятся к ее полному

отрицанию.

Пример: «Эта ситуа­ция не имеет никакого значения».

 

 

М — ответственность

лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию,

сведена к минимуму,

осуждение избегается.

Пример: «Ничего, на

ошибках учимся».

 

 

m — выражается

надежда, что время,

нормальный ход

событий разрешат

проблему, просто

надо немного подо­ждать; или же что взаимопонима

ние и взаимо-

уступчивость

устранят фрустри­рующую иитуацию.

 

 

Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены на таблице (см. ниже). Слева на листке про­токола испытуемого ставится знак «+», если ответ субъекта иденти­чен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно хотя бы одного ответа, совпадающего по смыслу со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-». Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100 %), вычисляется процентная величина GCR испытуемого. Количествен­ная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индиви­дуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.

Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов за­носятся в квадратики профилей. При этом каждый счетный фактор, которым был оценен ответ, принимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчис­лении любое разделение между счетными факторами вычисляется на пропорциональной основе, причем каждому из факторов придается равное значение.

Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. лист ответов испытуе­мого), цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситу­аций равно 24, то возможный максимум для каждого случая — 24, и, исходя из этого, вычисляется процентное содержание каждой получен­ной суммы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, М, ОD, ЕD, МР представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных на­правлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивиые, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убы­вающей частоты. Например, частоты Е — 14, I — 6, М — 4 записыва­ются: Е > I > М.

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем примере. Например, мы получили ОD—10, ЕD - 6, NP - 8. Записывается: ОD > NP > ЕD.

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления от­вета. Записывается, например: Е > Е' > М.

4. Четвертый дополнительный образец включает сравнение отве­тов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвинения». Сумма Е и I рас­считывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максималь­ный процент таких ответов будет составлять 33. Для целей интерпре­тации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.

Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый может заметно из­менить свое поведение, переходя от одного типа или направления ре­акций к другому. Подобное изменение имеет большое значение для пониманий реакций фрустрации, так как показывает отношение ис­пытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может в начале опыта давать экстрапунитивные реакции, а затем, после девяти или десяти ситуаций, которые вызывают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявление существования таких тенденций и выяснение их природы. Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой ука­зывают численную оценку тенденции, определяемую знаком «+» (по­ложительная тенденция) или «-» (отрицательная тенденция).

Формула вычисления численной оценки тенденции: (а - b)/(а + b), где а — количественная оценка в первой половине протокола, b — ко­личественная оценка во второй его половине. Для того чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показатель­ная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.

Анализируется пять типов тенденций.

Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в графе ОD. Напри­мер, фактор Е' появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оцен­кой в 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор I' появляется в це­лом только один раз, фактор М' появляется три раза. Тенденция 1-го Типа отсутствует.

Тип 2-й. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, М.

Тип 3-й. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.

Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф.

Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распределение фак­торов в трех графах, не учитывая направления; например, рассмотрение графы ОD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 — во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ЕD и NP.                      

Интерпретация

Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

Первый этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (раз­ного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адапти­рован к своему социальному окружению.


Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фру­страции.

Так, например, если мы получаем у испытуемого оценку М — нор­мальную, Е — очень высокую, I — очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с по­вышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень ред­ко в интропунитивной. Можно предполагать, что он предъяв­ляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

Оцен­ка ОD (тип реакции «с фиксацией на препятствие») показывает, в ка­кой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы полу­чили повышенную оценку ОD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает, более чем нормально, идея препятствия.

Оценка ЕD (тип реакции «с фиксацией на самоза­щите») означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосре­доточены на защите своего «Я».

Оценка NP — признак адекватного ре­агирования, показатель той степени, в которой субъект может разре­шить фрустрациоиные ситуации.

Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение для понимания отношения испытуемого к своим собственным реакциям. Длительность обследования 20-30 минут.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследова­ния можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению.

Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоцио­нальные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению его потребностей, к дости­жению цели.


№ рисунка   ОD   ЕD   NP
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24   М' Е'   Е'     Е'   М'   М'     I     Е     Е   Е     Е I     I       i е   m е   е    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...