Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А — 4 балла; а — 3 балла; б—2 балла; Б — 1 балл.

Признаки:

1) Вербализация.

2) Чрезмерная забота.

3) Зависимость от семьи.

4) Подавление воли.

5) Ощущение самопожертвования.

6) Опасение обидеть.

7) Семейные конфликты.

8) Раздражительность.

9) Излишняя строгость.

10) Исключение внесемейных влияний.

11)Сверхавторитет родителей.

12) Подавление агрессивности

13) Неудовлетворенность ролью хозяйки

14) Партнерские отношения

15) Развитие активности ребенка.

16) Уклонение отконфликта.

17) Безучастность мужа.

18) Подавление сексуальности.

19) Доминирование матери.

20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

21) Уравнение отношения.

22) Стремление ускорить развитие ребенка

23) Несамостоятельность матери

 

Тестовые нормы опросника PARI (матери)

Выборка – 169 человек

Стэновые оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 20
2 5 6-7 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20
3 5-8 9 10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20 20
4 5-10 11 12 13 14 15-16 17 18-19 20 20
5 5-9 10-11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20
6 5-10 11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 20
7 5-9 10-11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20
8 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20 20
9 5-7 8 9 10 11-12 13-14 15 16 17-19 20
10 5-10 11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20
11 5-8 9 10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20
12 5-7 8-9 10-11 12-13 14 15-16 17-18 19 20 20
13 5-6 7 8-9 10 11 12-13 14-15 16 17-18 19-20
14 5-10 11 12 13-14 14 16 17 18 19 20
15 5-11 12-13 14-15 16 17 18 19 20 20 20
16 5-7 8-9 10-11 12 13 14-15 16-17 18 19 20
17 5-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 20 20
18 5-9 10 11 12-13 14-15 16-17 18-19 20 20 20
19 5-7 8 9-10 11 12 13-14 15-16 17-18 20 20
20 5-7 8-11 12-13 14 15-16 17-18 19 20 20 20
21 5-15 16 17 18 19 19 20 20 20 20
22 5-10 11 3 13-14 15 16-17 18 19 20 20
23 5-10 11 12 13-14 15-16 17 18 19 20 20

Тестовые нормы опросника PARI (отцы)

Выборка – 94 человека

Стэновые оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 5-11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 2 5-7 8 9 4 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 20 3 5-8 9-10 11-12 13 14-15 16 17-18 19 20 20 4 5-9 10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 5 5-11 12 13 14 15-16 17 18-19 19-19 20 20 6 5-10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 7 5-9 10 11-12 13 14-15 16 17 18-19 20 20 8 5-6 7-8 9-10 11 12-13 14-16 17 18-19 20 20 9 5-7 8 9-10 11 12-13 14-15 16 17 19 20 10 5-10 11-12 13 14 15 16 17 18-19 20 20 11 5-8 9 10 11-12 13-14 15-16 17 18-19 20 20 12 5-8 9 10 11 12-14 15-16 17 18 19-20 20 13 5-7 8 9 10-11 12 13-14 14-16 17-18 19 20 14 5-11 12 13 14 15 16 17 18-19 18-19 20 15 5-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 16 5-9 10 11 12 13-14 15 16 17 18-19 20 17 5-10 11 12 13-14 15 16-17 18-19 20 20 20 18 5-8 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 20 19 5-7 8 9-10 11 12-13 14-15 16-17 18 19 20 20 5-9 10 11-12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 21 5-14 15 16 17-18 19 19 20 20 20 20 22 5-8 9-12 13 13 14-15 16 17-18 19 20 20 23 5-12 13-14 15 16 17 18 19 20 20 20

 

 

5. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

 

Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)¹

 

Цель методики

Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно – ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи.

Описание методики

Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно - ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я, 19-, и 20-я шкалы – о механизмах семейной интеграции. Ниже приведено описание шкал в том порядке, в каком они расположены в опроснике.

_________________________

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. С. 264, 523 – 532.

 

Описание шкал опросника2

1. Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания. Воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если ему не отдать вое силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы.

2. Гипопротекция (Г-). – ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное (типичные высказывания таких родителей систематизированы в шкале Г-).

Эти две шкалы определяют уровень протекции, т.е. речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

3. Потворствование (У+). О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время

____________________

2. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Мн. 1999. С 164 – 174.

был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца и т.п.

4. Игнорирование потребностей подростка (У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении о родителями, в их любви. Описываемый стиль проявляется в определенных высказываниях родителей, косвенно отражающих их нежелание общаться с детьми, в предпочтении детей, ничего не требующих от родителей.

Эти две шкалы замеряют степень удовлетворения потребностей ребенка, т.е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечений), так и духовных (и прежде всего - в общении с родителями, в их любви и внимания). Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» - пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкое удовлетворение потребностей ребенка.

5. Чрезмерность требований (обязанностей) - (Т+). Именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию его личности, а напротив, ставят его под угрозу. В одном на ребенка перекладываются более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что ребенок очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент.

В другом случае от ребенка ожидают значительных и не соответствующим его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т.п.). Родители подчеркивают в беседе те условия, которые прилагают для организации его успехов.

6. Недостаточность обязанностей подростка (Т-) В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Эта особенностей воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому.

Эти две шкалы дают представления о требованиях – обязанностях ребенка, т.е. задания, которые он выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи).

7. Чрезмерность требований - запретов (доминирование) (З+). В этом случае ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных - провоцирует развитие черт сенситивной и тревожно – мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.

8. Недостаточность требований - запретов к ребенку (З-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка, и особенно, неустойчивого типа.

Эти две шкалы указывают на то, что ребенку нельзя делать. Они определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения.

9. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.

10. Минимальность санкций (С-). Родители склонны обходится без наказаний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Эти две шкалы дают представление о строгости наказаний, применяемых к ребенку родителями, за невыполнение семейных требований.

11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). Оценки по этой шкале позволяют говорить о резкой смене стиля воспитания, приемов воспитания. Они свидетельствуют о «шараханьях» родителей: от очень строгого стиля к либеральному и наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом, родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах (частоту этих колебаний).

Возможно большое количество сочетаний перечисленных стилей семейного воспитания. Однако особенно важное значение имеют устойчивые сочетания, формирующие следующие типы неправильного воспитания (см. таблицу № 1).

 

Таблица № 1

Таблица диагностики типов семейного воспитания

 

Тип воспитания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...