Разработка предложений технического и организациооного характера, для обеспечения безопасности перевозки АХОВ автомобильным транспортом.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение
Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Ведущее место в транспортной системе занимает автомобильный транспорт. Автотранспорт превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Удобство транспортировки автомобильным транспортом связано с возможностью приема и доставки груза от дверей до дверей. К каждому предприятию или жилому дому в любое время можно подъехать на автомобиле, поэтому, хотя автомобиль уступает самолету в скорости, он наиболее удобен на расстояниях до нескольких сот километров. Автотранспорт успешно конкурирует с железной дорогой из-за отсутствия задержек на сортировочных станциях, скорости и отсутствия необходимости перегрузок. Автомобильным транспортом перевозится большой объем различных грузов, в том числе и опасных. К опасным грузам относят вещества и предметы, которые в условиях транспортировки, хранения, погрузки и выгрузки могут послужить причиной взрыва, пожара или какого-либо повреждения и порчи транспортных средств, складов, устройств, зданий сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. По статистическим данным, автотранспортом перевозится 60% опасных грузов, среднее расстояние перевозок для бензовозов составляет 45 км, а для грузовиков с химическими веществами — 420 км. Важной характеристикой является распределение аварий по величине ущерба. Как показывает практика, к выбросам под давлением, проливам или утечкам приводят около 0,5 всех аварийных ситуаций. Доля значимых утечек (аварий) составляет 0,2 случаев аварийных ситуаций.
Относительная доля повреждаемости грузов при автомобильных перевозках в зависимости от типа груза составляет: легковоспламеняющиеся жидкости – 60,5%; горючие жидкости – 16,3%; воспламеняющиеся сжатые газы – 3,2%; ядовитые вещества – 2,1%; невоспламеняющиеся сжатые газы – 1,9%. В зависимости от физико-химических свойств АХОВ, условий их транспортировки при авариях на транспортных магистралях могут возникнуть чрезвычайные ситуации (ЧС) с химической обстановкой четырех основных типов: Первый тип. ЧС возникают в случае мгновенной разгерметизации (взрыве) емкостей или цистерн, содержащих газообразные (под давлением), криогенные перегретые сжиженные АХОВ. При такой ЧС образуется первичное парогазовое или аэрозольное облако с высокой концентрацией АХОВ, распространяющихся по ветру. Второй тип. ЧС возникают при аварийных выбросах или проливах, транспортируемых сжиженных ядовитых газов (аммиак, хлор и др.), перегретых летучих токсических жидкостей с температурой кипения ниже температуры окружающей среды (окись этилена, фосген, окислы азота, сернистый ангидрит, синильная кислота и др.). При такой ЧС часть АХОВ (не более 10%) мгновенно испаряется, образуя первичное облако паров смертельной концентрации; другая часть выливается на подстилающую поверхность, постепенно испаряется, образуя вторичное облако с поражающими концентрациями. Третий тип. ЧС возникают при проливе на подстилающую поверхность значительного количества сжиженных (при изотермическом хранении) или жидких АХОВ с температурой кипения ниже или близкой к температуре окружающей среды (фосген, четырехокись азота и др.), а также при горении большого количества удобрений (например, нитрофоски) или комовой серы. При этом образуется вторичное облако паров АХОВ с поражающими концентрациями, которое может распространяться на большие расстояния.
Четвертый тип. ЧС возникают при аварийном выбросе (проливе) значительного количества малолетучих жидких АХОВ, с температурой кипения значительно выше температуры окружающей среды или твердых (несимметричный диметил-гидразин, фенол, сероуглерод, диоксин, соли синильной кислоты). При этом происходит заражение местности (грунта, воды, растительности) в опасных концентрациях. Указанные типы химической обстановки при ЧС, особенно второй и третий, могут сопровождаться пожарами и взрывами, что осложняет обстановку, повышает концентрацию поражающих веществ, сопровождается образованием токсичных продуктов горения, увеличивает потери и затрудняет проведение аварийно-спасательных работ. Аммиак является представителем 5-ой группы, а возможная аварийная ситуация с аммиаковозом может привести к чрезвычайной ситуации (ЧС) с химической обстановкой второго типа. Хлор является представителем 1-ой группы, а возможная аварийная ситуация с контейнером с хлором может привести к чрезвычайной ситуации (ЧС) с химической обстановкой второго типа. Характерными особенностями химически опасных аварий являются внезапность возникновения ЧС, быстрое распространение поражающих факторов (особенно при ЧС с химической обстановкой первого и второго типов), опасность тяжелого массового поражения людей и сельскохозяйственных животных, попавших в зону заражения, необходимость проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в короткие сроки. Эффективность проведения мероприятий защиты населения и ликвидации последствий аварии, в основном, зависит от полноты, достоверности и оперативности выявления обстановки в зоне аварийной ситуации. Выяление химической обстановки на месте аварии основывается на прогнозе масштабов возможного химического заражения с последующей инструментальной разведкой и установлением фактической химической обстановки. Прогнозирование зон химического заражения, динамики развития чрезвычайной ситуации и оценка ущерба является важной и актуальной задачей, решение которой будет способствовать разработке мер технического и организационного характера, направленных на уменьшение риска от техногенных аварий и террористических актов.
Существующие программные комплексы по прогнозированию аварий на объектах с АХОВ [5-11] рассматривают сценарии либо полного, либо частичного разрушения и пролива стационарно расположенных объектов и не учитывают характер разгерметизации объектов, динамику разлива АХОВ при движении транспортного средства и другие сопутствующие факторы. До сих пор не разработаны подробные математические модели многостадийных процессов, адекватно описывающие все основные физико- химические явления рассматриваемых событий. В связи с этим целями данной работы являются: 1) Оценка возможных последствий аварий при транспортировке на автомобильном транспорте АХОВ; 2) Сравнительный анализ расчетов, проведенных по разным методикам; Разработка предложений технического и организациооного характера, для обеспечения безопасности перевозки АХОВ автомобильным транспортом.
Глава 1 Основные источники химической опасности при транспортировке аммиака автомобильным транспортом
1.1 Общая характеристика транспортных средств, используемых для перевозки аммиака
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|