Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ перевозок аммиака автомобильным транспортом




 

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом сопряжены с повышенным риском для жизни и здоровья людей, порчей либо уничтожением материальных ценностей, негативным влиянием на окружающую среду. Это требует от всех участников перевозки высокой ответственности и профессионализма, а также надлежащего технического состояния транспорта, грамотной организации процесса перевозки.

В настоящее время уровень экономического развития любой страны в значительной мере определяется степенью развития и масштабами производ­ства химической промышленности. На территории Российской Федерации функционирует свыше трех тысяч объектов народного хозяйства, распола­гающих значительными запасами АХОВ. Более половины этих объектов имеют запасы аммиака, составляющие 35% от всего объема хранения и производства. Ниже представлена краткая характеристика аммиака.

Аммиак (NH3) – бесцветный газ с удушливым резким запахом нашатыря и едким вкусом, легче воздуха в 1,7 раза, температура кипения -33,40С.Порог восприятия при концентрации 0,037 мг/л ПДК в воздухе рабочей зоны производственного помещения 0,02 мг/л, в населенных пунктах 0,0002 мг/л. Поражающая концентрация при вдыхании паров в течение 6 часов 0,21 мг/л, смертельная концентрация при вдыхании паров в течение 30 минут – 7 мг/л. При высоких концентрациях (50-100 мг/л) смерть может наступить мгновенно.

Анализ причин и последствий нарушения технологических режимов перевозок АХОВ на автомобильном транспорте можно представить так:

– переполнение цистерны → повышение внутреннего давления → → разрушение цистерны;

– выход из строя предохранительных мембран, клапанов цистерны → →повышение внутреннего давления → разрушение цистерны.

Безусловно, учитывая, что АХОВ транспортируются через крупные населенные пункты в достаточно больших количествах, аварийные их выбросы будут представлять опасность, прежде всего для незащищенных людей.

Анализ аварийных ситуаций при перевозке аммиака автомобильным транспортом

Сегодня в мире происходят тысячи химических аварий при производстве, хранении, транспортировке аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Наибольшее число аварий в мире и в России происходит на предприятиях, производящих или хранящих хлор, аммиак, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганического синтеза.

Аварии и катастрофы на автомобильном транспорте могут быть двух типов:

- происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с движением автомобильного транспорта (стоянки, склады и др.);

- происходящие во время движения автомобильного транспорта.

 

В России насчитывается более трех тысяч шестисот химически опасных объектов, а сто сорок шесть городов с населением более ста тысяч человек расположены в зонах повышенной химической опасности. За пять лет - с 1992-1996 г. -произошло более 250 аварий с выбросом АХОВ, во время которых пострадали более 800 и погибли 69 человек. Причем 25% аварий произошло из-за эксплуатации оборудования свыше нормативного срока, коррозии оборудования и неработоспособности контрольно-измерительной аппаратуры.

Среди наиболее крупных химических аварий последних лет в России можно отметить следующие:

1 ноября 2011г. автоцистерна, перевозившая аммиачную воду, перевернулась в районе села Красносвободное Тамбовского района. В автоцистерне перевозился 26‑процентный раствор аммиака, который используется для изготовления удобрений и практически безопасен. Из 12 тонн аммиачной воды разлилось около 200 литров. Пожарные водой смыли разлитый раствор, а спасатели загерметизировали горловину цистерны.

10 июня 2011г. выброс аммиака произошел в Великом Новгороде. На ОАО "Хладокомбинат" на клапане избыточного давления произошел хлопок. В результате произошел выброс кубометра аммиака. За медпомощью обратились 14 человек. Признаков отравления аммиаком не обнаружено. Причиной происшествия явилась ошибка оператора ОАО "Хладокомбинат", подавшего аммиак в неэксплуатируемый ветхий трубопровод.

Июля 2004г., в Новоюжном районе Чебоксар произошло чрезвычайное происшествие. Сотрудники автозаправочной станции и рядом стоящей автостоянки почувствовали неприятный запах и вызвали пожарную службу. Прибывшие спасатели установили, что из цистерны автомобиля ЗИЛ-150, припаркованного на стоянке, происходит утечка аммиака. Пары этого газа распространялись по направлению ветра в сторону жилой части микрорайона. Сотрудники милиции эвакуировали людей и оцепили территорию. Спасатели МЧС установили, что утечка происходит из предохранительного клапана, установленного на цистерне. Для предотвращения распространение паров отравляющего газа, была установлена так называемая водяная завеса: вокруг машины положили шланги, и струи воды осаждали газ. Утечка аммиака произошла из-за нарушения водителем правил постановки автотранспорта с опасным грузом. Машина простояла несколько дней под изнуряющим солнцем, из-за жары произошло увеличение давления в цистерне, что и привело к неисправности предохранительного клапана. Через несколько часов сотрудники аварийной службы МЧС ликвидировали последствия чрезвычайной ситуации. Никто из людей не пострадал.

Также автомобильные катастрофы происходят и в зарубежных странах:

В 1989 г. произошла химическая авария в г. Ионаве (Литва). Около 7 тыс. т жидкого аммиака разлилось по территории завода, образовав озеро ядовитой жидкости с поверхностью около 10 тыс.кв. м. От возникшего пожара произошло возгорание склада с нитрофоской, ее термическое разложение с выделением ядовитых газов. Глубина распространения зараженного воздуха достигала 30 км и только благоприятные метеорологические условия не привели к поражению людей, т.к. облако зараженного воздуха прошло по незаселенным районам. В ликвидации последствий этой аварии участвовали 982 человека, привлекалась 241 единица техники.

Мая 2004 г., около города Михайлешти, что в семидесяти километрах от Бухареста, семнадцать человек погибли в результате жуткого дорожно-транспортного происшествия в Румынии, где на одной из трасс в юго-восточной части страны грузовик с аммиаком сначала опрокинулся, потом загорелся и через несколько минут взорвался, когда пожарные пытались потушить огонь. Среди погибших - спасатели, журналисты и пожарные. На месте взрыва образовалась четырнадцатиметровая воронка, длина которой 40 метров. Кроме того, взрывом повреждены несколько зданий в Михайлешти, а также нарушено движение по дороге, которая связывает столицу с городом Бузэу.

Приведенные примеры дают представление о масштабах возможных последствий химических аварий, что дает основание говорить об актуальности проблем их предупреждения и ликвидации, защиты персонала и населения.

Анализируя произошедшие транспортные аварии при транспортировке аммиака, можно выделить основные сценарии дальнейшего их развития:

-полное или частичное разрушение цистерны → вытекание содержимого на подстилающую поверхность → образование ядовитого облака;

-нарушение герметичности цистерны → интенсивное испарение через поврежденный участок → образование ядовитого облака.

Прогностические оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышение вероятности химических аварий в ближайшем будущем будет сохраняться. Для этого есть целый ряд предпосылок:

-рост сложных производств с применением новых технологий, которые требуют высокую концентрацию энергии и опасных веществ,

-крупные структурные изменения в экономике страны, приведшие к остановке ряда производств, нарушению хозяйственных связей и сбоям в технологических цепочках;

-высокий и все прогрессирующий износ основных производственных фондов, достигающих на ряде предприятий 80-100%;

-падение технологической и производственной дисциплины, уровня квалификации технического персонала;

-накопление отходов производства, опасных для окружающей среды; -снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов;

-высокая концентрация населения, проживающего вблизи потенциально опасных промышленных объектов;

-отсутствие или недостаточный уровень предупреждающих мероприятий, способных уменьшить масштабы последствий химических аварий и снизить риск их возникновения;

- недостаточная законодательная и нормативная база;

- неизбежное увеличение объема химического производства, переход к работе с полной нагрузкой крупнейших химических комплексов страны, увеличение объема перевозок и хранения АХОВ;

-стремление иностранных государств и фирм к инвестированию вредных производств на территории России;

-возрастание вероятности терроризма на химически опасных производствах.

Изучив известные катастрофы при транспортировке аммиака можно сделать вывод, что самый большой ущерб наносит образование первичного облака, так как при ликвидации аварий, с выбросом или разливом аммиака, чаще всего внимание уделяется предотвращению образования вторичного облака. Процесс образования первичного облака загрязнения происходит очень быстро, по этому, большое значение при ликвидации чрезвычайной ситуации должно отводиться предупреждению его образования и уменьшению его воздействия. Для этого необходимо применять активные методы ликвидации последствий такого рода аварий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...