Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что необходимо для изучения истории?




Факультет заочного обучения

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

 

Направления: -

Гидрометеорология

Физика

Экология и природопользование

Менеджмент

Специальности: -

Геоэкология

Гидрология

Связи с общественностью

Менеджмент организации

Метеорология

Океанология

Морские информационные системы и оборудование

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

Прикладная информатика (по отраслям)

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

 

 

Курс I-II

 

 

Санкт–Петербург

 

 

Одобрено Ученым советом социально-экономического факультета

УДК 93/99

Методические указания по дисциплине "Отечественная история". – СПб.: Изд. РГГМУ, 2009. – 46 с.

 

 

Составители: В.В. Соколов, проф., РГГМУ, А.М. Судариков, проф., РГГМУ

 

Ответственный редактор М.Г. Лазар, проф., РГГМУ

 

Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины "Отечественная история". Даны рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература, темы контрольных работ. Предназначены для студентов заочной формы обучения, могут быть полезны для всех студентов, изучающих историю России.

 

Ó Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2009

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Россия обладает протяженной и богатой событиями историей. Многие события до сих пор оживленно дискутируется учеными, пытающимися не только определить начало Древнерусского государства, но и откуда пришли наши древние пращуры. Своеобразие исторического пути нашей Родины постоянно проявлялось в политике, культуре, экономике. Прошедшие века оставили обширную историческую память в народе – войны, победы и поражения, взлеты и падения, реформы и революции. Есть в нашей истории все то, что было чертами характера самого народа, населявшего эти бескрайние просторы и, конечно, чертами личностей ее правителей. Из нашего прошлого мы продолжаем извлекать примеры высокой любви к своей Родине и омерзительной жестокости к народу.

История вобрала в себя все стороны жизни народа – его быт, менталитет, государственность, отношения с природой, формы природопользования, одним словом – все, что и составляет жизнь общества. К какой бы стороне этой жизни мы не обратились – обязательно найдем своеобразное прошлое нашего Отечества. На ход нашей истории глубокое влияние оказывали не только внешняя и внутренняя политика, развитие экономики, культуры и другие факторы. Кли­мат, огромные географические пространства, колоссальные природные ре­сурсы, особенности рельефа – все это и многое другое также участвовало в ее формировании.

Отечественная история является одной из важнейших дисциплин в сфере гуманитарного знания. Учебный курс «Отечественная история» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. Учебно-методическое пособие написано с учетом новейших тенденций в области преподавания курса «Отечественная история» для направлений «гидрометеорология», «физика», «экология и природопользование» в российских вузах.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение курса «Отечественной истории» предполагает решение следующих учебно-методических задач:

- показать общие черты и особенности отечественной и мировой истории, определить место России во всемирно-историческом процессе;

- дать слушателям знания об основных этапах, событиях и явлениях истории России с древнейших времен до современности;

- сформировать у слушателей понимание наиболее существенных особенностей исторического развития России, его отдельных этапов;

- сравнить различные точки зрения на историческое прошлое России, выработать у студентов свою собственную оценку различных аспектов истории страны;

- способствовать воспитанию патриотизма, нешаблонного, серьезного отношения к проблемам прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

Формы занятий – лекции. Самостоятельная подготовка, включающая индивидуальное изучение основной и дополнительной литературы (список литера­туры приведен в программе), подготовка к контрольным занятиям (см. список вопросов), и написание контрольной работы по избранной теме (см. список ре­комендуемых тем).

Формы контроля – текущий контроль включает выполнение контрольных заданий (для заочной формы обучения). На заочном отделении для первого курса итоговой формой контроля знаний является зачет, для второго – экзамен.

Сведения о том, как наши предки строили свои отношения с окружающей природой, рассыпаны по многочисленным документам самого различного характера, но не собраны в единое целое. Исходя из этого, кафедра социально-гуманитарных наук университета разработала новую программу «Отечественной истории», макси­мально сближающую учебный курс с эколого-климатологи­ческим профилем университета. В ней особое внимание уделено вопросам экологической и кли­матической истории России, развитию природопользования, охраны природы. Программа дисциплины основывается на учебном пособии: Соколов, В.В. Отечественная история. Русь древняя. Московское царство. / В.В. Соколов. – Т. 1. - СПб.: изд-во РГГМУ, 2005. Соколов, В.В. Отечественная история. Россия имперская. Россия советская. Россия изменяющаяся. / В.В. Соколов. – Т. 2. - СПб.: изд-во РГГМУ, 2005.

На зачете и экзамене по отечественной истории студент должен:

- понимать ход исторического развития, внутреннюю логику возникновения тех или иных событий, их значение и влияние на дальнейшее развитие страны;

- знать конкретный материал, т.е. исторические факты и события, их основную хронологию;

- раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей; владеть элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями;

- провести сравнение, определение сущности событий;

- понимать альтернативность исторического развития, привести убедительные аргументы в пользу собственной оценки;

- дать оценку историческим явлениям, обосновывать свое отношение к историческим событиям и их участникам;

- обосновать личностное отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры;

- назвать и высказать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.

В виде приложения к предлагаемым методическим рекомендациям включены также:

- требования к оформлению контрольных работ по курсу;

- краткий словарь терминов по курсу.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Прежде чем давать какие-либо рекомендации по конкретным темам, обратимся к проблемам, без понимания которых трудно понять не только смысл исторических знаний, но и их систему, место, которое они занимают во всем информационном поле человеческой цивилизации.

Что необходимо для изучения истории?

Приступая к изучению «Отечественной истории», следует разобраться с фундаментальными для любой науки, в том числе и для истории, вопросами, которые именуются методологическими. В их числе:

- предмет исторической науки;

- сущность, формы и функции исторического знания;

- источники знания о прошлом страны;

- главные этапы отечественной историографии;

- история России как часть всемирной истории;

- периодизация отечественной истории.

Важность этих вопросов состоит в том, что историю изучить «вообще» невозможно. Она соткана из множества исторических фактов, логически связанных и не связанных между собой. Образно говоря, это хаос бесчисленного количества фактов прошлого. Поэтому у многих создается мнение, что понять наше прошлое – дело почти безнадежное хотя бы потому, что нормальный человек не может удержать в памяти длинный ряд имен, дат, названий и т.д. Однако это совсем не так.

Рассуждения об истории человечества вообще (в целом) - беспредметны. Один и тот же факт можно трактовать по-разному, в зависимости от базовой концепции, под углом зрения которой он (факт, событие, документ) и рассматривается. Так, никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября 1917 года в Петрограде. Для материалистической теории - это закономерная Великая Октябрьская социалистическая революция. Для либеральной теории - случайный вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях изучения получает различные объяснения.

Отсюда следует простой вывод – для действительного изучения курса дисциплины поначалу нужно разобраться в перечисленных выше проблемах, включая различные концептуальные подходы. При этом не упустим из вида, что в научном изучении истории человечества можно обнаружить несколько предметов изучения. Объединение их по сходным признакам приводит в итоге к трем, принципиально не схожим предметам изучения, а затем и теориям изучения, которые заключают разное понимание цели жизни, мировоззрения, нравственной позиции человека.

1) Сторонники религиозно-исторической теории смысл пребывания человека на Земле видят в движении его к Богу, в победе духовной сферы жизни общества над материальной, плотскими страстями.

2) Сторонники всемирно-исторической теории смысл жизни человека видят в стремлении его к материальным благам, зависящим от общемирового прогресса.

3) Сторонники локально-исторической теории смысл жизни человека видят в продлении жизни, сохранении здоровья, обеспечивающимся единством человека и среды обитания.

Исходя из предмета исторического изучения, каждая теория предлагает свое понимание хода истории, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию, предлагает свои выводы и делает свой прогноз на будущее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...