Терминологические особенности курса
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Глава 2.1.1. Понятие менеджмента Окружающий нас деловой и общественный мир состоит из организаций – производственных и обслуживающих,частных и государственных, больших, средних и малых, коммерческих и некоммерческих и пр. Каждая из них по отношению к внешнему окружению является открытой: потребляет его ресурсы, соответствующим образом перерабатывает их, а полученные результаты деятельности передает во внешнюю среду. Непрерывность и эффективность процессов обмена обеспечивают жизнеспособность организации.
Менеджмент обособлен от остальных видов деятельности в организации, но его отделение от других работ не является абсолютным и не исключено участие менеджеров в технической работе организаций. В крупных компаниях обособление менеджмента выражено более четко, чем в малых. Во всех организациях менеджер выполняет свою работу с помощью других людей.
Термины «менеджмент», «менеджер» стали очень популярным в России с начала 90-х годов в связи с переходом к рынку. До этого времени использовались выражения «управление», «управленец». При внешней схожести между ними существует значительная разница. В зарубежной практике английское «менеджмент» употребляется применительно к фигуре менеджера, действующего в определенной организации – предприятии, фирме. Тем самым менеджмент отделяется по смыслу от более широкой системы управления, для которой более приемлемы «администрирование», «администрация». Разделение управления и менеджмента по содержанию вполне оправдано, так как управленческая деятельность является более широкой, чем менеджерская, За счет управленческих процессов можно менять ситуацию в мире, стране, регионе. Менеджмент осуществляется на ограниченной площадке предприятия. и нужен для обеспечения эффективного достижения целей, стоящих перед конкретной организацией. Однако, не смотря на смысловое различие, в целях более удобного чтения учебного пособия мы будем использовать термины «менеджмент» «управление» как синонимы, хотя речь в нем пойдет исключительно об основах организации эффективной менеджерской деятельности на предприятии, в фирме.
В нашем курсе мы будем использовать термины «организация», «предприятие», «компания» и «фирма» как синонимы. Содержание менеджмента Существует несколько определений содержания менеджмента, характеризующих его различные аспекты. Рассмотрим основные из них: раскрывающие содержание управления организацией как открытой системой и характеризующие менеджмент с точки зрения деятельности по удовлетворению потребностей клиентов;
Производительность характеризует количество ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации. Их перечень достаточно широк, в него, как правило, включают человеческие ресурсы, финансовые, сырье и материалы, технологические и информацию. Производительность, как и эффективность, должна быть высокой и обеспечивать рациональное использование всех ресурсов, которыми располагает общество, чтобы способствовать общественному прогрессу.
Таблица 2.1. Цели организаций [1] (частотные характеристики отдельных положений деловых кредо 290 японских компаний)
Примечание: Число указывает частоту, проценты получены делением частоты на число компаний
Рассматривая управление организацией как открытой системой, можно дать следующее определение. Менеджмент – это деятельность, направленная на эффективное и производительное использование организационных ресурсов, обеспечивающая достижение целей организации, рост эффективности и производительности. Качество менеджмента в организации влияет на общественную эффективность - повышает ее или, напротив, снижает и, в конечном счете, характеризует использование ресурсов
Содержание менеджмента с точки зрения деятельности по удовлетворению потребностей клиентов. Данный аспекттесно связан с предыдущим, поскольку главное предназначение организации заключается в удовлетворении потребностей своих клиентов или заказчиков (потребителей), находящихся во внешней среде по отношению к предприятию, но вместе с тем позволяет выявить некоторые важные и специфические моменты. Для удовлетворения заказа потребителя под руководством менеджеров приобретаются и потребляются ресурсы и осуществляется деятельность исполнителей таким образом, чтобы потребности клиентов были удовлетворены наилучшим образом (Рис. 2.2.). Распределение ролей происходит следующим образом. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее удовлетворение. Менеджер строит и перестраивает деятельность предприятия в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель входит в построенную менеджером деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявленные ему деятельностью и менеджером. От менеджера зависит, будет ли исполнитель выполнять нормы деятельности, которые вырабатывает общество и посредством которых человеческая активность приобретает определенную форму. Для этого менеджер должен иметь управленческие средства и уметь ими правильно пользоваться. За счет обучения менеджер овладевает средствами, которые выработаны в практике и описаны в теории управления. При отсутствии необходимых средств, менеджер должен уметь вырабатывать их самостоятельно.
Управленческая деятельность мыслительная по своей природе, ее содержанием является мышление. Многие процессы не видны наблюдателю, их результаты сложно определить заранее. Но именно за счет мышления менеджер принимает грамотные управленческие решения и достигает цели, стоящие перед организацией. Логика управления Для того, чтобы управлять, менеджеру нужно определить цели, которые следует достичь, т. е. принять решение о постановке целей и запланировать результаты деятельности. Фактически это означает получение ответов на вопросы: * что производить и предлагать потребителю сегодня, завтра, в перспективе;
* когда и в какие сроки производить; * сколько потребуется ресурсов всех видов, какими будут размеры партий производимых товаров, объемы оказываемых услуг и пр.; * где производить – в каких странах, регионах, подразделениях предприятия и пр.
После осуществления функции планирования необходимо организовать деятельность предприятия таким, образом, чтобы поставленные цели были достигнуты. Для этого менеджер должен получить ответы на вопросы: * какие основные бизнес-процессы выделить и организовать? * какие технологии использовать? * кто и какие будет поставлять ресурсы? * как и какой подобрать персонал? * как распределить время, ресурсы и действия – кто что конкретно, как и с какими ресурсами будет делать, взаимодействовать с другими исполнителями, отвечать за результаты и пр.? * Их содержание характеризует функцию организации. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах и подразделениях компании, распределение между ними ресурсов. В результате организации формируется структура управления, позволяющую распределять и координировать совместную работу.
Наконец, необходимо контролировать деятельность организации, чтобы быть уверенным, что результаты соответствуют намеченным планам, а если возникают отклонения, то вовремя принять необходимые меры воздействия. В процессе выполнения функции контроля ставятся следующие вопросы: * как конкретные работники или подразделения выполняют возложенные на них обязанности? * своевременно ли работники предприятия получают точную, необходимую им в работе информацию? * * какие корректирующие меры следует предпринять, чтобы не допустить (ликвидировать) отставания, исправить брак, пр.?
Функции, процессы принятия решений, коммуникации и руководство раскрывают логику управления, следуя которой можно дать еще одно определение содержания менеджмента. Менеджмент – это деятельность руководителя (лидера) по эффективному и производительному достижению целей предприятия за счет планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами.
Методы руководства, осуществления функций управления, принятия решений, налаживания коммуникаций – это средства деятельности менеджера. Выбор их конкретных форм зависит от множества обстоятельств, среди которых наиболее значимы состояние внешней среды, в которой находится организация, и факторы внутри организации. Многоаспектность определений понятия менеджмента указывает на исключительную сложность управленческой деятельности. Менеджер несет непосредственную ответственность за достижение высоких результатов деятельности в той сфере, которая ему вверена. При этом способы мышления и восприятия мира менеджером самым непосредственным образом влияют на результаты, которые достигает организация. Если менеджер видит мир черно-белым, а его работа похожа на борьбу за существование, то этими же стереотипами начинают мыслить его подчиненные. В этом случае достигаемые результаты вряд ли будут высокими. И напротив, наличие у менеджера оптимизма, целеустремленности, умения решать проблемы и стремления к максимальной результативности заражает подчиненных и окружающих верой в успех и приводит к эффективной совместной деятельности и достижению поставленных целей.
Специализация менеджеров Исторически появление менеджеров-профессионалов вызвано отделением управления от труда по производству продукции или оказанию услуг в связи с ростом предприятий. Степень обособления менеджмента определяется размерами организаций – на крупных предприятиях создается развитая система управления с высокой специализацией ее работников, существует четкая граница между трудом и менеджментом. На средних предприятих эта граница выражена менее явно, в мелких компаниях она зачастую отсутствует, так как функции управления интегрированны с рабочим процессом.
Руководителей высшего звена иначе называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами или дженералистами, что подчеркивает их ведещую роль на предприятии, в фирме.
Как правило, выделяют три категории ролей – информационные, межличностные и связанные с процессом принятия решений (управление действиями). Каждая категория включает в себя несколько ролей. Считается, что наиболее полно деятельность менеджера может быть описана с помощью десяти ролей (табл. 2.2). Информационные роли направлены на создание и развитие информационной сети менеджера. Чем выше уровень управления, тем больше времени менеджер тратит исполнение информационных ролей. По некоторым оценкам у генеральных менеджеров 75% рабочего времени уходит на разговоры с другими людьми. Межличностные роли связаны с необходимостью налаживания взаимоотношений менеджера с другими людьми и использованием навыков руководства. Роли, связанные с принятием решений исполняются тогда, когда у менеджера возникает необходимость выбора альтернативы и действий. Эти категории ролей исполняют менеджеры всех уровней управления – высшего, среднего и низового. Но менеджеры высшего уровня принимают более масштабные решения и несут ответственность за результаты деятельности организации в целом.
Таблица 2.2. Десять ролей менеджеров Источник: [7, С. 33]
Эффективные менеджеры в течение рабочего дня последовательно, а порой и одновременно исполняют несколько ролей: они занимаются поиском и получением информации, руководят и мотивируют подчиненных, принимают решения о выделении ресурсов, регулируют споры и разрешают конфликты и т.п. Чем меньше организация, тем большее количество ролей играет один менеджер. Распределение ролей менеджеров в малых и средних фирмах существенно отличается от деятельности их коллег в корпорациях. В небольших компаниях на первый план выходит роль оратора, так как каждый менеджер должен продвигать свою не очень известную фирму на во внешний мир. Нужно убедить, что она производит продукцию или оказывает услуги, которые заслуживают общественного внимания. В малых фирмах очень важна роль предпринимателя, поскольку творческий подход к делу способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Остальные роли имеют меньшее значение, хотя и их умелое и эффективное исполнение необходимо для успешной деятельности компаний. Вопросы для контроля знаний 1. Дайте различия в значении терминов «менеджмент» и «управление». 2. Приведите различные определения содержания менеджмента и объясните, какие аспекты управления они характеризуют. 3. Кого и почему можно считать менеджером? 4. Чем занимаются менеджеры на предприятии, в фирме? 5. В чем проявляется мыслительный характер труда менеджеров? 6. Как взаимодействуют исполнительский труд и менеджерская деятельность? 7. Дайте определения основных функций управления и охарактеризуйте их значение в менеджменте. 8. Какие связующие процессы выделяют в менеджменте, какую роль они играют в управлении? 9. Объясните логику управления. 10. Как выстраивается иерархия управления в организации? 11. Что такое управленческая роль? Приведите примеры различных ролей менеджеров. 12. Определите, какие роли играют менеджеры высшего, среднего и низового звеньев управления. 13. В чем состоит различие деятельностных позиций предпринимателя и менеджера? 14. Почему цели предпринимателя и менеджера не совпадают? 15. Приведите пример предпринимательского управления. 16. В чем преимущества и слабые места предпринимательского управления в организации? 17. Какую роль играют менеджер и предприниматель в рыночной экономике? 18. Назовите общее и различное в управлении малым и крупным предприятиями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|