Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы анализа внешней среды организации




Существует довольно много методов анализа внешней среды организации, их выбор зависит от целей, которые преследует менеджер. Оценку стабильности окружения осуществляют, как правило, путем определения нескольких характеристик – сложности, подвижности, взаимосвязанности факторов и неопределенности внешней среды [27, С. 117-118].

Сложность внешней среды характеризуется числом факторов, на которые обязана реагировать организация, а также уровнем их вариативности. Чем больше факторов значимо для предприятия, чем они разнообразнее, тем сложнее его окружение. Одна и та же внешняя среда может быть сложной для одной организации и простой для другой.

Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой происходят изменения в окружении организации. Высокая подвижность среды приводит к тому, что будущее организации перестает зависеть от ее прошлого, а сложившиеся методы поведения и используемые средства перестают работать. Это заставляет предприятия искать способы прогнозирования состояния их внешнего окружения, разрабатывать методы быстрого реагирования на высокую подвижность среды.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Для некоторых организаций влияние сильной взаимосвязи факторов может оказаться фатальным. Например, для российских предприятий, приобретающих сырье и материалы за рубежом, резкое падение курса рубля приведет необходимости поиска новых поставщиков, потере потребителей, падению конкурентоспособности, сокращению численности работающих, обострению взаимоотношений с профсоюзом. Следствием станет падение производства, инфляция, что еще более усилит изменение факторов внешней среды.

Неопределенность внешней среды – это следствие количества знаний организации об окружении и их достоверности. Чем меньше знаний и чем менее они достоверны, тем неопределеннее среда для организации, тем сложнее оценить ситуацию и адекватно на нее отреагировать.


Для количественного измерения сложности, подвижности, взаимосвязанности факторов и неопределенности внешней среды можно воспользоваться шкалой И. Ансоффа [32]. По данной шкале оценка факторов производится экспертно в баллах в диапазоне от 0 до 5. Интерпретация методики для иллюстрации оценки подвижности внешней среды представлена на рис. 2.9.

 

Абсолютно спокойной будет среда, если ее экспертная оценка равна 0, а непредсказуемой, или полной сюрпризов, – при значении 5. Но в реальной жизни крайние положения встречаются редко.

Современная рыночная среда редко бывает спокойной и простой. Если, например, подвижность среды оценена в 3 балла, то это означает, что ее будущее на 40% зависит от прошлого и на 60% неизвестно.

Аналогично оцениваются количественные значения других характеристик.

После определения количественных значений сложности, подвижности, взаимосвязанности факторов и неопределенности внешней среды можно рассчитать общую средневзвешенную характеристику, использовав в качестве весов коэффициенты их относительной важности. Эта оценка позволит получить интегрированное представление об изменчивости внешней среды для организации.

Можно воспользоваться несколько иным набором характеристик внешней среды организации, использовав такие, как, сложность рынка, повторяемость событий и прогнозируемость будущего. Их анализ, оценка и расчет средней величины производятся аналогично.


Одним из распространенных содержательных видов исследований внешней среды является ПЭСТ анализ – политический/правовой, экономический, социокультурный и технологический [2, С. 411-413], в котором имеет место несколько иная группировка внешних ситуационных переменных (Рис. 2.10).

 

Первый шаг анализа начинается с идентификации основных внешних факторов, воздействующих на деятельность организации.

Влияние факторов может проявляться по-разному, например:

политических/правовых - через трудовое законодательство, налоговую политику, законы об охране окружающей среды, политику приватизации/дерегулирования, формы общественного контроля над расходами и т. п.;

экономических – через процентные ставки и уровень инфляции, доверие потребителей, цикл деловой активности, перспективы экономического роста, уровень безработицы, чистый доход после уплаты налогов, издержки заработной платы, конкуренцию, альтернативных поставщиков и пр.;

социокультурных – через демографические изменения, развитие системы ценностей общества, перемены в образе жизни (например, изменения состава семей, отношений к работе и к свободному времени), изменения вкусов и предпочтений потребителей (например, отношений к вопросам охраны окружающей среды), уровень образования и пр.;

технологических – через потенциал нового продукта, создание нового рынка, альтернативные способы предоставления услуг, новые открытия, уровень отраслевого и государственного финансирования исследований и разработок, изменение коммуникационных технологий, новые производственные технологии, уровень передачи технологий и пр.

Цель ПЭСТ анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, хотя и это очень важно, но в использовании метода для:

* выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды;

* концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации;

* учета происходящих перемен при разработке стратегий организации.

Данный анализ привлекает внимание к динамической природе внешней среды. Он эффективен для анализа деловой среды крупных, средних и малых предприятий, коммерческих, общественных и добровольных организаций.

 

Вопросы для контроля знаний

1. Почему факторы внешней и внутренней среды организации называют ситуационными переменными?

2. Охарактеризуйте роль управленческой ситуации в деятельности менеджера. Приведите пример ситуации.

3. Покажите на примерах, как связаны между собой цели и структура организации, технология и задачи, структура и персонал.

4. Приведите пример, иллюстрирующий взаимосвязь всех внутренних переменных в организации.

5. Почему ситуация влияет на индивидуальное поведение человека сильнее, чем свойства его личности?. Как это обстоятельство должен учитывать менеджер в соей деятельности?

6. Охарактеризуйте ситуационные факторы внешней среды предприятия.

7. Чем отличается влияние факторов прямого воздействия от факторов косвенного воздействия?

8. Как оценивается сложность внешней среды?

9. Что понимается под неопределенность внешнего окружения организации?

10. Приведите пример, иллюстрирующий взаимосвязанность и подвижность факторов внешней среды.

11. Если подвижность внешней среды для предприятия оценивается в 3,5 балла по шкале И. Ансоффа, то на сколько в этом случае его будущее зависит от прошлого?

12. Охарактеризуйте сущность СТЭП анализа и цели, для которых он применяется.

13. Имеет ли управленческая ситуация границы? Если да, то как они определяются?

14. Приведите пример управленческой задачи.

15. Приведите пример управленческой проблемы. Покажите на ее примере, чем проблема отличается от задачи?

16. Что такое рефлексия и рефлективность? Когда менеджеру полезно обратиться к рефлексии?

17. Как вы считает, следует ли менеджеру развивать личные навыки работы с ситуацией?

18. Вспомните какую-либо проблемную ситуацию из вашей жизни, попытайтесь найти из нее выход с помощью приемов рефлексии.


 

Глава 2.2.1. Планирование – способ подготовки предприятия к будущему

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...