Устройство для вертикальной киносъемки
Титры можно снимать на устройствах двух типов: горизонтальных и вертикальных. И хотя горизонтальные обычно более компактны и просты по конструкции, все же вертикальные дают более широкие возможности и совершенно необходимы, например, при съемке движущихся букв, стрелочек на географических картах, плоской мультипликации. На рис. 25 показана конструкция настенного штатива для вертикальной съемки. Кинокамера крепится к подвижному кронштейну-параллелограмму, позволяющему поднимать и опускать ее, сохраняя при этом параллельность плоскости пленки в кадровом окне с плоскостью объекта съемки.
Pис. 25. Настенный штатиив: 1 — деревянная доска 20x160x250 мм (1 шт.): 2 — деревя ный брусок 30. х 30 х 250 мм (1 шт.): 3 — по теки листового железа 3 х 18 х 300 м. и (4 от.): 4 - винты-барашки (2 шт.) 5— крючо ддя подвески штатива: 6 —винт шгативпьи: 7- фефовые иди кожаные прокладки: Я - крышка: 9 — бленда: 10 —стержень: 11 -бумажная трубка
Два винта-барашка 4 надежно закрепляют камеру на нужной высоте. Штатив крепится за ушко на крючок 5, вбитый в стену. Под камерой ставят стол. Он должен быть строго горизонтальным и устойчивым. На стол кладут оригинал для съемки и через визир камеры находят его положение, а также крупность, для чего камеру поднимают или опускают на кронштейне. Размеры объекта не имеют значения — его легко поместить на любом расстоянии от камеры, не забывая в надлежащих случаях пользоваться насадочными линзами. Чтобы устранить параллакс, можно сделать такое несложное приспособление. Из дерева или металла вытачивают круглую, с невысокими краями крышечку 8, внутренний диаметр которой такой, чтобы она с легким трением надевалась на край солнечной бленды вашей камеры 9. К центру этой крышки жестко крепится стержень 10 из дерева или металлическая трубка длиной 20 см и диаметром 6 — 8 мм.
Когда на бленду, которая надета на объектив камеры, прикрепить крышку, стержень станет как бы продолжением оптической оси объектива. Теперь остается лишь определить по визиру границы кадра и подвести центр объекта съемки под нижний конец стержня. Перед съемкой этот стержень с крышечкой, конечно, убирают. При съемке с расстояний больше 20 см стержень нужно удлинить. Наденьте на него трубочку 11 из плотной бумаги. СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ПАРАЛЛАКСА
Предлагается очень простой способ параллактических поправок при киносъемке с близких расстояний, в частности титров. Рис. 26. Способы параллактических поправок
Прежде всего, необходимо измерить расстояние от центра объектива вашей съемочной кинокамеры до центра визира (рис. 26, А). Допустим, это расстояние а равно 48 мм (как в «Адмире 8 П-а»). Вырежьте из белой бумаги полоску длиной 48 мм и шириной 8 — 10 мм (рис. 26, Б). Положите ее на оригинал так, чтобы нижний край (острие) был в центре снимаемого поля. Полоска должна лежать параллельно боковым краям кадра. После того как определено расстояние, с которого будет происходить съемка, направьте камеру так, чтобы верхнее острие полоски было в центре поля визира (рис. 26, В). Тогда центральная точка объекта будет точно в центре кадра. Перед съемкой, конечно, не забудьте убрать бумажную полоску с оригинала. А как быть, если визир в кинокамере размещен не прямо над объективом («Адмира», «Турист», «Кварц») или сбоку («Спорт»), а по диагонали (АК-8, «Нева», «Киев16С-3»)? Принцип остается тот же, только из бумаги нужно будет вырезать прямоугольник по схеме, показанной на рис. 26, Г. Точка а треугольника должна находиться против центра объектива, точка 6 — против центра визира. Для кадрирования треугольник кладут на объект так, чтобы точка а была в центре оригинала, а точка б — в центре визира камеры (рис. 26, Д).
Совсем по-другому предлагает находить нужное положение титров кинолюбитель из Чехословакии. С помощью его простого и надежного приспособления точная центровка титров производится на любом расстоянии оригинала от кинокамеры.
Рис 27. Центровки титров
На токарном станке нужно выточить из мягкого металла, оргстекла и т. п. кольцо, которое надевалось бы на оправу объектива. На кольце делают заточку (выемку), как на рис. 27. В эту выемку вставляют зеркальце размером 52 х 77 мм. На задней стороне зеркальца тонкой иглой нужно процарапать защитную краску и амальгаму до самого стекла двумя линиями — вертикальной и горизонтальной, которые пересекаются точно в центре зеркальца. Кисточкой наносят на процарапанные риски тушь или краску. При взгляде на зеркальце это перекрестье должно быть хорошо видно. Зеркальце вставляют в выемку кольца так, чтобы центр зеркальца совпал с центром кольца. Зеркальце прижимают к кольцу широкими головками двух винтиков (или подложенными под них шайбочками) — тогда оно не выпадет. Затем из белого картона вырезают прямоугольник по величине предлагаемого поля для титров. На нем тушью наносят также перекрестье (через центр листа), аналогичное тому, что на зеркальце, и в точке пересечения линий делают маленькое отверстие диаметром 1 — 2 мм. Кольцо с зеркальцем надевают на объектив камеры и выравнивают его так, чтобы стороны зеркальца были параллельны соответствующим сторонам визира. Картон, обращенный перекрестьем в сторону объектива камеры, прикладывают к стеклу (со стороны камеры), на котором будут размещены титры. Глядя через отверстие в картоне, передвигают картон так, чтобы совместить оба креста (на картоне и зеркальце). Это положение картона обозначают на стекле карандашом «стеклограф» или тушью. Теперь можете быть уверены, что поле, на котором будут лежать титры, точно отцентрировано по отношению к кадровому окну съемочной камеры. САМОПИШУЩИЕСЯ ТИТРЫ
Надписи, в которых каждая буква «сама» выписывается на экране, обычно снимают отдельными кадрами. Но можно намного ускорить этот процесс, сняв титр одним нажатием кнопки.
Нужную надпись или рисунок сделайте на плотной бумаге или картоне деревянной палочкой, смоченной в насыщенном растворе азотнокислого калия (калиевая селитра). Желательно брать лучшие сорта бумаги, иначе надпись расползается, и будет выглядеть неаккуратно. После высыхания бесцветная надпись или рисунок совсем незаметны. Но достаточно только приблизить к одной из крайних точек огонь спички, как красная искорка побежит по надписи, оставляя за собой черный след. Конечно, в надписи не должно быть разрывов, пропусков, так как в этих местах огонек погаснет и эффект самопишущейся надписи прекратится. Вот почему, если надпись состоит из нескольких слов, нужно придумать, как органично, в стиле всей надписи, соединить их. Съемка производится обычной для вашей кинокамеры частотой — 16, 18 или 24 кадр/с. ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ТИТРОВ
Приведем несколько примеров создания титров, исходя из условий съемки и темы фильма. На море. Титр, который пишет на песке палец человека или палочка; можно писать и белым кремом на загорелой спине юноши, лежащего на берегу; надпись из ракушек или морских водорослей, выложенных на песке; съемка титров, наклеенных или написанных на стекле, на фоне морского прибоя. В походах. Титром может быть указательная надпись на придорожном столбе; надпись (на стекле) на фоне коры дерева или стволов деревьев, мха, горных вершин, географической карты и т. д. На карнавалах, праздничных вечерах. Титры, сделанные на надувных воздушных шариках, которые, взлетая вверх, открывают первый эпизод фильма; надписи, которые создаются из конфетти (покадровая съемка) или выкладываются из ленточек серпантина. Эти примеры приведены не как образцы для копирования, а для того, чтобы помочь кинолюбителю в поисках интересных и оригинальных изобразительных решений выполнения титров. Кинолюбитель из Чехословакии в шуточном фильме «Своим личным палачом» умело использовал прием изменения величины титров, придающий определенную эмоциональную окраску действию на экране.
Коротенький фильм начинается крупными планами лица мужчины, бреющегося безопасной бритвой. Тупые лезвия приводят его во все возрастающую ярость. И вот между этими кадрами вклеены три надписи, сделанные все более крупными буквами: «Если у вас избыток крови...», «Если вы обожаете страдания...», «Если вам наплевать на жизнь...», и затем после крупного плана лица мужчины, перекошенного от боли, последняя надпись: «Брейтесь лезвиями «Jestfab»!» Один из основоположников советского документального киноискусства Дзига Вертов первым показал, что надпись в немом фильме, подобно самому изображению, может не только исполнять информационную роль, но также иметь определенную эмоциональную окраску. В фильмах Д. Вертова зрители впервые увидели надпись, которая появлялась где-то в глубине экрана, а затем быстро приближалась, вырастая до огромных размеров. Такая надпись (чаще всего это было одно слово) воспринималась как восклицание, призыв. Советуем и вам в нужных случаях воспользоваться этим действенным приемом. Проще всего снять такой титр трансфокатором. Кинокамеру укрепляют на штативе или титровальном станке, а наезд осуществляют поворотом рукоятки трансфокатора. Если у вас нет кинокамеры с трансфокатором, можно получить нужный эффект покадровой съемкой с постепенным приближением кинокамеры к надписи. Тут, конечно, придется точно разметить не только начальное и конечное положения кинокамеры, но и промежуточные, чтобы по мере передвижения ее делать необходимые поправки фокуса, иначе надпись будет нерезкой. Иногда поступают иначе. Одну и ту же надпись снимают несколько раз с различно удаленных точек, а затем монтируют их короткими кусками. Это создает ощущение крика, призыва. Если вы хотите усилить впечатление от слова, сказанного героем в немом фильме, можно сделать так. Например, в первом кадре человек (на среднем плане) кричит: «Стой!» После этого кадра вклеивают надпись «Стой!», снятую не очень крупно. Потом идет кадр, на котором крупно, на весь экран — лицо человека, снова повторяющего свое восклицание. И после этого кадра еще один титр «Стой!», но теперь уже буквы большие, они занимают весь экран, как бы повторяя предыдущий крупный план лица человека. ОСОБЫЕ ПРИЕМЫ КИНОСЪЕМКИ
Иногда авторы любительского фильма отказываются от какого-либо интересно задуманного, но сложного по выполнению кадра. Например, нужно снять героя ночью, во время дождя, да еще так, чтобы ярко вспыхивали молнии и гремел гром. Что касается грома, то в звуковом сопровождении это создать не так сложно. А вот дождь, молния...
В таких случаях выручают различные способы специальных и комбинированных съемок. Расскажем только о тех приемах подобного рода съемок, которые доступны кинолюбителям, причем большую их часть изобрели сами кинолюбители. ИМИТАЦИЯ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ
Поскольку прием этот построен на принципе перспективного совмещения, нужно, чтобы кинокамера имела беспараллаксный визир. Закрепите перед камерой рамку, на которой натянуто 6 8 рядов белых ниток (рис. 28, А). Расстояние между нитками 8 — 10 мм. Между объективом и рамкой должно быть такое расстояние, чтобы нитки получились на изображении нерезкими. В среднем но расстояние равно 10 — 20 с.и и зависит от фокусного расстояния объектива. Смотря в визир камеры, совместите нитки с окном (рис. 28, Б), а часть ниток, показанных на рисунке пунктирными линиями, закрасьте черной тушью или краской. Рис. 28. Имитация солнечных лучей
Подсветите нитки со стороны камеры небольшим осветительным прибором. Усиливая или ослабляя яркость ниток, найдите нужное соотношение ее с общей освещенностью декорации. Можно снимать падающий из окна луч и более общим планом так, чтобы в кадр попадало и световое пятно на полу, как на рис. 28, В (пунктиром показаны части ниток, которые нужно зачернить). Помните: актеры могут находиться только за лучом света или сбоку от него (рис. 28, Г) и ни в коем случае не пересекать луч, так как это сразу разоблачит ваш прием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|