ИСКУССТВЕННЫЙ ЛУЧ ОТ ЛАМПЫ
Принцип создания в киноизображении луча от лампы (настольной или под потолком) не отличается от рассказанного выше, только вместо рамки с нитками перед объективом кинокамеры устанавливают (на расстоянии 30 — 40 см) лист чистого стекла с нанесенным на него тонким слоем пудры (рис. 29, А). Смотря в визир камеры, нужно обвесит заостренной палочкой на пудре контуры светового луча (совместив его с рефлектором лампы или абажура) и счистить вокруг контура лишнюю пудру (рис. 29, Б). Найдите нужную степень подсветки слоя пудры и снимайте.
Рис 29. Искусственный луч от лампы
На рис. 29, В показан такой кадр в законченном виде. Следите, чтобы в стекле не отражались блестящие части съемочной кинокамеры или другие светлые предметы. РЕАЛЬНОЕ — НЕРЕАЛЬНО
Иногда нужно, чтобы реальные предметы — люди, здания, деревья — выглядели на экране необычно, так, как это бывает во сне или в сказках. Рис. 30. Съемка отражения объекта перевернутой камерой
Один из многих вариантов выполнения этой задачи может быть таким. Снимают не сами предметы или людей, а их отражения в реке, озере, пруду (рис. 30). Снимать нужно кинокамерой, перевернутой «вниз головой». После съемки и обработки этот кадр вклеивается (конечно, уже в нормальном положении — «головой вверх») в нужное место фильма. Следует помнить, что перевернутая кинокамера дает эффект обратной съемки, т. е. на экране все движения будут происходить в обратном порядке. В некоторых случаях это тоже может усилить впечатление нереальности сцены. Но если это не предусмотрено содержанием сценария, то перед съемкой нужно тщательно прорепетировать все движения действующих лиц в обратном порядке.
Если поверхность воды совершенно спокойная («как зеркало»), нужно перед съемкой бросить в воду камешек, чтобы получилось легкое волнение, — тогда отражение в воде начнет покачиваться, изламываться, приобретать необычные формы, а именно это и нужно для создания эффекта нереальности, фантастичности. ОПТИЧЕСКИЙ КЛИН
В сценарии написано: «В затемнение», или «Высветление». Но как это сделать, если в кинокамере нет обтюратора с изменяющимся углом открытия? А диафрагмой необходимый эффект получается не всегда. Например, при съемке на натуре в солнечный день диапазон уменьшения отверстия диафрагмы совсем незначительный — примерно от 8 — 11 до конечных значений 16 — 22. Несложное приспособление (рис. 31) позволит получить затемнения и высветления, независимо от величины диафрагмы. Возьмите фотопластинку для диапозитивов или штриховых работ размером 13x18 см. Накройте ее куском картона (в темной комнате при красном свете), включите неяркую электрическую лампочку и, передвигая картон, открывайте пластинку. Когда она откроется примерно на 12 — 13 см, не останавливаясь, двигайте картон в обратном направлении, закрывая пластинку. Рис. 31. Изготовление оптического клина и компендиума
Засвеченную таким образом пластинку проявляют в контрастном проявителе, фиксируют, промывают, сушат. Часть пластинки, которая не подвергалась действию света, будет совсем прозрачной, далее начинается слабое потемнение, которое постепенно становится все более и более плотным, а на краю пластинки достигает максимальной черноты. Чтобы увеличить прозрачность незасвеченного поля пластинки, аккуратно удалите с этого участка эмульсию (лезвием безопасной бритвы сразу же после промывания пластинки). Высушенную пластинку разрежьте вдоль на две половинки сложите их эмульсиями внутрь, окантуйте оба стекла — и оптический клин готов. Чтобы получить затемнение, нужно поставить оптический клин прозрачным участком перед объективом аппарата и в конце кадра передвинуть пластинку до наиболее плотной части клина.
Обратное движение клина даст высветление. Затемнение и высветление должно длиться 2 — 3 с, однако в самом начале и в самом конце фильма должно быть более длительным. С помощью этого же клина можно делать и мягкий, плавный переход от одного эпизода к другому — «наплыв». Техника наплыва общеизвестна. В нашем случае с помощью оптического клина вначале делают затемнение (в конце кадра), затем отматывают назад пленку на нужное количество кадриков, а следующий кадр снимают высветлением. Для удобства передвижения клина можно воспользоваться простым компендиумом (см. рис. 31). Его можно вырезать из тонкого металла. СРЕДСТВО МОНТАЖА... ДЫМ
Мягкие, плавные переходы от одного эпизода к другому можно получить с помощью дыма от сигареты. Устройство состоит из картонного цилиндра и прикрепленной к нему резиновой трубки (рис. 32). Цилиндр надевают на оправу объектива так, чтобы край цилиндра немного выступал вперед, не кашируя при этом изображение на пленке. В конце сцены или эпизода нужно выпустить в трубку затяжку дыма, отчего изображение как бы растворится в тумане. Перед началом съемки следующего эпизода в цилиндр снова впускают порцию дыма, и, чтобы он не вышел до начала съемки, к краю картонного цилиндра прижимают кусочек чистого стекла, нажимают пусковую кнопку кинокамеры и через резиновую трубку постепенно выдувают дым (слегка отодвинув стекло от цилиндра). В изображении это создаст эффект рассеивания тумана, из которого все более четко вырисовывается новый объект.
Рис. 32. Дым средство монтажного перехода ЗВЕЗДНОЕ НЕБО
Для съемки «звездного неба» кинолюбители чаще всего используют лист черного картона, в котором прокалывают множество отверстий разного диаметра. Отверстия подсвечивают с обратной стороны. Однако такая киносъемка не дает эффекта мигания звезд, которое мы обычно наблюдаем. Так что если действие нашего фильма происходит на Земле, а не в Космосе, то звезды должны мигать. Тем более что сделать это совсем легко.
Рис. 33. Создание мигания звездного неба
На рис. 33 видно, что между черным картоном с отверстиями и источником света помещают полосу папиросной бумаги (или кальки), на которую наносят черной краской волнистые линии. Кальку медленно перематывают с одного барабана на другой. При этом черные волнистые линии будут перекрывать и открывать свет в отверстиях картона, что и создаст эффект мигания звезд, очень сходный с их собственным миганием. Вместо кальки с полосами можно подвесить проволочную сетку или решетку. Легкие покачивания ее из стороны в сторону дадут такой же эффект мигания звезд. Если хотите, чтобы от каждой звезды расходились небольшие лучи, поставьте перед объективом прозрачное стекло диаметром 6 — 8 см (если оно круглое) и нанесите на него тонким слоем вазелина несколько линий от центра к краям, как показано на рисунке. При вращении этого стекла будут вращаться и лучи вокруг звезд. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ РЯДОМ
Иногда на страницах журналов помещают фотозагадки. И если вы даже очень наблюдательный человек и потратите немало времени на разгадку, — это еще не гарантирует успеха. В основе таких фотоснимков лежит принцип показывать всем известные предметы с такой точки или настолько увеличенными, что вещи теряют привычный для нас вид. И тогда прижатые друг к другу какие-то металлические шары, изъеденные коррозией, оказываются на самом деле головками спичек, а кольца, напоминающие пчелиные соты, — обыкновенными макаронами, сфотографированными с торца. А нельзя ли кинолюбителю воспользоваться таким же приемом? Не только можно, но другие уже с успехом давно используют этот прием. Много лет тому назад кинолюбитель снял маленький фантастический фильм о двух изобретателях, которые пытались искусственно создать золото. В одном из эпизодов изобретатели заходят в фантастическую лабораторию с невероятной формы агрегатами, спиральными трубами, огромными сверкающими металлическими столбами и блестящими защитными сетками. Эти кадры вызывали восторг и удивление зрителей. После окончания фильма автора просили рассказать, как ему удалось найти или создать такую впечатляющую декорацию. Тогда, вынув из ящика стола обыкновенную радиолампу (без стеклянного баллона), он сказал: «Вот она, моя «декорация».
Автор фильма снял очень крупным планом «внутренности» старой радиолампы, а второй экспозицией поместил в нее людей. Конечно, нужно было все точно рассчитать — где должны быть люди, как они будут двигаться и как лучше скрыть от зрителя секрет этого комбинированного кадра. Фильм, о котором идет речь, был снят на 8-лш пленке. В другом фильме нужно было показать ряд кадров со зловещими, полуфантастическими механизмами в движении. Для этого были сняты очень крупно... детали старого будильника. Итак, успех подобных кадров зависит целиком от фантазии и изобретательности авторов фильма — ведь объектов для таких съемок множество вокруг нас. Нужно лишь внимательней присмотреться к ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|