Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИСКУССТВЕННЫЙ ЛУЧ ОТ ЛАМПЫ




 

Принцип создания в киноизображении луча от лампы (настольной или под потолком) не отличается от рассказан­ного выше, только вместо рамки с нитками перед объективом кинокамеры устанавливают (на расстоянии 30 — 40 см) лист чистого стекла с нанесенным на него тонким слоем пудры (рис. 29, А). Смотря в визир камеры, нужно обвесит заострен­ной палочкой на пудре контуры светового луча (совместив его с рефлектором лампы или абажура) и счистить вокруг контура лишнюю пудру (рис. 29, Б). Найдите нужную степень подсветки слоя пудры и снимайте.

 

Рис 29. Искусственный луч от лампы

 

На рис. 29, В показан такой кадр в законченном виде. Следите, чтобы в стекле не отражались блестящие части съемочной кинокамеры или другие светлые предметы.

РЕАЛЬНОЕ — НЕРЕАЛЬНО

 

Иногда нужно, чтобы реальные предметы — люди, зда­ния, деревья — выглядели на экране необычно, так, как это бывает во сне или в сказках.

Рис. 30. Съемка отражения объекта перевернутой камерой

 

Один из многих ва­риантов выполнения этой задачи может быть таким. Снимают не сами предметы или людей, а их отраже­ния в реке, озере, пру­ду (рис. 30). Снимать нужно кинокамерой, перевернутой «вниз головой». После съем­ки и обработки этот кадр вклеивается (ко­нечно, уже в нормаль­ном положении — «го­ловой вверх») в нуж­ное место фильма.

Следует помнить, что перевернутая кинокамера дает эффект обратной съемки, т. е. на экране все движения будут происходить в обратном порядке. В некоторых случаях это тоже может усилить впечатление нереальности сцены.

Но если это не предусмотрено содержанием сценария, то перед съемкой нужно тщательно прорепетировать все дви­жения действующих лиц в обратном порядке.

Если поверхность воды совершенно спокойная («как зер­кало»), нужно перед съемкой бросить в воду камешек, чтобы получилось легкое волнение, — тогда отражение в воде нач­нет покачиваться, изламываться, приобретать необычные формы, а именно это и нужно для создания эффекта нереаль­ности, фантастичности.

ОПТИЧЕСКИЙ КЛИН

 

В сценарии написано: «В затемнение», или «Высветление». Но как это сделать, если в кинокамере нет обтюратора с из­меняющимся углом открытия? А диафрагмой необходимый эффект получается не всегда. Например, при съемке на нату­ре в солнечный день диапазон уменьшения отверстия диа­фрагмы совсем незначительный — примерно от 8 — 11 до конечных значений 16 — 22.

Несложное приспособление (рис. 31) позволит получить затемнения и высветления, независимо от величины диа­фрагмы.

Возьмите фотопластинку для диапозитивов или штриховых работ размером 13x18 см. Накройте ее куском картона (в темной комнате при красном свете), включите неяркую электрическую лампочку и, передвигая картон, открывайте пластинку. Когда она откроется примерно на 12 — 13 см, не останавливаясь, двигайте картон в обратном направле­нии, закрывая пластинку.

Рис. 31. Изготовление оптического клина и компендиума

 

Засвеченную таким образом пластинку проявляют в конт­растном проявителе, фиксируют, промывают, сушат.

Часть пластинки, которая не подвергалась действию света, будет совсем прозрачной, далее начинается слабое потемнение, которое постепенно становится все более и более плотным, а на краю пластинки достигает максималь­ной черноты.

Чтобы увеличить прозрачность незасвеченного поля плас­тинки, аккуратно удалите с этого участка эмульсию (лезвием безопасной бритвы сразу же после промывания пластинки).

Высушенную пластинку разрежьте вдоль на две половин­ки сложите их эмульсиями внутрь, окантуйте оба стекла — и оптический клин готов. Чтобы получить затемнение, нужно поставить оптический клин прозрачным участком перед объективом аппарата и в конце кадра передвинуть пластинку до наиболее плотной части клина.

Обратное движение клина даст высветление. Затемнение и высветление должно длиться 2 — 3 с, однако в самом начале и в самом конце фильма должно быть более длительным.

С помощью этого же клина можно делать и мягкий, плав­ный переход от одного эпизода к другому — «наплыв».

Техника наплыва общеизвестна. В нашем случае с по­мощью оптического клина вначале делают затемнение (в кон­це кадра), затем отматывают назад пленку на нужное коли­чество кадриков, а следующий кадр снимают высветлением.

Для удобства передвижения клина можно воспользо­ваться простым компендиумом (см. рис. 31). Его можно вырезать из тонкого металла.

СРЕДСТВО МОНТАЖА... ДЫМ

 

Мягкие, плавные переходы от одного эпизода к другому можно получить с помощью дыма от сигареты.

Устройство состоит из картонного цилиндра и прикреп­ленной к нему резиновой трубки (рис. 32). Цилиндр надевают на оправу объектива так, чтобы край цилиндра немного вы­ступал вперед, не кашируя при этом изображение на пленке.

В конце сцены или эпизо­да нужно выпустить в труб­ку затяжку дыма, отчего изображение как бы раство­рится в тумане. Перед нача­лом съемки следующего эпизода в цилиндр снова впускают порцию дыма, и, чтобы он не вышел до нача­ла съемки, к краю картон­ного цилиндра прижимают кусочек чистого стекла, нажимают пусковую кнопку кинокамеры и через резиновую трубку посте­пенно выдувают дым (слегка отодвинув стекло от цилиндра). В изображении это создаст эффект рассеивания тумана, из которого все более четко вырисовывается новый объект.

 

Рис. 32. Дым средство монтажного пере­хода

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО

 

Для съемки «звездного неба» кинолюбители чаще всего используют лист черного картона, в котором прокалывают множество отверстий разного диаметра. Отверстия подсве­чивают с обратной стороны.

Однако такая киносъемка не дает эффекта мигания звезд, которое мы обычно наблюдаем. Так что если действие на­шего фильма происходит на Земле, а не в Космосе, то звезды должны мигать. Тем более что сделать это совсем легко.

 

Рис. 33. Создание мигания звездного неба

 

На рис. 33 видно, что между черным картоном с отверстиями и источни­ком света помещают по­лосу папиросной бумаги (или кальки), на которую наносят черной краской волнистые линии. Каль­ку медленно перематыва­ют с одного барабана на другой. При этом черные волнистые линии будут перекрывать и открывать свет в отверстиях картона, что и создаст эффект мигания звезд, очень сходный с их собственным миганием.

Вместо кальки с полосами можно подвесить проволочную сетку или решетку. Легкие покачивания ее из стороны в сторону дадут такой же эффект мигания звезд.

Если хотите, чтобы от каждой звезды расходились не­большие лучи, поставьте перед объективом прозрачное стек­ло диаметром 6 — 8 см (если оно круглое) и нанесите на него тонким слоем вазелина несколько линий от центра к краям, как показано на рисунке. При вращении этого стекла будут вращаться и лучи вокруг звезд.

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ РЯДОМ

 

Иногда на страницах журналов помещают фотозагадки. И если вы даже очень наблюдательный человек и потратите немало времени на разгадку, — это еще не гарантирует успеха. В основе таких фотоснимков лежит принцип показы­вать всем известные предметы с такой точки или настолько увеличенными, что вещи теряют привычный для нас вид. И тогда прижатые друг к другу какие-то металлические шары, изъеденные коррозией, оказываются на самом деле головками спичек, а кольца, напоминающие пчелиные со­ты, — обыкновенными макаронами, сфотографированными с торца.

А нельзя ли кинолюбителю воспользоваться таким же приемом? Не только можно, но другие уже с успехом давно используют этот прием. Много лет тому назад кинолюбитель снял маленький фантастический фильм о двух изобретате­лях, которые пытались искусственно создать золото. В одном из эпизодов изобретатели заходят в фантастическую лабо­раторию с невероятной формы агрегатами, спиральными трубами, огромными сверкающими металлическими стол­бами и блестящими защитными сетками. Эти кадры вызы­вали восторг и удивление зрителей. После окончания фильма автора просили рассказать, как ему удалось найти или соз­дать такую впечатляющую декорацию. Тогда, вынув из ящика стола обыкновенную радиолампу (без стеклянного баллона), он сказал: «Вот она, моя «декорация».

Автор фильма снял очень крупным планом «внутренно­сти» старой радиолампы, а второй экспозицией поместил в нее людей.

Конечно, нужно было все точно рассчитать — где долж­ны быть люди, как они будут двигаться и как лучше скрыть от зрителя секрет этого комбинированного кадра. Фильм, о котором идет речь, был снят на 8-лш пленке.

В другом фильме нужно было показать ряд кадров со зловещими, полуфантастическими механизмами в движении. Для этого были сняты очень крупно... детали старого бу­дильника.

Итак, успех подобных кадров зависит целиком от фанта­зии и изобретательности авторов фильма — ведь объектов для таких съемок множество вокруг нас. Нужно лишь вни­мательней присмотреться к ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...